Пришкольный учебно-опытный участок, как материальной базы для качественного обучения биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрыть возможности пришкольного учебно-опытного участка, как материальной базы для качественного обучения биологии.
Задачи:
1. Рассмотреть типовую структуру пришкольного учебно-опытного участка и назначение его отделов;
2. Показать основные приемы организации работы на пришкольном учебно-опытном участке;
3. Выявить необходимые составляющие для эффективной работы пришкольного учебно-опытного участка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ 5
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА 11
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ 15
ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНООЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

пришкольный участок.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

    Второй  час — учащиеся работают по указанию дежурного учителя в различных разделах участка и с различными культурами.

    Третий  час — дежурный учитель устраивает экскурсию на какой-нибудь раздел участка (обязательно по плану, с учетом того, чтобы каждое звено в течение лета познакомилось с растениями   и   поставленными   опытами в каждом   разделе участка).

    Четвертый час — работа над дневниками в кабинете биологии.

    К проведению экскурсий с учащимися дежурный учитель тщательно готовится.   Экскурсии   проводятся   по   плану,   составленному учителем биологии. Так, при первом посещении участка дежурный знакомит учеников с растениями и проводимыми опытами в разделе «Сад и ягодник», при втором — с питомниками и цветником, при третьем — с коллекционным участком и защитной полосой, при четвертом — с полевым севооборотом, при  пятом — с овощным севооборотом,    при шестом   — с зоологическим разделом.

    Для проведения объяснений опытной работы привлекаются и сами учащихся; это повышает их интерес и ответственность за выполнение летних заданий.

    Такая организация занятий летом не только вырабатывает практические навыки и умения у учащихся, но и углубляет и пополняет их теоретические знания, полученные    на уроках биологии.

    Для четкой организации работы на участке большое   значение имеет обеспечение школы инвентарем. Важно и то, чтобы имеющийся инвентарь был закреплен за звеньями и учащимися. Для этого на черенках лопат, граблей, цапок, на ведрах, корзинах, лейках, носилках ставится номер звеньев (числитель) и определенный номер для каждого учащегося (знаменатель). Это нам облегчало выдачу инвентаря и повышало со стороны учащихся ответственность за его сохранность.

    Учет  опытной работы учащихся провожу  два раза в год: весной на 2—3 последних  уроках и осенью после того, как окончена вся практическая работа по теме.

    Весной  проверка проводится на учебно-опытном  участке. Вызванный учащийся подходит к своей делянке и ведет  рассказ примерно по такому плану:

  1. Цель практической работы.
  2. План работы.
  3. Что сделано.
  4. Что и как будет делать дальше, какие    проводить наблюдения.
  5. Каких результатов ожидает.

    Оценку  ставлю в классный журнал и учитываю ее при выведении годовой отметки.

    Осенний учет практической работы проводится также в форме контрольного обхода и опроса. Полученные отметки учитываются при выведении успеваемости за первую четверть.

    Для учащихся IX класса (осенью они уже учатся в X классе) форма учета иная. Им уже предлагается составить письменный отчет о проделанной практической работе по взятой теме. Отчет составляется по следующему плану:

  1. Тема.
  2. Цель опыта.
  3. Подготовка и проведение опыта.
  4. Полученные результаты.

    Заключительным  этапом в работе на учебно-опытном  участке является организация школьной выставки и проведение вечера «День урожая». Выставка организуется в конце сентября, за 1—2 недели до общешкольного вечера. К школьной выставке готовится каждый ученик.  На классных собраниях подводятся итоги летней работы на учебно-опытном участке, здесь же выявляются    лучшие учащиеся,    которые добились хороших показателей по выращиванию растений. Им же поручается демонстрировать свои экспонаты на школьной выставке. Некоторым из них поручают выступить  на школьном вечере.  На  классных собраниях обсуждается также поведение тех учащихся, которые проявили себя как недисциплинированные.

    Подводятся  и итоги работы кружка юных биологов. Староста кружка выступает на вечере с докладом о проведенной работе.

    Экспонаты выращенных  растений, плоды и  семена, снабженные этикетками,  на  которых указано название  культуры и сорта, фамилия ученика, вырастившего это растение, класс, где обучается учащийся, размещали в коридоре на столах и стенах.

    Получение высокого урожая — серьезная цель, требующая много труда и от учителя, и от учащихся. Однако эта цель в педагогическом процессе служит лишь средством для достижения другой цели — цели политехнического обучения и трудового воспитания  подрастающего  поколения.  Вот эта  цель в педагогическом процессе и недооценивается в некоторых школах,  когда все сводится лишь к получению высокого урожая.

    Недооценка этого педагогического принципа обычно резко гея на школьных выставках. Очень часто на школьной ко  бывает представлен только урожай:  снопы разных I, клубни картофеля, кочаны капусты, корнеплоды. на

    Работа  на школьном учебно-опытном участке имеет свою педагогическую  специфику. Поэтому  на   выставке    должны выставлены дневники с записями выполненных работ и наблюдений, проведенных за ростом и развитием растений на контрольных и опытных делянках;  иначе такая выставка не отражает  ни педагогической  цели,  ни  педагогических результатов работы педагога на участке.

    В нашей школе на выставке были представлены следующие три раздела:

  1. Результаты работы на учебно-опытном участке.
  2. Летние работы учеников.
  3. Общественно полезная работа учащихся в школе.

    Ко  дню открытия выставки был выпущен специальный номер общешкольной стенной газеты,    освещающей    работу на участке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  На  школьном учебно-опытном участке  школьники закрепляют и совершенствуют теоретические знания, полученные на уроках биологии, обрабатывают практические умения по выращиванию и уходу за растениями весной, летом и осенью, ставят опыты, позволяющие выявить биологические закономерности развития растений в конкретных условиях, определить возможности повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Результаты постановки опытов и выращивания коллекции растений в течение осени, весны и лета используют для заготовки демонстрационного и раздаточного материалов для уроков, лабораторных работ и кружков юных биологов.

  На  участке могут организовываться общешкольные внеклассные мероприятия («Праздник урожая», «День сада», «День птиц»), выставки, экскурсии для младших школьников, для родителей, проводиться конкурсы и т. п.

  Правильная  организация различных видов  деятельности на учебно-опытном участке способствует:

  • совершенствованию биологических знаний и умений по их применению на практике;
  • формированию умений и навыков по выращиванию культурных растений с учетом биологически обоснованной агротехники;
  • развитию знаний и умений по экспериментированию над растениями и животными;
  • совершенствованию умений: наблюдать биологические явления, устанавливать фенологические фазы, описывать их, фиксировать наблюдения, сравнивать опытные и контрольные объекты, формулировать доказательные выводы на основе применения простейших расчетов, формировать умения интерпретировать полученные данные в зависимости от состояния погоды и от изменения условий эксперимента;
  • формированию и совершенствованию умений использовать приборы для фиксации погодных явлений и состояния растений.

    Обучение  постановке опытов на школьном участке  способствует развитию не только трудовой, но и интеллектуальной, исследовательской  деятельности, наблюдательности, умению сравнивать опытные и контрольные  экземпляры растений, делать выводы.

    Организовать  работу и умело использовать ее в  учебном процессе по биологии со школьниками  разных классов – большой ответственный  труд. Профессионально и творчески  осуществляемая работа обеспечивает высокий  уровень знаний, умений и навыков, развитие у детей ценностных отношений к окружающей действительности,  к труду,  к жизни и своей будущей профессии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова  Н.А. Организация территории и учебно-опытнической работы // Биология в школе. 1995. №2.
  2. Бабакова Т.А. Учебно-опытный участок в школах Республики Карелии // Биология в школе. 2000. №1.
  3. Пономарева И.Н. общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
  4. Практические занятия на пришкольном учебно-опытном участке. (из опыта работы) / Под ред. А.А. Яхонтова. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1956. – 80 с.

Информация о работе Пришкольный учебно-опытный участок, как материальной базы для качественного обучения биологии