Жизнь до рождения (о зародышевом развитии человека)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:38, реферат

Описание

Внутриутробное развитие человека заслуживает наиболее тщательного и подробного изучения, так как различные нарушения в развитии ребёнка в эмбриональном периоде могут привести к непоправимым последствиям, в результате которых слабый и беспомощный малыш может получить множество страшных заболеваний и психологический травм. Вследствие того, что многие болезни люди получают на стадии эмбрионального развития, им необходимо знать больше информации о процессах, происходящих с ними на этой стадии, чтобы постараться предотвратить непоправимое.

Содержание

I. Введение 3
II. Эмбриональное развитие человека 4
1. Формирование половых клеток 4
2. Оплодотворение 5
3. Эмбриональный период 6
а) Зародыш 6
б) Плод 10
в) Дыхание 12
г) Выделительная система 13
д) Формирование анализаторов 14
е) Иммунитет плода 15
ж) Роды 16
4. Факторы, влияющие на развитие зародыша и плода 17
а) Питание матери 17
б) Курение и алкоголь 18
в) Приём лекарственных препаратов 19
III. Вывод 21
IV. Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Жизнь до рждения (о зародышевом развитии человека)..doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

       Хвост почти незаметен.

       К концу 8-й недели завершается зародышевый  период развития. У человека имеются  практически все органы и системы  органов.

Плод.

       С 9-й недели начинается следующий период развития, называемый плодным (развивающийся в это время организм называется плодом).

       С 9-й по 11-ю неделю плод начинает активно  двигаться, с каждым днём диапазон его  собственных движений расширяется. Мать не ощущает этих движений, т. к. её ребёнок ещё слишком мал и слаб.

       На 11-й неделе формируются фрагменты  всех основных рефлексов, которыми будет  обладать и взрослый – сосательного, глотательного, мигательного, хватательного  и других.

       В половых клетках девочек происходит удвоение и конъюгация хромосом. Формируются те половые клетки, из которых возникнут дети этого плода.

       У 12-недельного плода начинает функционировать  дыхательный центр, расположенный  в продолговатом мозгу.

       В 13–14 недель появляются первые глотательные движения, а также движения языка.

       На 13–16-й неделе рефлексы становятся постоянными.

       В возрасте 16 недель сформированы все  кости, однако, процесс окостенения  только начат. Плод свободно плавает  в околоплодных водах, которые защищают его от воздействия механических, температурных и химических факторов.

       В интервале между 16-й и 20-й неделями начинает функционировать пищеварительный  тракт. Хорошо выражен глотательный рефлекс. Пищеварительные соки содержат все присущие им ферменты. Печень образует желчь. В поджелудочной железе островки Лангенгарса секретируют инсулин, регулирующий обмен сахара.

       На 4-м месяце на теле плода появляются тонкие волоски.

       К 7-му месяцу волосяной покров достигает  своего максимального развития. Волосы густо покрывают всё тело плода, особенно спинку, плечи и бёдра. На более поздних стадиях развития у подавляющего большинства детей волосы и верхний слой кожи сбрасываются. Вместе с выделением сальных желез они образуют так называемую сыровидную смазку, которая защищает кожу плода от постоянного действия околоплодных вод; позже эта смазка уменьшает трение, облегчая тем самым процесс родов.

       На 7-м месяце у мальчиков яички  опускаются в мошонку. Этот процесс  осуществляется под влиянием гормонов плаценты, а также собственных  половых гормонов зародыша, которые  в небольших количествах начинают выделять его половые железы.

       На 18–20-й неделе, когда ребёнок становится достаточно большим (около 20–25см) и  сильным, мама начинает ощущать его  движения. Движения плода – важный функциональный показатель его состояния. На 20-й неделе он совершает до 200 движений в сутки, на 32-й – до 600.

       Подрастая, он вынужден ограничивать свои движения из-за малого пространства, поэтому  к концу беременности двигательная активность плода снижается. В это  время он старается занять минимальный  объём, поэтому лежит, согнув ноги в коленях, прижав руки к туловищу и голову к коленям. Устав от однообразной позы, плод периодически резко выпрямляется, разгибает ножки и поднимает ручки, после чего с помощью нескольких сгибательных движений принимает прежнее положение.

       В норме головка плода обращена вниз. Эта поза гарантирует постоянный приток крови к мозгу под действием  силы тяжести, что очень важно  при несовершенстве регуляции кровообращения; в конце внутриутробного периода  она облегчает процесс родов.

       С 20-й недели проявляется мимическая активность.

       На 23–24-й неделе внутриутробного развития количество мимических движений резко  увеличивается, они становятся более  выраженными и вовлекают в  реакцию все мышцы лица. На 24-й  неделе внутриутробного развития плод обладает качественно такой же мимикой, которая наблюдается у новорождённого.

       В середине внутриутробного периода  из всех эмоциональных реакций наиболее выраженной является мимика плача и  сам плач.

Дыхание.

       На 16–20-й неделе появляются отдельные  дыхательные движения типа судорожных вздохов, сопровождающихся поднятием ручек. На 21–22-й неделе устанавливаются кратковременные периоды ритмического дыхания.

       На 23–24-й неделе дыхание может продолжаться в течение 2–3-х часов. Вскоре (на 28–33-й неделе) оно становится непрерывным и только иногда сменяется паузами и периодами неритмических вдохов.

       В период эмбрионального развития дыхательные  движения нужны плоду для его  нормальной жизни в полости матки. Расширение грудной клетки в момент вдоха приводит к увеличению её объёма и, как следствие, к понижению в ней давления. Это вызывает несколько весьма полезных для плода эффектов.

       Понижение давления передаётся на крупные кровеносные  сосуды, находящиеся в грудной  полости, и кровь засасывается в  них из плаценты. Кровоток ускоряется. Это разгружает сердце, даёт возможность ему работать не столь интенсивно. С другой стороны, ускорение кровотока способствует поступлению артериальной, богатой кислородом крови из плаценты и усилению снабжения организма кислородом.

       Вторая важная функция дыхания – участие в питании. При засасывании крови из плаценты усиливается приток не только кислорода, но и питательных веществ. Такое питание называется гемотрофным. Однако к середине внутриутробного периода одного гемотрофного питания плоду уже недостаточно. Кроме того, его пищеварительная система, как и остальные системы, должна подготовиться к нормальному функционированию после рождения. Она тоже должна созреть, поэтому к гемотрофному питанию присоединяется так называемое амниотрофное питание – питание околоплодными водами. Примерно с 5-го лунного месяца плод начинает осваивать питание через рот.

       Дыхательные движения обеспечивают возможность  созревания всех элементов рефлекторных дуг многих рефлексов, которые участвуют  в следующих реакциях: сосании, глотании, пищеварении, дыхании, иммунитете.

Выделительная система.

       Почки образуют первичную мочу очень рано. К середине внутриутробного периода, когда плод начинает осваивать амниотрофный способ питания, их деятельность активизируется. Частота мочеиспусканий определяется возрастом: ближе к рождению мочевой пузырь опорожняется чаще.

       Образовавшаяся  моча выделяется в те же околоплодные воды, в которых находится плод, и которые он пьёт. Оказывается, это  тоже необходимо для нормального  развития. Моча плода имеет кислую реакцию, из-за чего околоплодные воды после её выделения подкисляются. Периодическое изменение вкуса этой жидкости выступает как специфический раздражитель органа вкуса. От вкусовых рецепторов в мозг поступает поток импульсов, обеспечивающий созревание соответствующих нервов и нервных центров, т. е. всего вкусового анализатора. По сходному механизму формируется и обонятельный анализатор. 

Формирование  анализаторов.

       Кожный  анализатор начинает функционировать  очень рано – с 8-й недели. Мать окружает своего будущего ребёнка со всех сторон; он чувствует её всей поверхностью тела. Особенно мощная импульсация идёт от рецепторов кожи в тот период, когда она вся покрыта довольно длинными волосками – лянуго. В это время плод ещё мал и свободно плавает в околоплодных водах. При движении волоски отклоняются токами жидкости. В связанных с ними нервных окончаниях возникают импульсы, которые направляются в центральную нервную систему. Там они переключаются на другие нервные центры и обеспечивают их созревание. Поскольку волосков много, поток импульсов, ежесекундно поступающих в нервные центры, бывает очень мощным.

       После того, как плод становится достаточно крупным и занимает всю полость  матки, волоски выпадают. Теперь главным  раздражителем кожи становится механическое давление стенки матки на поверхность тела. Чем старше плод, тем сильнее выражено это давление. К моменту рождения оно бывает весьма значительным.

       Во  внутриутробном периоде есть все  условия для функционирования двигательного  и вестибулярного анализаторов, которые создают специфическое ощущение положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора генерируют импульсы при самостоятельных движениях плода. Вестибулярный анализатор возбуждается не только при движении плода, но и при движении его матери. Если мать ведёт малоподвижный образ жизни, это отрицательно сказывается на развитии её ребёнка.

       В матке есть все условия и для  формирования слухового анализатора. Специфическим раздражителем органа слуха у плода, как и у взрослых, является звук. Какие же звуки может слышать плод? В утробе очень шумно. Кишечные попискивания и тяжёлые вздохи, текущая вода, отрыгивание, скопление газов и другая деятельность тела матери производят постоянный шум. Устойчивый звуковой фон создают ритмические удары материнского сердца. Прекрасно передаётся по системе жидкостей, образующих внутреннюю среду организма, голос матери. Неплохо доходят сюда и голоса окружающих, а также другие звуки внешнего мира.

       Следовательно, во внутриутробном периоде слуховой анализатор постоянно возбуждается специфическими звуковыми раздражителями, что создаёт необходимые условия для его развития и созревания. Услышанные звуки вносятся в основной банк памяти и остаются в нём на всю жизнь.

       Вопрос  о путях формирования зрительного  анализатора до конца не ясен, поэтому общие закономерности его развития в эмбриональном периоде развития пока не установлены.

Иммунитет плода.

       У плода активного иммунитета нет, поскольку в норме он находится  в стерильных условиях и с бактериями не контактирует, однако он имеет пассивный иммунитет.

       Его суть заключается в том, что перед  рождением мать передаёт своему ребёнку  все антитела, которыми обладает сама, а также насыщает его организм своими лейкоцитами, обладающими фагоцитарной активностью.

       Также одним из путей передачи иммунных факторов является кишечник. Пищеварительные соки плода не расщепляют белки, называемые гамма-глобулинами, которые представляют собой иммунные тела и всасываются из кишечника в кровь плода без изменения. Не исключено, что они могут передаваться непосредственно из крови матери в кровь плода с помощью пиноцитоза. Лейкоциты, способные к амёбоидному движению, раздвигают своими ложноножками пограничные клетки и проходят между ними. Возможно, существуют и другие способы создания пассивного иммунитета. 

Роды.

       Роды  являются очень сложным периодом в жизни человека, завершающим  беременность.

       Привычная спокойная жизнь плода нарушается уже на первой стадии. Вначале появляются тревожные химические сигналы, затем  начинаются мышечные сокращения матки. Плод периодически сжимается маточными спазмами; в это время у него возникают боли во всём теле. Шейка матки закрыта, выхода нет. Слабый и беспомощный ребёнок, который до сих пор жил в самых комфортных условиях, попадает во власть разрушительной силы и становится её жертвой. По крайней мере, так может показаться самому малышу.

       На  второй стадии родов шейка матки  раскрывается, плод постепенно передвигается  по родовому каналу. Идёт отчаянная  борьба за выживание. Плод испытывает сильнейшее механическое сдавливание, которое зачастую бывает настолько сильным, что вызывает травмы – переломы ключицы и конечностей. При прохождении по узким родовым путям головка плода сдавливается, кости черепа смещаются, заходят друг за друга. Это оказывает сильнейшее давление на мозг.

       Кровообращение  в плаценте нарушается, снабжение  кислородом и питательными веществами ухудшается, поэтому у плода часто  возникает высокая степень гипоксии и удушье.

       Из  всего выше сказанного означает, что  роды для ребёнка – это сильнейшая физическая, физиологическая и психологическая травма. Положение осложняется тем, что сам он лишён возможности двигаться, активно реагировать на стрессовую ситуацию. 
 
 

Факторы, влияющие на развитие зародыша и плода.

Питание матери.

       Во  время беременности врачи очень тщательно следят за весом женщины. Значительные прибавления в весе их беспокоят настолько сильно, что иногда заставляют помещать беременную в стационар. Иногда врачи, не вдаваясь в подробности, говорят будущей матери, что ей будет трудно рожать. Такое объяснение справедливо. И всё же, почему беременной женщине опасно переедать?

       Избыточное  потребление пищи приводит к нарушению  сбалансированности питания. В этом случае плоду достаточно того количества питательных веществ, которое он получает через кровь, так как их содержание в крови матери при таком питании всегда бывает высоким; у него не возникает необходимости совершать сосательные и дыхательные движения. В связи с этим, к моменту рождения компоненты рефлекторных дуг сосательных и дыхательных рефлексов не созревают. В итоге после рождения ребёнок не способен сосать и – что ещё страшнее – дышать. Такое состояние называется физиологической незрелостью. Вес физиологически незрелых детей зачастую бывает большим и превышает 4 кг.

Информация о работе Жизнь до рождения (о зародышевом развитии человека)