Принципы А. Смита и Вагнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:27, реферат

Описание

В этой главе рассматриваются правила налогообложения, сформулированные А. Смитом. Приводится анализ принципов налогообложения, предложенных А. Вагнером. Подробно освещены основные направления современных принципов построения систем налогообложения. Раскрыты экономические принципы налогообложения. Одновременно характеризуются основные организационные принципы системы налогообложения. Также рассмотрены юридические принципы налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

адам смит и вагнер.docx

— 28.57 Кб (Скачать документ)

налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических  решений, или, по крайне мере, это влияние  должно быть минимальным. Иными словами, налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций. Реализация этого принципа возможна лишь при условии, что налог устанавливается не на производительный капитал, а именно на доход. Главная мысль здесь состоит не в отрицании  

возможности обложения  производительного имущества, а  в том, что размер налога не должен превышать величины, приводящей к  его сокращению;  

максимальная эффективность  каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства  и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.  

Принцип соразмерности  налогов  

Необходимо отдельно выделить принцип соразмерности  налогов, который заключается в  соотношении наполняемости бюджета  и последствий налогообложения  для налогоплательщиков. Данный принцип  также можно сформулировать как  принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и  государственной казны. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические  последствия как для бюджета  и перспективного развития национальной экономики, так и их воздействия  на хозяйственную деятельность налогоплательщиков, в частности на уровень налогового бремени на товаропроизводителей.  

Принцип множественности  налогов  

Принцип множественности  налогов включает в себя ряд аспектов. Важнейшим является тот, согласно которому налоговая система государства  должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов  и облагаемых объектов должна образовывать такую систему, которая бы отвечала требованию оптимального перераспределения  налогов по плательщикам. Другим не менее важным аспектом этого принципа выступает недопустимость "бюджета  одного налога", поскольку при  неожиданном изменении экономической  или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.  

Множественность налогов  позволяет создать предпосылки  для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей  мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее  налоговое бремя менее заметным, отразить разнообразие форм доходов  с учетом всех сторон экономической  деятельности граждан и организаций, воздействовать на потребление и  накопление.  

Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей по другому.  

Практическое применение принципа множественности налогов  должно строиться на разумном сочетании  прямых и косвенных налогов. Для  реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное  положение налогоплательщиков, так  и получаемые ими доходы. Кроме  того, использование данного принципа важно для стабильности государственных  финансов, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно  иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими  ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем ограниченное число видов налоговых поступлений с высокими ставками налогообложения.  

Принцип всеобщности  налогов  

С принципом равенства  и справедливости также тесно  связан принцип всеобщности. Согласно этому принципу налогообложения  каждое лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы, участвуя таким образом в финансировании общегосударственных расходов.  

Вместе с тем  указанный принцип не носит абсолютного  характера. Он распространяется не на всех лиц без исключения, а на тех, кто подпадает под понятие  налогоплательщик". Это означает, что налоговое законодательство не должно делать исключений для отдельных  категорий налогоплательщиков, как, например, это было в первые годы формирования российской налоговой системы, когда военнослужащие, работники прокуратуры и лица некоторых других профессий освобождались от уплаты налога на доходы физических лиц. Одновременно данный принцип не означает, что все без исключения граждане обязаны платить налоги, вне зависимости от того, имеют они доход или владеют имуществом.  

Далее проанализируем организационные принципы н алогообложения, которые схематично представлены на рис. 11.  

Принцип универсализации  налогообложения  

Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями:  

налоговая система  должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика  вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых  льгот в зависимости форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, а  также от государства, региона или  иного географического места  происхождения уставного и складочного  капитала или фонда или имущества  налогоплательщика. Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев;  

должен быть обеспечен  одинаковый подход к исчислению налогов  вне зависимости от источника  или места образования дохода или объекта обложения.  

Принцип удобства и  времени взимания налога  

Одним из важнейших  принципов является принцип удобства и времени взимания налога для  налогоплательщиков. Исходя из этого принципа каждый налог из всей их совокупности должен взиматься в такое время и такими способами, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщиков. Иными словами, при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получателем дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара или оплатой услуги.  

Принцип разделения налогов по уровням государственного управления  

Исключительное значение, особенно в условиях федеративного  государства, имеет соблюдение принципа разделения налогов по уровням власти. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными  полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения. В то же время зачисление налогов  в бюджеты разных уровней может  регулироваться при ежегодном утверждении  закона о бюджете.  

Принцип единства налоговой  системы  

Существенным является принцип единства налоговой системы. Данный принцип вытекает из единства финансовой политики, включая налоговую  политику, единства самой налоговой  системы, а также единства экономического пространства. Исходя из этого принципа не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Поэтому не допустимы налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств или как-то иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Не должны, в частности, устанавливаться налоги, ограничивающие перемещение физических лиц, товаров, работ и услуг между разными территориями или муниципальными образованиями внутри страны, вывоз капитала за пределы территории внутри одного государства, либо ограничивающие капиталовложения в пределах другой территории или муниципального образования страны. Налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов бюджета любого уровня, если их уплата переносится на налогоплательщиков других внутригосударственных территориальных образований.  

Принцип эффективности  

Важное значение имеет также принцип эффективности. Суть данного принципа заключается, прежде всего, в том, что административные издержки по формированию и регулированию национальной системой налоговых отношений и обеспечению контроля за выполнением требований налогового законодательства должны быть минимальными. Вместе с тем налоги должны оказывать стимулирующее влияние на развитие национальной экономики и возрастание хозяйственной активности как юридических, так и физических лиц.  

Принцип гласности  

Принцип гласности  означает требование официального опубликования  налоговых законов, других нормативных  актов, затрагивающих налоговые  обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.  

Принцип определенности  

Рациональная и  устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа определенности. Налоговые законы не должны толковаться  произвольно. Одновременно налоговая  система должна быть понята и принята  большей частью общества. Исходя из этого налоговое законодательство должно быть законом прямого действия, исключающим необходимость издания поясняющих его инструкций, писем, разъяснений и других нормативных документов исполнительной власти. Нельзя допускать толкования законодательства по налогообложению органами исполнительной власти. Согласно этому принципу сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику. Это создает устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, имея возможность уточняться с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых государством законов по вопросам государственного бюджета.  

Принцип определенности налога означает также, что каждый должен знать, какие налоги, в каком порядке  и в какие сроки он должен уплачивать. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Налог не может считаться установленным, если не определены плательщики данного  налога, объект налогообложения, налоговая  база, налоговый период, налоговая  ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Неопределенность норм в законах  о налогах может привести к  произволу со стороны государственных  органов и должностных лиц  в отношениях с налогоплательщиками, нарушению прав граждан и организаций.  

Принцип одновременности  обложения.  

Принцип одновременности  обложения означает, что в нормально  функционирующей налоговой системе  не допускается обложение одного и того же источника или объекта  двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый  период.  

Рассмотрим юридические  принципы налогообложения, приведенные  на рис. 12.  

Принцип законодательной  формы установления налога  

Принцип законодательной  формы установления налога предусматривает, что налоговое требование государства  и налоговое обязательство налогоплательщика  должны следовать из закона. Налоги не могут и не должны быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов  и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных  прав. Поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, то при установлении налогов нужно учитывать положение, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Поэтому исключительно в законе должны быть определены перечень налогов, порядок их установления, изменения и отмены, основные элементы налога, а также порядок его исчисления и уплаты.  

Реализация данного  принципа обеспечивает детальную структурированность  и целостность национальной налоговой  системы, а также жесткую централизацию  управления налогами со стороны государства  на базе налогового законодательства.  

Принцип равенства  и справедливости  

Информация о работе Принципы А. Смита и Вагнера