Биологический возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 23:01, реферат

Описание

Возраст биологический - биологическое состояние человека, определяемое совокупностью его обменных, структурных, функциональных особенностей и адаптационных возможностей. Для оценки биологического возраста сравнивают индивидуальные величины показателей функций различных тканей, органов и систем исследуемого человека со средними величинами этих показателей, характерными для населения, длительно проживающего на той же территории. На этой основе делается заключение о том, в какой степени старение индивидуума соответствует популяционному эталону. Чем больше биологический возраст в процессе старения соответствует календарному, тем старше индивидуум. И, наоборот, чем более выражено биологический возраст отстает от календарного, тем моложе данный индивидуум. В первом случае имеет место ускоренное, а во втором – задержанное старение.

Работа состоит из  1 файл

Биологический возраст.docx

— 146.38 Кб (Скачать документ)

Возраст

категория, служащая для  обозначения временных характеристик  индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение

 

1) Хронологический возраст,  определяется продолжительностью  жизни человека (по паспорту)- социальный возраст

2) Биологический возраст  - совокупность биологических показателей,  функционирование организма в  целом (кровеносная, дыхательная,  пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст  - определенный уровень развития  психики, в который включается:

а) умственный возраст 

Для определения умственного  возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент:

умственный возраст x 100%

IQ = хронологический возраст 

б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая  его окружает)

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные  составляющие возраста не всегда совпадают.

 

Естественно появляется потребность оценки степени старения или уровня жизнеспособности организма и его элементов, что и является одной из ключевых задач

 

Можно измерять степень отклонения различных структурно-функциональных характеристик организма от нормы (биомаркеров) и таким образом оценивать степень их постарения или износа. Однако, все большую популярность и распространение получает в настоящее время оценка старения с помощью показателя БВ.

Возраст биологический

биологическое состояние  человека, определяемое совокупностью  его обменных, структурных, функциональных особенностей и адаптационных возможностей. Для оценки биологического возраста сравнивают  индивидуальные величины показателей функций различных тканей, органов и систем исследуемого человека со средними величинами этих показателей, характерными для населения, длительно проживающего на той же территории. На этой основе делается заключение о том, в какой степени старение индивидуума соответствует популяционному эталону. Чем больше биологический возраст в процессе старения соответствует календарному, тем старше индивидуум. И, наоборот, чем более выраженно биологический возраст отстает от календарного, тем моложе данный индивидуум. В первом случае имеет место ускоренное, а во втором – задержанное старение.

 

Возраст социальный

уровень социальных достижений индивида (карьера, общественное положение, семейный статус и т. д.) в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста. Социальный возраст определяется как институализированными возрастными нормами (границы брачного и пенсионного возраста, совершеннолетия и т. п.), так и более гибкими социально-психологическими регуляторами - возрастно-ролевыми ожиданиями. Изменение социального возраста основывается на социологических данных, получаемых при исследовании так называемых “жизненных расписаний” людей, принадлежащих к различным социальным группам. При этом под жизненными расписаниями понимается возрастная последовательность основных жизненных событий, характеризующих социальное продвижение индивида, изменение его социального статуса и овладение ролями в различных сферах деятельности. В этом продвижении может наблюдаться как опережение индивидом среднестатистических жизненных расписаний его сверстников, так и отставание от них. Например, в одном и том же возрасте можно быть и “молодым профессором”, и “старым студентом”, и “молодым дедушкой” и “старым холостяком”. Если социальный возраст существенно отстает от хронологического (паспортного) возраста или же чрезмерно опережает его, то это сопряжено, как правило, с серьезными проблемами социальной адаптации личности (напр., поздний брак, запоздалая карьера)

 

 

возраст психологический

в отличие от возраста хронологического это понятие означает определенную, качественно своеобразную ступень  развития онтогенетического, обусловливаемую  закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение  Первая попытка анализа системного категории возраста психологического принадлежит Л. С. Выготскому. Ключевыми характеристиками он считал: «социальную ситуацию развития», отражающую место ребенка в системе общественных отношений; деятельность ребенка; новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных компонент возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями (см. кризис возрастной). В нормативно-ценностном плане, особо значимым за пределами детства, каждый возраст характерен специфическими жизненными задачами, от своевременного решения коих зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап. С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения, но совпадения во времени тесно взаимосвязанных линий физического (физиологического), психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития этих сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и пр. Хронологические границы возрастов психологических заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов.


Информация о работе Биологический возраст