Управление аналитической работой в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание

Для российских банков в современной экономической ситуации весьма актуальным становится вопрос разработки и применения собственных эффективных методов анализа, прежде всего, финансового состояния банков, соответствующих условиям местных рынков. Успешное развитие и надежность банка сегодня во многом зависят от постановки аналитической работы, позволяющей давать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам его деятельности, выявлять сильные и слабые стороны банка, определять стратегии роста и конкретные пути решения возникающих проблем.

Содержание

Введение 3
1. Назначение и виды аналитической работы в банке 5
1.1.Место аналитической работы в системе банковского менеджмента 5
1.2. Цели и задачи анализа 9
1.3. Виды анализа 12
2. Управление аналитической работой в банке 14
2.1. Направления аналитической работы в банке 14
2.2. Организация аналитической работы в банке 19
2.3. Приемы и методы анализа 21
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

15_управление аналитической работой в банке.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

     Таблица 1

     Соотношение структуры клиентов и прибыли банка

Категория Структура клиентов Структура прибыли
Сливки (лучшие клиенты) 20 % 80 %
Ядро (основная часть клиентов) 60 % 40 %
Балласт («плохие» клиенты) 20 % - 20%
 

     Из  таблицы видно, что 20% самых крупных  клиентов с большим объемом операций дают 80 % прибыли банка. Основная масса  клиентов (60%) дает 40% прибыли, а 20% клиентов с незначительными остатками  на счетах или практически не осуществляющих операций по счету не приносят дохода, издержки же по ведению счетов и потери от «плохих» кредитов ведут к убыткам банка. Если в ходе анализа выявляется тенденция к увеличению балласта, необходимо выявить факторы, вызвавшие эти изменения, и, может быть, изменить стратегию банка в этой области.

     Качественный  анализ завоеванного рынка позволяет установить, какие факторы влияют на формирование имиджа банка, как относятся к нему клиенты, каково качество их обслуживания. Подобные факторы приобретают особое значение при насыщении рынка, когда перечень услуг и их стоимость в разных банках становятся примерно равными. Очевидно, что анализировать качество приема и обслуживания клиентов сложно. Показателями здесь могут выступать, например, количество закрытых счетов, жалоб и претензий, ошибки при обработке, документов и т.п. При этом важно найти самые простые способы измерения этих показателей. Но главное – выявить проблему, пока она управляема, пока не принесла отрицательного результата.

     Не  следует забывать, что существуют показатели как бы на стыке количественных и качественных характеристик. Например, количество открытых и закрытых за период счетов, а также прирост привлеченных средств за счет новых счетов, является показателем количественным, но в то же время характеризует качество обслуживания клиентов.     

     Анализ  непроцентных расходов банка (в том числе затрат на содержание банка) позволяет судить об изменениях в структуре этих расходов и причинах, вызвавших эти изменения, об адекватности политики оплаты труда сотрудников банка, соответствии этой политики росту производительности труда и прибыльности операций. Изучение затрат на содержание банка чрезвычайно важно, так как величина этих затрат лежит в основе определения точек безубыточности, в том числе маржи безубыточности, и является составной частью расчета при определении процентных ставок по активным операциям банка.

     Анализ  трудовых ресурсов позволяет судить об эффективности их использования, о соответствии компетенции и возможностей персонала уровню банка, его стратегии.

     Анализ  конкуренции позволяет определить и улучшить конкурентную позицию банка, выявить преимущества и возможные действия конкурентов. Анализ конкуренции производится обычно по трем направлениям: продуктам, ценам, рынкам сбыта.

     В мировой практике при анализе  конкуренции применяется так  называемый «метод 5М»: люди (men), методы (methods), менеджмент  (management), машины (machine), деньги (money).

     Содержание  аналитической работы будет меняться в зависимости субъекта анализа, его квалификации, доступности и достоверности информации, общих целей анализа.

2.2. Организация аналитической работы в банке

 

     Банковскую  аналитику можно разделить на несколько уровней:

     – аналитическая работа, проводимая внутри отдельных подразделений. Ее обычно осуществляют либо аналитические группы внутри подразделения, либо специалисты, совмещающие анализ с текущей деятельностью. Организация такой работы зависит от специфики под разделения, размера и специализации банка. Чаще всего такие группы возникают в подразделениях, работающих на валютном или фондовом рынках, где требуется узконаправленный анализ с использованием специального инструментария, а также предъявляются высокие требования к его оперативности;

     – аналитическая работа, которая проводится подразделениями, отвечающими за подготовку банковской отчетности. В этом случае анализ обычно ограничивается финансовым анализом и ставит целью оценку результатов деятельности банка за определенный отчетный период;

     – аналитическая работа, проводимая планово-экономическими службами банка в ходе разработки различных планов (стратегического, оперативного), оценки эффективности деятельности банка, изыскания резервов повышения эффективности5.

     В последнее время отношение к  принципам организации аналитической  работы в банке изменяется. Руководители банков осознают, что они управляют не деньгами и людьми, а информацией о движении денег и действиях сотрудников. Банк в этом случае должен рассматриваться как единое информационно-аналитическое пространство, или поле, а эпицентром этого пространства должна быть единая финансово-аналитическая служба. Финансовая служба – это организатор информационно-аналитического поля банка, информационно-аналитической поддержки принятия решений по текущему и перспективному управлению деятельностью банка. Информационно-аналитическое поле банка (ИАПБ) должно отвечать следующим требованиям:

     – обеспечивать в отчетах реалистическое отражение проводимых в банке операций. Содержащаяся в отчетах информация должна быть предупредительной, работать на «опережение»;

     – разработать унифицированный и формализованный процесс создания отчетов, позволяющих руководителям разного уровня с помощью минимального набора конечных синтезированных показателей анализировать текущую и перспективную ситуации;

     – обладать обширным аналитическим инструментарием;

     – выполнять контрольную функцию;

     – способствовать вовлечению всех подразделений банка в процесс управления доходностью.

     В той или иной форме аналитические  службы есть в каждом банке, и часто организация анализа зависит не только от объективных, но и субъективных факторов, таких, например, как личные качества, авторитет начальника аналитической службы или степень востребованности результатов анализа руководством банка. Тем не менее, можно выделить основные факторы, влияющие на организацию аналитической работы в банке, а именно: размер банка, наличие (отсутствие) филиальной сети, специализация банка, культура управления, приоритеты в банковской деятельности.

     Основными функциями аналитического подразделения  в банке  являются:

     – глубокий анализ и прогноз политической, экономической и правовой обстановки в стране и их возможное влияние на деятельность банка;

     – постоянный учет фактора неопределенности;

     – анализ конкурентоспособности банка на валютных, кредитных и финансовых рынках, рынке банковских услуг; оценка надежности банков партнеров;

     – исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности банка за предыдущие периоды, детальный анализ сильных и слабых сторон банка, благоприятных и негативных факторов, влияющих на банк;

     – систематический анализ изменения структуры активов и пассивов, выполнения бюджета банка;

     – совершенствование методов и инструментов экономического анализа и прогноза.

2.3. Приемы и методы анализа

 

     Аналитической службой банка используются различные методы анализа: структурный метод, метод группировки, методы оценки коэффициентов, метод сравнительного анализа, факторный анализ, метод агрегированных показателей, метод рейтинговой оценки, экономико-математические и графические методы и т.д.

     Выбор конкретных методов при проведении анализа различными (участниками зависит от целей анализа, квалификации аналитика, доступности информации.

     Охарактеризуем  кратко некоторые из вышеперечисленных методов.

     Структурный метод подразумевает анализ структуры активов, пассивов, доходов и расходов банка с целью их оптимизации. Целью анализа является выявление доли ресурсов, направленных в зоны повышенного риска, изменение состава и размера работающих активов, платных пассивов, изучение структуры баланса банка по срокам привлечения и размещения средств.

     Различают вертикальный и горизонтальный структурный  анализ. Проведение вертикального анализа предполагает изучение изменения структуры баланса, горизонтального – изучение темпов этих изменений.                                                                                                    

     Вспомогательным при этом может являться метод  группировки, который заключается  в выявлении однотипных статей баланса  банка, их укрупнении, классификации, сравнении.

     Метод коэффициентов используется для  выявления количественной связи между различными статьями, разделами или группами статей баланса. Он применяется чаще для измерения рисков, оценки эффективности деятельности банка.

     Экономико-математические методы используются при управлении ликвидностью банка, оценке фондовых инструментов и в расчетах окупаемости инвестиционных проектов. В анализе часто используются модели типа «что, если», в которых при изменении условий происходит перерасчет конечных показателей.

     Графический метод наиболее подходит для выявления тенденций, при этом не требуется трудоемкая работа по анализу динамических рядов. Часто графический метод используется при расчете точек безубыточности.      

     

     Рис. 2. Определение точки безубыточности

     На  рис. 2 приведен пример анализа точки безубыточности при помощи графика. На оси ординат откладываются совокупный (валовой) доход банка (Д) и условно-постоянные и условно-переменные расходы (Р). Условно-постоянные расходы – расходы, не зависящие от объема банковских операций, это, как правило, расходы на содержание банка. Условно-переменные расходы – это расходы, которые прямо пропорционально связаны с объемом операций банка, например процентные расходы, плата за привлеченные ресурсы. Сумма условно-постоянных и условно-переменных расходов дает общую величину расходов банка. На оси абсцисс показан рост банковских операций (привлеченных и размещенных средств). Пересечение прямых в точке О показывает точку безубыточности, т.е. объем операций, при котором при известных ставка привлечения и размещения средств банк выходит на уровень нулевой прибыли. График позволяет быстро установить, как переместится точки безубыточности при изменении ставок на рынке и, соответственно, при изменении условно-переменных расходов и совокупного дохода6.

     В аналитической работе источниками  данных являются бухгалтерская и финансовая отчетность, данные аналитического и внебалансового учета, а также первичные документы, банковские договоры и вне системная информация. Кроме того, используется внешняя информация о финансовых рынках и перспективах их развития.

     В табл. 2 сгруппированы основные инструменты банковской аналитики, чаще других используемые при проведении анализа.

     Таблица 2

     Основные  показатели банковской аналитики

Наименование  показателей Назначение  показателей
Структурные показатели:

   финансового рычага

   деловой активности

   структурного  капитала

   активов по степени ликвидности

Оценка и  поддержание оптимальной структуры  баланса
Показатели  достаточности капитала Поддержание оптимального соотношения между величиной  собственного капитала банка и другими параметрами его деятельности, оценка степени подверженности рискам
Показатели  ликвидности:

   мгновенной

   текущей

   долгосрочной

   общей

   показатель  трансформации

Предотвращение  реализации риска ликвидности, поддержание  оптимальных пропорций между  активами и пассивами баланса банка, обеспечивающих выполнение банком своих обязательств
Показатели  диверсификации:

   активов

   пассивов

   прибыли

Оценка зависимости  от одного источника ресурсов, от одного заемщика, от одного источника дохода (прибыли), максимизация кредитного риска и риска инструмента
Показатели  процентного риска:

   GAP

   GAP-позиция

   GAP-отношение

   показатели  дюрации

   показатели  процентной маржи и спреда

Минимизация процентного  риска
Показатели  валютного риска:

   оценка  открытой валютной позиции по отношению  к собственному капиталу

Минимизация валютного  риска
Показатели  рентабельности:

   активов

   капитала

Оценка эффективности  вложений, способности банка эффективно использовать собственный капитал, оценка прибыльности банка
Показатели  производительности:

   на  одного работника

   на  фонд заработной платы

Оценка эффективности  деятельности персонала, адекватности политики оплаты труда
Показатель  экономии трудозатрат Оценка соответствия темпов роста численности персонала  темпам роста активов банка
Показатели  финансовой устойчивости Оценка структуры  прибыли банка с точки зрения стабильности
Показатели  обслуживания долга Оценка способности  банка обслуживать кредиторскую задолженность
Показатели  качества портфелей:

   показатели  доходности

   показатели  рискованности

   структурные показатели

   показатели  точки безубыточности

Оценка качества портфелей

Информация о работе Управление аналитической работой в банке