Экономико – географическая характеристика Дальневосточного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:21, реферат

Описание

В данной работе решены такие задачи как: анализ особенностей географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, рассмотрение структуры и размещения производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.

Содержание

Введение………………………………………………………………....... 3
1. Экономико – географическая характеристика Дальневосточного экономического района …………………………………………………...
5
2. Природно – ресурсный и трудовой потенциал Дальневосточного экономического района …………………………………………………...
7
3. Население, трудовые ресурсы и социальная обстановка………………. 10
4. Хабаровский край……………………………………………………......... 12
Заключение………………………………………………………………… 20
Список используемых источников………………………………………. 23

Работа состоит из  1 файл

Региональная экономика. Контрольная работа..doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

-   задержка строительства второй очереди совмещенного моста через р. Амур у города Хабаровска.

5. Проблемы развития человеческого капитала:

-   неудовлетворительная демографическая ситуация, депопуляция населения;

-   высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

-   недостаточный уровень развития среднего класса населения;

-   недостаточный уровень развития социальной сферы, сферы услуг;

-   высокая стоимость жилья, как на первичном, так и на вторичном рынках, недостаточные объемы строительства жилья, отсутствие ипотечного кредитования строительства жилья;

-   неудовлетворительное состояние системы ЖКХ;

-   сложная экологическая ситуация.

Решение всех этих проблем будет способствовать экономическому и социальному развитию края.

В соответствии с этим перспективы социально-экономического развития Хабаровского края связаны с реализацией следующих приоритетных задач:

-   снижение действия на экономику инфраструктурных ограничений: повышение эффективности и надежности энергетической системы, совершенствование структуры топливного баланса, развитие транспортной системы и современных видов связи;

-   создание благоприятного инвестиционного климата в крае, принятие действенных мер по повышению инвестиционной привлекательности экономики, особенно обрабатывающих производств;

-   повышение конкурентоспособности экономики края на основе технического и технологического перевооружения производств, освоения новых видов продукции;

-   развитие кадрового потенциала, сокращение дефицита квалифицированных кадров;

-   повышение эффективности производств, эксплуатирующих природные ресурсы, повышение доли перерабатывающих производств на основе современных технологий, опережающий рост выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью;

-   развитие малого предпринимательства, снижение уровня администрирования, барьеров, препятствующих вхождению на рынок, содействие развитию предпринимательских структур;

-   содействие развитию рыночных и финансовых институтов, финансовой инфраструктуры;

-   развитие краевого законодательства, обеспечивающего повышение деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции, инноваций;

-   формирование условий по развитию образования, медицинского обслуживания и ЖКХ; улучшению экологической обстановки для возможности занятий физической культурой и спортом в целях улучшения качества жизни населения края.

Одним из приоритетных направлений развития края является туристический комплекс. Хабаровский край – один из крупнейших и уникальных регионов России по природным ресурсам, разнообразию флоры и фауны. Река Амур – главная достопримечательность края, в долине которой сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических, туристских объектов.

Хабаровский край - место пересечения европейской и азиатской культур. Удобное географическое положение создаёт благоприятные условия для развития въездного туризма, ориентированного, на рынки стран Северо-Восточной Азии (Китай, Японию, Республику Корея), а также обслуживание транзитного туристского потока, следующего через Хабаровск в европейскую часть Российской Федерации, на Камчатку, Байкал, Сахалин, а также в Якутию.

Отличительной особенностью туризма в Хабаровском крае является его природно-экологическая направленность. К наиболее перспективным видам относятся экологический, этнографический, экстремальный туризм, а также спортивные и приключенческие туры (охота, рыбалка, сплавы по горным рекам).

 

 

 

 

 

Заключение

Проведение неподготовленных экономических аграрных преобразований в условиях Дальнего Востока привело сельскохозяйственное производство региона к глубокому кризису. Сократились посевы сельскохозяйственных культур и поголовье всех видов животных, снизилось производство зерна, сои, кормов, молока, мяса, яиц. Особенно сильно негативные тенденции проявляются в сельскохозяйственных предприятиях. В наиболее сложных условиях находится аграрный сектор северных территорий.

Основные причины, обусловившие развитие и углубление кризиса в аграрном секторе, представлены двумя группами. Первая представлена ухудшением экономической среды для сельского хозяйства, вторая обусловлена внутренними факторами: снижением трудовой активности, переходом к примитивным технологиям, снижением производственных показателей. Поэтому для преодоления кризиса необходимы меры общесистемного характера и меры по либерализации внутренних резервов.

При любых формах хозяйствования одним из приоритетов структурной политики в аграрном секторе в современных условиях должно стать стимулирование развития личных подсобных хозяйств работников предприятий и других сельских жителей.

Таким образом, в работе были рассмотрены: состояние и перспектива развития Дальневосточного экономического региона, проведен анализ особенностей географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, структуры и размещения аграрно-промышленого комплекса и предложены меры по его стабилизации.

Хабаровский край - это молодой, динамичный регион на Дальнем Востоке России, располагающий значительными природными ресурсами. Его отличительными чертами являются: выгодное географическое положение, уникальная природная среда, богатые природные ресурсы, промышленный и научный потенциал, развитая транспортная сеть и квалифицированные кадры. Немаловажен и рост заинтересованности со стороны населения, местных органов власти и деловых кругов края в расширении международного экономического сотрудничества.

Приграничное положение, наличие незамерзающих морских портов, способных обеспечивать значительный объем внешнеторговых операций, возможность осуществлять международные транзитные перевозки через Транссибирскую и Дальневостосточную железнодорожные магистрали определяют Хабаровскому краю важную роль в интеграции России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Более 60 стран мира имеют торговые связи с Хабаровским краем.

На мировом рынке Хабаровский край известен как производитель продукции в области авиа - и судостроения. Он имеет успех на рынках лесопродукции, черных и цветных металлов, нефтепродуктов, рыбо- и море продукции.

Край богат полезными ископаемыми. Здесь имеются олово, ртуть, железная руда, каменный и бурый уголь, графит, бурсит, марганец, полевой шпат, фосфориты, алуниты, строительные материалы, торф.

В экономике края доминирующую роль играет промышленность, что находит отражение в высокой степени урбанизации края. В совокупной товарной продукции промышленности и сельского хозяйства на долю промышленности приходится 92%.

Специфика промышленности края проявляется в высоких затратах на строительство и транспорт, а также в ограниченности только первичной переработкой сырьевых отраслей (лесной и горнорудной промышленности). Вместе с тем в крае значительно выше, чем в других регионах Дальнего Востока, уровень развития машиностроения. На его долю приходится около 1/4 объема всей товарной продукции промышленности. Это более чем в два раза выше, чем в среднем по Дальнему Востоку. Производство продукции машиностроения сосредоточено в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 1% всех земель края, из них пашня занимает 17%. В крае выращивают пшеницу, ячмень, сою, картофель и овощи, кормовые культуры, плоды и ягоды. Животноводство имеет мясомолочную направленность. Развиты оленеводство (на севере края), звероводство и охотничий промысел. За счет собственного производства в крае обеспечиваются на 30 - 40% потребности в молоке и мясе, на 55 - 60% - в овощах и картофеле.

Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока.

Приоритетными остаются на ближайшее время целый ряд межрегиональных проектов. Это освоение Тунгусского месторождения подземных вод, строительство угольного терминала в Ванине, строительство газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток и др. Важным считается при этом ресурсное обеспечение инвестиционных программ за счет как бюджетных средств, так и кредитов отечественных и зарубежных банков. Благо рядом соседи (Япония, КНР, Республика Корея), обладающие колоссальными финансовыми ресурсами, которые могли бы пойти в обеспечение.

Таким образом, географическое положение Хабаровского края и его микрорегионов определяет уровни возможной самоидентификации жителей по «вертикали регионов» и самовосприятия себя «гражданами мира». Оно также обусловливает степень консолидации регионального сообщества, его информированности и культурной открытости, мобильности, контактности с представителями других российских регионов, зарубежных стран, субкультур, религий и т.п. На этом основании можно утверждать, что: в геокультурном плане существует значительный разрыв между юго-центральными и северными районами Хабаровского края; краевой центр в увеличивающемся «отрыве» от Москвы все более принимает на себя роль культурообразующего фактора в своем регионе, притягивает молодежь и влияет на ее этические, эстетические и экзистенциальные ценности.

 

 

 

Список используемых источников

1. Алексеев А. И., Николина В. В. География: население и хозяйство России. - М.: 2002. – 321 с.

2. Даринский А. В. География России. - М.: 2004. – 239 с.

3. Морозова Т. Г. и др. Региональная экономика. - М.: 2004. – 213 с.

4.  Вавилова Е. В. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2004.- 160 с.

5. Экономическая география России: учеб. / Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, проф. М. В. Степанова. - М.: Инфра-М, Российская экономическая академия, 2007. - 533 с.

6.  Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. - М.: Ростов-на-Дону, 2000. - 576 с.

7. Родионова М. А. «Экономическая география России». – М.: Московский лицей, 2002 г. – 452 c.

8. Гребцов В. Е. «Краткая характеристика экономических регионов России». – М.: Высшая школа, 2004 г. – 544 с.

9.  Фищенко А. Т. География промышленности России. - М.: 2006 г. – 199 с.

10. Игнатов В. Г., Кокин А. В. Экология и экономика природопользования. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. – 459 с.

11.  Коваленко Е. Г. Региональная экономика и управление: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

12. Авдеев Ю. А., Бакланов П. Я., Коноваленко В. Г. Особенности Дальневосточного региона в связи с проблемой рационального природопользования. – М.: 2003. – 348 с.

13.  Бакадоров В. Л., Алексеев П. Д. Экономическая география: практическое пособие. - М.: Издательство «ПРИОР», 2007. – 237 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Экономико – географическая характеристика Дальневосточного экономического района