Закаливание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:05, доклад

Описание

Закаливание детей предусматривает воздействий на организм ребенка физических факторов внешней среды — воздуха, воды, солнца. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции. В этом возрасте закаливание проводят воздухом и водой. Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, должна быть +22 °С. О

Работа состоит из  1 файл

закаливание Word.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

котором имеется соответствие или  несоответствие паспортного возраста его

биологическому возрасту. Задержка в росте или развитии детей, снижение

уровня их зрелости могут быть определены как снижение уровня здоровья

ребенка. Что касается недоношенных детей, то после 3-х лет жизни, когда  они

«догоняют» доношенных по уровню зрелости, здоровье можно также определить

как состояние соответствия паспортного  возраста ребенка его биологическому

возрасту.

В этой связи цель мероприятий по закаливанию – не просто увеличение

адаптивных возможностей организма, но и целенаправленное изменение

характера развития. Задачей закаливания  является не только снижение уровня

текущей заболеваемости детского населения.

Важнее, чтобы закаливание в  детском возрасте заложило основу для 

приумножения здоровья и в последующие периоды жизни. В.Ю. Альбицким (1985)

показано, что в настоящее время  существенно меняются те факторы  внешней 

среды, которые провоцируют возникновение  простудных заболеваний и в целом 

воздействуют на состояние здоровья детей дошкольного возраста. Такие

факторы, как жилищно–бытовые условия, материальная обеспеченность,

образовательный ценз и социальная принадлежность, потеряли свое значение в 

качестве оказывающих решающее влияние на состояние здоровья детей. В 

настоящее время для характеристики уровня здоровья детей рекомендованы

критерии его оценки. С.М. Громбахом (1979) и Г.Н. Сердюковской (1979)

предложены 4 критерия, характеризующие  состояние здоровья:

 

1. наличие или отсутствие хронических  заболеваний. 

2. уровень функционального состояния основных систем организма.

3. степень резистентности организма. 

4. уровень достигнутого физического  развития и степень его гармоничности. 

 

Применение этих критериев позволило  комплексно оценить состояние 

здоровья детей различного возраста (каждый из четырех критериев в

отдельности не может дать характеристику его в целом), причем результаты

обследования детей позволили  разделить их на 5 групп (С.М. Громбах, 1979):

1. здоровые с нормальным развитием  и нормальным уровнем функций. 

2. здоровые, но имеющий функциональные и некоторые морфологические

отклонения, а также сниженную  сопротивляемость к острым и хроническим 

заболеваниям.

3. дети, больные хроническими заболеваниями  в состоянии компенсации, с 

сохраненными функциональными  возможностями организма.

4. дети, больные хроническими заболеваниями  в состоянии субкомпенсации, со 

значительно сниженными функциональными  возможностями организма. Как 

правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего

профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

5. дети, больные хроническими заболеваниями  в состоянии декомпенсации, со 

значительно сниженными функциональными  возможностями организма. Дети

данной группы также не посещают детские учреждения и не охвачены

осмотрами.

 

Большое социальное значение имеет, в частности, выделение 2-й группы

здоровья, так как функциональные возможности этих детей чаще всего  снижены.

Они нуждаются в оздоровительных, закаливающих мероприятиях. Разграничение 1-

й и 2-й групп здоровья обычно не вызывает затруднений. К 1-й группе

относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не

имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений, ко 2-ой – те, у 

которых отсутствуют хронические  заболевания, но имеются некоторые 

функциональные и морфологические изменения.

Это дети со следующим перечнем отклонений в состоянии здоровья:

> отягощенный акушерско-гинекологический  анамнез: токсикоз и другая 

патология беременности, в том числе  хронические заболевания матери и 

резус – отрицательная принадлежность, осложненное течение родов,

многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков 

незрелости, крупный плод (4 кг и  более при рождении), асфиксия в  родах,

состояние оживленного организма, состояние после обменного переливания 

крови и др.

> начальный период рахита I степени,  выраженные остаточные явления  рахита 

> гипотрофия I степени, дефицит  или избыток тела I и II степени 

> аллергическая предрасположенность  к пищевым, лекарственным и  другим 

веществам, кожные проявления экссудативного диатеза,

> пилороспазм без явлений гипотрофии 

> некоторые врожденные аномалии, не требующие оперативного вмешательства, 

расширение пупочного кольца, расхождение  прямых мышц живота,

недопущение яичек в мошонку  на первом – втором году жизни и  др.

> дефекты осанки, уплощенная стопа

> функциональные изменения сердечно  – сосудистой системы, шумы 

функционального характера, тенденция  к понижению или повышению 

артериального давления, изменение  ритма и частоты пульса,

неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой

> аденоидные вегетации I –  II степеней, гипотрофия миндалин II степени, 

искривление носовой перегородки  при отсутствии нарушений носового

дыхания, повторные заболевания  бронхитом или пневмониями, частые острые

респираторные заболевания (4 раза в год)

> понижение содержания гемоглобина  в крови до нижней границы  нормы 

(угроза анемии)

> тимомегалия 

> субкомпенсированный кариес (6 –  8 кариозных зубов) 

> аномалия прикуса, не требующие  немедленной коррекции 

> отдельные невротические реакции, патологические привычки, задержка

нервно – психического развития, косноязычие 

> дисфункция желудочно-кишечного  тракта (периодические боли в  области 

живота, тошнота, рвота и др.)

> миопия слабой степени 

> дальнозоркость средней степени, аккомодационное косоглазие без

амблиопии при остроте зрения с  коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без 

нарушений бинокулярного зрения

> вираж туберкулиновой пробы 

> состояние реконвалесценций  после перенесенных острых инфекционных  и 

неинфекционных заболеваний длительным нарушением общего самочувствия и

состояния, в том числе после  острой пневмонии, болезни Боткина, острых

нейроонфекций и др.

 

Анализ показал, что формирование хронических заболеваний происходит в 

основном за счет 2-й группы, т.е. детей с функциональными отклонениями

(часто болеющих, имеющих хронический  тонзиллит, аденоиды, анемию и  т.д.)

Из 2-й группы здоровья выделены дети, имеющие только факторы риска  в 

раннем постнатальном онтогенезе (включая данные наследственного  и 

социального анамнеза). Такой контингент детей отнесен ко 2-й А группе

здоровья (Черток Т.Я., 1983). Проведенные  Институтом гигиены детей и 

подростков МЗ СССР исследования состояния  детей дошкольного возраста

выявили, что у них впервые 3 – 4 года жизни меньше сформированных

хронических заболеваний по сравнению  с дошкольниками более старшего

возраста, и основную массу составляют здоровые дети (82%). В старшем 

возрасте (5 – 7 лет) увеличивается  количество детей с уже сформированными 

хроническими заболеваниями (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).

У детей дошкольного возраста первое место среди хронических заболеваний 

и отклонений в состоянии здоровья занимает кариес зубов, второе заболевание 

глотки и носоглотки, третье –  болезни костно-мышечной системы, четвертое –

нервной системы и органов чувств.

Среди хронических заболеваний  органов дыхания в дошкольном возрасте

чаще представлены хронические  бронхиты: в 0,8 – 1,6 % случаев, у школьников

– в 2,4 %. Анемия в дошкольном возрасте встречается у 2,8 – 3,0 % детей, у

школьников – в 10,0 % случаев. Наиболее распространенным отклонением со

стороны костно-мышечной системы у  детей дошкольного возраста является

плоскостопие, которое появляется в возрасте 5 – 6 лет. У детей дошкольного 

возраста нарушение осанки, сколиозы встречаются существенно реже, чем у

школьников.

В последние годы наибольший интерес  представляют сведения с состоянии 

здоровья детей дошкольного  возраста по оценке функционального  состояния 

органов и систем.

Ребенок практически здоров, но могут быть определены те или иные

функциональные отклонения в деятельности сердечно – сосудистой,

дыхательной, выделительной систем. Так, исследования показали, что в 

возрасте 2 – 3 лет нормальная частота  дыхания была только у 39 % детей,

умеренное учащение дыхания – у 48 %, резкое учащение – у 13 %; в возрасте 6

– 7 лет нормальную частоту дыхания  имели уже 78 % детей, 17 % умеренное 

учащение и 2 % - резкое учащение. Умеренные  или выраженные гипертонические 

реакции встречались по показателю систематического артериального давления

вдвое чаще среди детей 3 – 4 летнего  возраста (16 %), чем среди детей 6 – 7

лет (8,7 %). С возрастом отмечено увеличение числа детей с выраженной

гипертонией с 0,7 % в 3 – 4 года до 2,9 % в 6 – 7 лет.

Существенное значение имеют исследования реакции сердечно – сосудистой

системы на физическую нагрузку. Опыт показывает, что с помощью этой пробы 

обнаруживается повышенное артериальное давление у ряда детей, у которых  в 

покое без нагрузки показатели артериального  давления отмечались в пределах

нормы.

Третий критерий уровня здоровья –  резистентности организма, которая  в 

практической деятельности определяется количеством и длительностью 

заболеваний, перенесенных за определенный период. Частота заболеваемости

детей, отражая иммунобиологическую сопротивляемость, свидетельствует об

уровне развития детей. Наиболее принятым является показатель заболеваемости

по обращаемости за год. В настоящее  время изучена возрастная структура 

заболеваемости детей.

Так, заболеваемость по обращаемости наибольшая у детей до 3 лет (381,0

на 1000 обследованных детей); в 4-летнем возрасте отмечается снижение до

339,0; в 5 лет – до 302,0; в 7 –  8 лет – до 263,0. заболеваемость  по 

обращаемости с возрастом уменьшается, хронические болезни чаще отмечаются в

школьном возрасте. Увеличение заболеваемости по обращаемости в возрасте 3 – 

4 лет связано с эмоциональным  стрессом, который возникает в  связи с 

поступлением детей в дошкольные учреждения (Студеникин М.Я., Макаренко  Ю.А.

и др., 1979; Тонкова – Ямпольская Р.В., 1980). Однако необходимо учесть,

что в возрасте 3 – 4 лет отмечен  значительный скачек роста детей 

(Андронеску А., 1970; Кранс В.М., 1979), во время которого, как и при 

изменении условий развития, происходят существенные преобразования в

деятельности нервной системы, эндокринного аппарата, различных 

функциональных систем. Очевидно, подобные изменения также приводят к 

снижению адаптивных возможностей детского организма, что способствует

увеличению заболеваемости по обращаемости детей 3 лет.

Первое место в структуре  заболеваемости детей по обращаемости занимают

болезни органов дыхания. В первые годы жизни пневмонии составляют 6 % от

всех заболеваний органов дыхания, к 7 годам число их снижается до 1 %.

Ангины, напротив, учащаются с 2 – 3 % в первые 2 года жизни до 8,9 % в 6 –

7 лет. 

У детей в возрасте от 1 года до 6 лет постепенно нарастают инфекционно-

аллергические болезни, а у школьников – травмы, заболевания уха, нервные 

болезни.

Применение четвертого критерия для  оценки здоровья детей связано с

выявлением уровня физического  развития и его гармоничности. Показано, что 

наибольшие различия в биологическом  возрасте определяются у детей старшего

школьного возраста. В этом возрасте имели место как опережение физического 

развития на 2 – 4 года, так и отставание на 1 – 3 года. Вместе с тем в

раннем возрасте, а именно на первом году жизни, также представлен 

существенный разброс показателей  физического развития детей с  учетом так 

называемого гестационного возраста.

В проведении закаливающих мероприятий и физических нагрузок важно

определить не только возрастную, но и биологическую нагрузку на организм,

учитывая не только паспортный, но и биологический возраст, состояние  или 

уровень здоровья ребенка.

Уровень физического развития имеет существенное значение в

возникновении заболеваний. Детей  дошкольного возраста с нормальным

физическим развитием болеют меньше. Так, уровень заболеваемости среди 

детей, отстающих по темпам физического  развития, превышает уровень 

заболеваемости всего контингента (взятого за 100 %) на 1-м году жизни на 4

– 6 %, на 2-м и 3-м – на 16,6 %, на 4-м  и 5-м – на 9,8 %, на 6-м и 7-м – 

на 7,8 %.

Эти исследования показали, что формирование хронических заболеваний 

происходит в возрасте 5 – 6 лет. В этой связи важно в более раннем возрасте

способствовать профилактике хронической  заболеваемости, как специфической,

так и путем закаливающих воздействий  и улучшения физического развития

детей. (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).

В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в

проведении закаливающих мероприятий  у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:

1. закаливание можно начинать  и далее проводить только при  полном здоровье 

Информация о работе Закаливание