Репродуктивные потребности семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:53, реферат

Описание

Репродуктивная потребность одна из социальных потребностей личности, определяющая специфику репродуктивного поведения. В качестве социально-психологического свойства человека характеризует стремление социализировать индивида, вступившего в брак, обзаводиться тем числом детей в семье, которое принято в обществе (общности, в больших и малых социальных группах).

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………3
2.Основной текст………………………………………………………….…….4
3.Заключение……………………………………………………………….…..11
4.Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Репродуктивные потребности семьи-Печатать..docx

— 26.97 Кб (Скачать документ)

Оглавление.

1.Введение………………………………………………………………………3

2.Основной  текст………………………………………………………….…….4

3.Заключение……………………………………………………………….…..11

4.Список  использованной литературы……………………………………….12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Репродуктивная  потребность одна из социальных потребностей личности, определяющая специфику репродуктивного поведения. В качестве социально-психологического свойства человека характеризует стремление социализировать индивида, вступившего в брак, обзаводиться тем числом детей в семье, которое принято в обществе (общности, в больших и малых социальных группах).

Подобная  потребность личности формируется под влиянием социальных норм рождаемости или репродуктивных норм малодетности, среднедетности (3-4 детей), многодетности, которые обусловливают социальные поощрения и санкции. Особенно сильны негативные санкции при бездетности, поэтому моральные затруднения возникают у личности даже при бесплодии. Неудовлетворение репродуктивной потребности личности не влечёт за собой отрицательные  последствия. Тем не менее бытует представление об 'инстинкте размножения', понимаемом как действие материнского и полового инстинктов.

Потребность в репродукции относится к самому высшему уровню потребностей личности (потребности в творчестве, образовании, свободном времени и т. д.) и конкурирует с потребностями других уровней: потребностями социально-психологического уровня (в общении, уважении и любви, проявлении заботы и опеки и др.), потребностями безопасности и самосохранения и физиол. потребностями (в сне, пище, воде и т. п.).

Эмпирические исследования репродуктивных установок и мотивов показывают, что для потребности в 5 детях и более ведущими являются экономические мотивы рождаемости, для потребности в 3-4 детях - социальные и для потребности в 1-2 детях - психологические . В Европейской части России преобладает потребность в 2 детях (в среднеазиатских республиках - в 3 и более детях).

Основной  текст.

Репродуктивное  поведение конкретного индивида (семьи) называется линией репродуктивного  поведения. В психологии структура  поведения человека определятся  в виде последовательности: потребность— установка—мотив—действие.

В данном случае также принято выделять потребность, определяющую репродуктивное поведение. Такой определяющей потребностью считается  «потребность в детях».

Потребность в детях определяет два фактора:

  • конформизм или усвоенные индивидом репродуктивные нормы (то, что принято в обществе);
  • внутренняя потребность в родительстве, не совсем точно определенная как «чадолюбие» (поскольку жертвенная любовь к детям не связана с эгоистической самореализацией).

Репродуктивные  нормы нельзя отнести к условиям внешней среды, хотя они усваиваются извне, поскольку, будучи интернализированными, они формируют внутреннюю потребность. Репродуктивные нормы являются основным источником формирования репродуктивных установок.

Репродуктивные  мотивы потребности в детях — «представляют собой психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей. Мотивация характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности, при этом дети оказываются средством достижения тех или иных целей».

Принято выделять экономические, социальные и психологические мотивы потребности в детях. Экономические мотивы побуждают к рождению детей ввиду того, что это сулит определенные экономические выгоды: надел земли помощь в хозяйстве, «материнский капитал» и т.д.

Принято считать, что в прошлом экономическая мотивация доминировала в формировании потребности в детях:

«Дети имели значение для родителей  как работники, помощники в хозяйстве, его наследники, воины-защитники хозяйства. Большое число детей способствовало благосостоянию семьи (рода, племени), росту авторитета родителей в общине».

В настоящее время экономические мотивы присутствуют в самой незначительной степени.

При этом важно отличать экономическую мотивацию, как психологический феномен  и внешние экономические условия, способствующие или препятствующие удовлетворению потребности в детях.

Социальные  мотивы обусловлены «стремлением иметь  типичное для данного общества число детей» или социальным конформизмом, проявляющимся в интернализации репродуктивных норм.

Социальные  мотивы подкрепляются стимулами  престижно-статусного плана. Например, в традиционной культуре многих народов осуждается бездетность, в то же время совсем недавно в нашей стране многодетные семьи становились объектом насмешек и осуждения .

Психологические мотивы отражают «не общественную, а индивидуальную заинтересованность в детях» , что вполне соответствует внутренней потребности в родительстве или «чадолюбию» . Дети эмоционально обогащают, помогают избежать одиночества, родители самореализуются в детях, дети воспринимаются как продолжатели рода, семейного дела, наследники и т.п.

В современном российском обществе доминирует психологический мотив потребности в детях. Однако в данном случае потребность в детях имеет свой естественный диапазон: от 0 до 2 детей.

«Это  тот оптимум, который позволяет родителям сочетать удовлетворение потребности в родительстве с удовлетворением других потребностей».

Итак, потребность  в детях является внутренним двигателем репродуктивного поведения. Однако индивид (семья) реализует свою потребность в определенных обстоятельствах жизни, способствующих или препятствующих в той или иной степени реализации данной потребности.

Репродуктивное  здоровье населения можно обозначить как психофизиологическую основу репродуктивного  поведения.

К параметрам репродуктивного здоровья как фактору внешней среды следует относить непосредственно плодовитость (репродуктивное здоровье в медицинском понимании), а также общее физиологическое и психическое здоровье человека, так или иначе сказывающееся на репродуктивном поведении.

Например, бесплодие — это отрицательный фактор, относящийся к репродуктивному здоровью в медицинском понимании. Болезни костной системы или психики напрямую могут не влиять на плодовитость, в то же время могут сказаться на линии репродуктивного поведения индивида (семьи).

Брачное и семейное состояние, отношения, психологический климат в семье являются важнейшим условием реализации потребности в детях. Очевидно, что семья является наиболее благоприятной средой для рождения детей. Это подтверждается статистическими данными и здравым смыслом, поскольку одной из важнейших функций семьи является деторождение .

Демографический эффект распространения внебрачных сожительств легко оценить, если учесть, что уровень рождаемости  в незарегистрированных союзах как минимум в два раза ниже, чем в легитимных браках. 

Расширенная разветвленная семья, объединяющая под своей крышей несколько (не менее трех) поколений, а также ближайшую родню, создает наилучшие условия рождаемости. Кроме того, необходимо учитывать отношения и психологический климат в семье, насколько они способствуют реализации потребности в детях. Одинаковые по внешним параметрам семьи могут по-разному влиять на линии репродуктивного поведения в зависимости от внутрисемейных отношений.

Если  «микроклимат» реализации потребности  в детях создают отношения в семье, то «макроклимат» формируют социально-экономические и правовые условия реализации потребности в детях.

Одни и те же условия или обстоятельства могут восприниматься разными людьми по-разному, иногда даже противоположным образом. Соответственно, и линии репродуктивного поведения могут существенно различаться в зависимости от субъективного восприятия обстоятельств.

Например, принудительные санкции антинаталистской политики, направленной на сокращение рождаемости, применяемые в Китае, вынуждают большинство ограничивать свои потребности в детях. В то же время эти же меры могут усилить протестную мотивацию отдельных индивидов, имеющих склонность действовать вопреки обстоятельствам и принуждению.

Другой  пример — отношение к материальному благополучию в связи с принятием решения о рождении очередного ребенка. В современном российском обществе больше всего боятся «плодить нищету» наиболее обеспеченные граждане.

Отсутствие  отдельной жилплощади может восприниматься современными людьми как непреодолимое  препятствие не только к рождению ребенка, но и созданию семьи. В рамках традиционной культуры, предполагающей расширенную разветвленную семью, отсутствие отдельной жилплощади не оказывает сильного влияние на семейное, в частности, репродуктивное поведение.

Таким образом, репродуктивное поведение  зависит не только от внутренней потребности, но и от внешних обстоятельств или условий реализации данной потребности в их субъективном восприятии.

 «Ведущую роль в регуляции репродуктивного поведения играет потребность в детях, а не ситуации образа жизни. Ценностные ориентации являются критериями оценки этих ситуаций на предмет удовлетворения потребности в детях в связи с событиями репродуктивного цикла».

Следование  нравственным принципам не означает рабской подчиненности. Нравственный императив перерастает в осознанную нравственную потребность — человек делает то, что «должно» не «из-под палки», не производя насилие над собой, но вследствие органически существующих в сознании «принципов, идеалов, понятий добра и зла», неотъемлемых от личности человека, его существа.

Данное  нравственно-психологическое явление  можно обозначить как нравственную потребность, которую нельзя путать с потребностью эгоистической, направленной на удовлетворение собственного «Я».

Нравственная  потребность вполне соответствует  понятию самотрансценденции или  потребности в самотрансценденции. Нравственная потребность принципиально отличается от потребностей эгоистических тем, что она основана на Любви, которая подразумевает жертвенность и самоотречение ради объекта Любви, будь то зачатый ребенок, немощный старик или Родина.

Необходимо  ещё раз подчеркнуть, что действие аксиологического фактора не может быть сведено к диспозиционной регуляции и формированию потребности в детях. Аксиологические рамки заданы заранее — они за пределами диспозиционной (ситуативной) регуляции.

Рассмотрим  два примера.

Первый  пример. Семья в условиях незапланированной беременности принимает решение (после взвешивания всех «за» и «против») рожать, а не абортировать ребенка в силу того, что нравственная аргументация возобладала над нежеланием иметь ребенка и материальными трудностями, то это вполне вписывается в понятие диспозиционной регуляции.

Другой  пример. В ценностно-ориентированной семье уже имеется четыре ребенка, наступает очередная беременность. Потребности в пятом ребенке как таковой нет (репродуктивные нормы уже превышены, «потребность в родительстве» удовлетворена с избытком), внешние (материальные) условия также неблагоприятны. В отсутствии аксиологических рамок семья прибегла бы к аборту или отказу от рожденного ребенка, но нравственный императив не позволяет поступить таким образом. В данной семье об аборте и речи быть не может, поскольку это детоубийство, любая беременность «не обсуждается», а зачатый ребенок (даже незапланированный) автоматически становится желанным.

Рассмотрим  обратную ситуацию: семя страдает бесплодием, потребность в детях велика и не реализована, материальные условия благоприятствуют её реализации. При отсутствии аксиологических рамок семья может прибегнуть к суррогатному материнству или взять ребенка из детского дома в целях реализации потребности в детях. В тоже время, ценностно-ориентированная (например, православная) семья может прибегнуть только к последнему варианту — воспитанию ребенка из детского дома, поскольку  суррогатное материнство нравственно недопустимы .

Информация о работе Репродуктивные потребности семьи