Вирусы в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 23:33, курсовая работа

Описание

Целью работы «Вирусы в жизни человека», написанной Лозинской Ириной ученицей 9а класса является: рассмотреть значение вирусов в жизни человека.

Задачи:

1.Выяснить причины возникновения вирусов на Земле.
2.Разобрать строение вирусов.
3.Познакомиться с болезнями, которые вызывают вирусы.
4.Провести статистическое исследование заболеваемости учащихся

Содержание

Введение. 4

1. Гипотезы происхождения вирусов. 6

2. История открытия вирусов. 7

2.1. Первое знакомство 7

2.2. Составные части вирусов 7

2.3. Лизогения 8

2.4. Открытие Херши и Чейза 9

3. Заповеди вирусов. 11

4. Как устроены вирусы? 12

5. Кто их родители? 14

6. Взаимодействие вируса с клеткой. 15

7. Классификация вирусов. 18

8. Роль вирусов в жизни человека. Способы передачи

вирусных заболеваний. 19

9. Список черных дел вирусов: 20

9.1. Грипп 22

9.2. Оспа 22

9.3. Полиомиелит 23

9.4. Бешенство 23

9.5. Вирусный гепатит 23

9.6 Опухолеродные вирусы 24

9.7. СПИД. 24

10. Особенности эволюции вирусов на современном этапе. 27

Заключение. 28

Библиографический список 29

Приложение

Работа состоит из  1 файл

вирусы в жизни человека.doc

— 356.50 Кб (Скачать документ)

          Начать разговор о синдроме  приобретенного иммунодефицита  имеет смысл  с краткого  описания той системы организма,  которую он выводит из строя,  то есть системы иммунитета. Она  обеспечивает в нашем теле постоянство состава белков и осуществляет борьбу с инфекцией и злокачественно перерождающимися клетками организма.

          Как и всякая другая система,  система иммунитета имеет свои  органы и клетки. Ее органы - это  тимус (вилочковая железа), костный мозг, селезенка, лимфатические узлы (их иногда неправильно называют лимфатическими железами), скопление клеток в глотке, тонком кишечнике, прямой кишке. Клетками иммунной системы являются тканевые макрофаги, моноциты и лимфоциты. Последние  в свою очередь, подразделяются на Т-лимфоциты (созревание их происходит в тимусе, откуда и их название) и В-лимфоциты  (клетки, созревающие в костном мозге).

          Макрофаги имеют многообразные  функции, они, например, поглощают  бактерии, вирусы и разрушенные  клетки. В-лимфоциты вырабатывают иммуноглобулины - специфические антитела против бактериальных, вирусных и любых других антигенов - чужеродных высокомолекулярных соединений. Макрофаги и В-лимфоциты обеспечивают гуморальный (от лат. humor - жидкость) иммунитет.

          Так называемые клеточный иммунитет  обеспечивают Т-лимфоциты. Их  разновидность - Т-киллеры (от  англ. - “убийца”) способны разрушать  клетки, против которых вырабатывались  антитела, либо убивать чужеродные  клетки.

          Сложные и многообразные реакции  иммунитета регулируются за счет еще двух разновидностей Т-лимфоцитов: Т-хелперов (помощников), обозначаемых также Т4, и Т-супрессоров (угнетателей), иначе обозначаемых как Т8. Первые стимулируют реакции клеточного иммунитета, вторые угнетают  их. В итоге обеспечивается нейтрализация и удаление чужеродных белков антителами, разрушение проникших в организм бактерий и вирусов, а также злокачественных переродившихся клеток организма, иначе  говоря, происходит гармоническое развитие иммунитета.

          Особенностью вируса иммунодефицита человека является проникновение в его в лимфоциты, моноциты, макрофаги и другие клетки, имеющие специальные рецепторы для вирусов и их разрушений, что приводит к разрушению всей иммунной систем. В результате чего организм утрачивает свои защитные функции и не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций и убивать опухолевые клетки. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет.

          Как происходит заражение? Источником заражения служит человек, пораженный вирусом иммунодефицита. Это может быть больной с различными проявлениями болезни, или человек, который является носителем вируса, но не имеет признаков заболевания (бессимптомный вирусоноситель).

          СПИД передается только от  человека к человеку: 1)половым путем; 2)через кровь, содержащую вирус иммунодефицита; 3)от матери к плоду и новорожденному.

          ВИЧ не передается: ВИЧ не живет вне организма и не распространяется через обыкновенные бытовые контакты. Нет никакой опасности в ежедневном общении на работе, школе или дома. Нет опасности заразиться через рукопожатия, прикосновения или объятия. Нет никакой возможности заразиться в плавательном бассейне или туалете. Нет опасности от укусов комаров, москитов или других насекомых.

          Меры профилактики. Основное условие - Ваше поведение!

       1.Половые  контакты - наиболее распространенный  путь передачи вируса. Поэтому  надежный способ предотвратить  заражение - избегать случайных  половых контактов, использование  презерватива, укрепление семейных  отношений.

       2.Внутривенное употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает возможность заражения вирусом. Как правило, лица, вводящие внутривенные наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации.

       3.Использование  любого инструмента (шприцы, катетеры, системы для переливания крови) как в медицинских учреждениях, так и в быту при различный манипуляциях (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т. д.) где может содержаться кровь человека, зараженного ВИЧ, требует их стерилизации. Вирус СПИДа не стойкий, гибнет при кипячении мгновенно, при 56С градусах в течении 10 минут. Могут быть применены и специальные дезрастворы. Спирт не убивает ВИЧ.

       4.Проверка  донорской крови обязательна. 

         Четырнадцать миллионов мужчин, женщин и детей инфицированы в настоящее время вирусом иммунодефицита человека, вызывающим СПИД. Ежедневно заражается еще более 5 тысяч человек и если не принимать срочные меры, к концу столетия число инфицированных достигнет 40 миллионов. 

       Напоминание о СПИДе: “Не погибни из-за невежества! - должно стать реальностью для каждого человека.

       Кроме выше описанных болезней к вирусным заболевания также относятся  ветряная оспа, инфекционный паротит, корь,  краснуха и другие.

 

       10. Особенности эволюции  вирусов на современном  этапе 

          Эволюция вирусов в эру научно-технического прогресса в результате мощного давления факторов протекает значительно быстрее, чем прежде. В качестве примеров, таких интенсивно развивающихся в современном мире процессов, можно указать на загрязнение внешней среды промышленными отходами, повсеместное применение пестицидов, антибиотиков, вакцин и других биопрепаратов, огромная концентрация населения в городах, развитие современных транспортных средств, хозяйственное освоение ранее неиспользованных территорий, создание индустриального животноводства с крупнейшими по численности и плотности популяциями животных в хозяйствах. Все это приводит к возникновению неизвестных ранее возбудителей, изменение свойств и пути циркуляций, известных ранее вирусов, а также к значительным изменениям восприимчивости и сопротивляемости человеческих популяций.

       Влияние загрязнения внешней среды.

          Современный этап развития общества  связан с интенсивным загрязнением  внешней среды. При определенных  показателях загрязнения воздуха  некоторыми химическими веществами и пылью от отходов производства происходит заметное изменение сопротивляемости организма в целом и, прежде всего клеток и тканей респираторного тракта. Есть данные, что в этих условиях некоторые респираторные вирусные инфекции, например, грипп, протекают заметно тяжелее.

       Последствия массового применения пестицидов.

          Эти препараты оказывают избирательное  действие, поражая одни виды насекомых  и оказываясь относительно безвредными  для других, что может вызывать  резкое нарушение экологического равновесия в природных очагах инфекций. Некоторые пестициды, например, чрезвычайно ядовиты для наездников: насекомых, паразитирующих на клещах - переносчиках ряда вирусных инфекций и тем самым регулирующих их численность. Есть и еще одна сторона проблемы. Пестициды в теле насекомого могут действовать в  качестве мутагенного фактора для вирусов, находящихся в них.

          Это может повлечь за собой  появление клонов и популяции  вирусов, обладающих новыми свойствами  и в результате  новые неизученные  эпидемии.

 

       Заключение 

       В настоящее время биология заняла лидирующее положение в естествознании.       Такие термины, как «век биологии», « биологическая революция» характеризуют  новый этап научно- технической революции  и всевозрастающую роль биологических  исследований в жизни человеческого общества.

       Биологическая революция отразилась на облике современной  вирусологии, обогатив её рядом важнейших  результатов и подняв на качественно  новый уровень. Из науки описательной вирусология превратилась в точную биологическую дисциплину. Есть две ветви вирусологии: классическая и молекулярная.

       Классическую  интересует роль вирусов в патологии  различных живых существ (человека, животных, растений и бактерий).

       Молекулярная - изучает физико-химические свойства вирусов и особенности их размножения.

       В профилактике вирусных заболеваний  и борьбе с ними наблюдается несколько  направлений, имеющих одну и ту же цель:

    • вакцинация;
    • выделение или индукция клеточных факторов защиты против вирусных инфекций;
    • химиопрофилактика и химиотерапия.

       По мере изучения экологии вирусов совершенствуются и методы борьбы за прекращение циркуляции вирусов среди естественных хозяев-людей, животных и растений. К этим методам относятся:

       1) выведение пород и сортов, генетически  устойчивых к вирусным заболеваниям;

       2) раскрытие экологии и путей  эволюции различных групп вирусов,  которые вызывают заболевания  человека и полезных для него  животных и растений;

       3) инженерия на генном уровне - введение  нового гена в клетку, что позволяет  таким образом  восстановить  функцию клетки.

       И так, перед вирусологией стоит задача – искоренение  вирусных заболеваний  и вирусов, паразитирующих в организме  человека.

        

 

       Библиографический список

        

       1. Винчестер А.  Основы современной  биологии, Москва: издательство «Мир»;1967г.

       2. Жданов В. М., Ершов Ф. И., Новохатский  А. С. Тайны третьего мира,  Москва:

          издательство «Знание»; 1981г

       3. Мамонтов С.Г. , Захаров В.Б. Общая биология, Москва: Высшая школа; 1996г.

     4. От молекулы  до человека, Перевод с английского Будина К.С., Пархоменко И.М. 

        Москва: Просвещение; 1973г. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       Приложение 

       Статистические  данные о вирусных заболеваниях и прививках (вакцинации) по МОУ"СОШ №3"  г. Губкинского 

       В школе более 500 учащихся.

       1). Ветряная оспа: за последние 3 года было 2 случая.

       2). Краснуха: за последние годы в  школе не было ни одного  случая.

       Прививки  делают первый раз в 2 месяца, второй раз в 5-6 месяцев, третий раз через 12-13 месяцев. Не привитые дети будут  вакцинироваться в 13 лет трёхкратно: 1 раз, затем через месяц, затем через 6 месяцев. Прививки гепатита В дети получают в 13 лет.

       С 1999 г. учащихся школы прививаются  прививки гриппа. Получение вакцинации способствовало снижению возникновения  вспышек эпидемии гриппа, что хорошо видно из ниже приведенной диаграммы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

    Динамика  заболеваемости гриппом  и ОРВИ учащихся школы  №3 за последние 3 года 

 
 
 

       Схематический разрез вируса 

                                                                                                                                      дополнительная

                                                                                    оболочка

Информация о работе Вирусы в жизни человека