Бактериальное загрязнение воздуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:11, реферат

Атмосфера, как экологический компонент — это слой воздуха в подпочве и над её поверхностью, в пределах которого наблюдается взаимное влияние всех экологических компонентов (включая сам воздух). Поэтому загрязнение воздуха отражается на изменении состава и свойств компонентов природы и здоровье человека.

Введение…………………………………………………………….2

загрязненностью  воздуха в спортивных  сооружениях…….5

Заключение………………………………………………………..7

Список  использованной литературы…………………………..8

Введение

Атмосфера, как экологический компонент  — это слой воздуха в подпочве и над её поверхностью, в пределах которого наблюдается взаимное влияние всех экологических компонентов (включая сам воздух). Поэтому загрязнение воздуха отражается на изменении состава и свойств компонентов природы и здоровье человека.

Сегодня в мире опасным становится не только воздух, которым мы дышим на городских улицах, но и в помещениях — у нас дома, в учебных учреждениях. Наибольшая опасность заключается в том, что мы даже не знаем об опасности отравления присутствующими в воздухе микроорганизмами. Микроорганизмы относятся к биологическим загрязнителям атмосферы

Для полноты картины укажем на еще  один источник загрязнений – это  сам человек, его любимые домашние животные и предметы домашнего быта: ковры, одежда и т.д. На их долю приходится распространение вирусов и бактерий, аллергенов и пылевых клещей, а также спор грибов, т.е. плесени. Для того чтобы подхватить инфекцию, не надо далеко ходить поскольку 90% инфекций передается воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем. Болезнетворные микробы подстерегают нас непосредственно в доме и в офисе, вирусы и грибки очень любят селиться в нашем доме. Любопытно, что в нежилых помещениях вирусы и бактерии не живут, так как в нем недостаточно влаги и питательных веществ, а солнечная радиация и высушивание оказывают бактерицидное действие.

Бактерии  попадают в воздух в основном из почвы, с поверхности растений и животных, от человека воздушно-капельным путем, с отходами некоторых производств.

В атмосферном воздухе преобладают  споры грибов, актиномицетов, бацилл, пигментообразующие виды аспорогенных бактерий.

В воздухе плохо проветриваемых и  перенаселенных помещений содержится большое количество микроорганизмов. В основном, это микрофлора дыхательных путей и кожи человека.

Шведские  ученые приняли норматив, по которому на каждого шведа в помещении должно приходиться по 25 м3 воздуха. При уменьшении этой величины возрастает вероятность переноса инфекционных заболеваний.  В последнее время существенную роль в распространении инфекций стали играть кондиционеры, на радиаторе которых прекрасно размножаются колонии вирусов и бактерий, перемешивая один и тот же воздух в помещении кондиционер доставляет бактерии и вирусы точно по назначению – в наш организм, это особенно важно в местах массового скопления людей.

1. Гигиеническая оценка бактериальных загрязнений воздуха и

их  эпидемиологическое значение

Санитарно-микробиологическое состояние воздуха  помещений оценивают по следующим показателям:

1) Микробное число - количество микроорганизмов, обнаруженных в 1 м3 воздуха.

2) Наличие санитарно – показательных бактерий - представителей микрофлоры дыхательных путей (гемолитические стрептококки, золотистый стафилококк).

К рекомендуемым нормативам чистоты  воздуха помещений относят окисляемость воздуха. Воздух считается чистым, если окисляемость его не превышает 6 мг/м3, умеренно загрязненным — до 10 мг/м3, загрязненным — более 12 мг/м3.

Для определения микробного числа воздуха  в помещениях применяют следующие  методы:

1)  Седиментационный метод - основан на принципе осаждения (седиментации). Две чашки Петри с питательным агаром оставляют открытыми в течение 60 минут, после чего инкубируют при 370 С 1 сутки. Результаты оценивают по суммарному числу колоний, выросших в обеих чашках:

менее 250 колоний - воздух чистый 250-500 - загрязненный в средней степени 500 - загрязненный.

2) Аспирационный метод. Более точный метод. Посев производится автоматически с помощью специальных аппаратов. Примером может служить аппарат Кротова. Он устроен таким образом, что воздух с заданной скоростью просасывается через щель пластины, которая при этом вращается. Под пластиной находится чашка Петри. Таким образом, происходит равномерное распределение микроорганизмов по питательной среде.

Расчет  производят по формуле: X = а /V * 1000,

где а - количество выросших  колоний, V - объем пропущенного воздуха, дм3 (л), 1000 - искомый объем, дм3 (л)

Нормы микробного числа:

Операционные  до начала работы - не более 500;

Операционные  во время работы  - не более 1000;

Родильные комнаты  - не более 1000;

Палаты  для недоношенных детей - не более 750.

Через воздух могут распространяться и такие патогенные микроорганизмы, как пневмококки, менингококки, возбудители туберкулеза, дифтерии, сибирской язвы, туляремии, чумы, вирусы гриппа, оспы, кори, эпидемического паротита, ветряной оспы и др.

Основными причинами высокого бактериального загрязнения воздуха непатогенными  микроорганизмами, а также распространения аэрогенных инфекций являются нарушение санитарно-гигиенического режима (плохая уборка помещений, недостаточная дезинфекция воздуха, предметов и оборудования, несоблюдение мер личной гигиены и др.), неудовлетворительная планировка помещений, низкая эффективность работы вентиляционной системы и т.д.

2. Способы профилактики и борьбы с бактериальной загрязненностью воздуха в спортивных сооружениях

Основные  загрязнители воздуха: антропотоксины, полимерные материалы, бактерии, пыль и СО.

Антропотоксины. В процессе жизнедеятельности организма  во внешнюю среду выделяются продукты обмена веществ, которые скапливаются в плохо вентилируемых помещениях, вызывая ухудшение самочувствия. Эти токсичные вещества получили название антропотоксинов, которых насчитывается более 400. Это аммиак, кетоны, спирты, фенолы, жирные кислоты, амины, алифатические углеводороды.

При температуре 30 С даже при работе средней тяжести количество аминосоединений возрастает в 100 раз по сравнению с состоянием покоя в комфортных условиях микроклимата.

При недостаточных размерах спортзалов и плохой вентиляции отмечается значительное загрязнение воздуха летучими органическими веществами, продуктами испарения пота и др.

Полимерные  материалы. В спортивных сооружениях  в воздушную среду выделяется большое количество токсических  веществ, источником которых являются полимерные материалы. Специфика эксплуатации полимерных покрытий на спортивных объектах (бег, прыжки, борьба, бокс) способствует более интенсивному разрушению и ускоренному старению синтетических покрытий, что вызывает ускорение выделения вредных веществ.

Загрязненность  воздушной среды при той же насыщенности полимерными материалами  в спортсооружениях превышает загрязненность других общественных зданий на 50-80%.

Результаты  физико-химического исследования воздуха крытых спортивных сооружений показали, что концентрация ацетона, ацетальдегида, этилового спирта, толуола, этилбензола и др., превышает концентрацию в атмосферном воздухе более чем в 10 раз.

Бактериальная загрязненность. В крытых спортивных сооружениях наблюдается значительная бактериальная загрязненность. Принято  считать, что чистый атмосферный  воздух содержит летом примерно 750 микробных тел в 1м3, зимой – 150. Ориентировочно воздух закрытых помещений считают чистым при содержании в 1м3 не более 1500 микробных тел в весенне-летний период и 4500 зимой. В крытых спортивных сооружениях бактериальная загрязненность может достигать 20-26 тысяч микробов в 1м3.

Санитарно-показательным  микроорганизмом является авирулентный золотистый стафилококк, носительство которого в полости носа и на коже широко распространено. Стафилококки выделяются в воздух с поверхности  тела носителя при физической активности, остаются в воздухе с частицами эпидермиса на протяжении 30-45 минут и могут распространяться по воздуху на расстояние до 27,5м.

Пыль. В спортивных сооружениях значительно  увеличивается запыленность воздуха  – до 300 пылинок в 1см. Для закрытых помещений запыленность должна составлять 1,75 млн пылинок в 1м3 воздуха. (в 17,6 раз).

Углекислый  газ. Одним из важнейших показателей  химического загрязнения воздуха  является содержание СО2. Для жилых  помещений СО2 не должно превышать 0,1%. В спортивных залах после нескольких часов занятий (8ч) содержание СО2 достигает 3%!

Профилактика  загрязнений воздуха  в спортсооружениях

1.         Для борьбы с пылью и микроорганизмами должна проводиться регулярная влажная уборка, т.к. чем больше пыли, тем больше число микроорганизмов. Достаточная естественная и искусственная вентиляция.

2.         Применение бактерицидных ламп и специальных воздухоочистителей для борьбы с бактериальным загрязнением (осветительно-облучательные лампы, генерирующие одновременно видимый свет и УФ-излучение).

Известно, что наиболее выраженным бактерицидным  действием обладают УФ-лучи с длиной волны 254—257 нм, источником таковых  являются бактерицидные увиолевые  лампы (БУВ).

Возможно  два способа применения бактерицидных ламп (БУВ):

1. В  присутствии людей

2. Без  людей

3.         Использование в строительстве спортивных сооружений безвредных полимерных материалов.

Заключение

Охрана  атмосферного воздуха — ключевая проблема оздоровления окружающей природной среды. Атмосферный воздух занимает особое положение среди других компонентов биосферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды — пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определенную чистоту и любое отклонение от нормы опасно для здоровья.

- Воздух – смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли: азот (78,09% по объему), кислород (20,95%), благородные газы (0,94%), углекислый газ (0,03%) и множество (примерно две тысячи) микропримесей. Средняя плотность воздуха при нормальных условиях 1,29 грамма на литр, растворяемость в воде 29,2 см3 на литр. Но это – чистый воздух. Реальный воздух, которым мы дышим, очень сильно отличается от этих параметров.

С целью предупреждения микробного загрязнения  воздуха проводят комплекс мероприятий  по обеспечению правильной планировки основных и вспомогательных помещений, организации эффективной приточно-вытяжной вентиляции, ультрафиолетового облучения воздуха, регулярной уборке помещений с применением дезинфицирующих средств, соблюдению мер личной гигиены и др.

Во  всех развитых странах приняты законы об охране атмосферного воздуха. Они  периодически пересматриваются с учетом новых требований к качеству воздуха и поступления новых данных о токсичности и поведении загрязняющих веществ в воздушном бассейне. В США сейчас обсуждается уже четвертый вариант закона о чистом воздухе. Борьба идет между сторонниками охраны окружающей среды и компаниями, экономически не заинтересованными в повышении качества воздуха. Правительством Российской Федерации разработан проект закона об охране атмосферного воздуха, который в настоящее время обсуждается. Улучшение качества воздуха на территории России имеет важное социально-экономическое значение. Это обусловлено многими причинами и прежде всего неблагополучным состоянием воздушного бассейна мегаполисов, крупных городов и промышленных центров, в которых проживает основная часть квалифицированного и трудоспособного населения.

Информация о работе Бактериальное загрязнение воздуха