Типы экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 12:19, реферат

Описание

Цель моего отчета – рассмотреть типы экономических систем и дать им характеристику, рассмотреть социально-экономические модели развитых стран.

В первом вопросе я рассмотрю существующие типы экономических систем и дам характеристику распространенным видам экономик (рыночной, традиционной и административно-командной).

Во втором вопросе я рассмотрю основные социально-экономические модели развитых стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..2

Типы экономических систем……………………………………………….5
2. Социально-экономические модели развитых стран………………………11

Заключение……………………………………………………………………..20

Приложение А………………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Практика.Типы экономических систем.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

      Характерными  чертами административно-командной  системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

      Хозяйственный механизм административно-командной  системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государвенный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с поошью преимущественно административно-командных (дирекивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

      При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

     Гигантские  монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

     В странах с административно-командной  системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям – промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

     Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

     Распределение созданной продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

     Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика. 

     2. Социально-экономические  модели развитых  стран 

     Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели. Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

     Американская  модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

     Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находятся всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство.

     Социальное  рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и  предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

     Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

     Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются Налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

     Вследствие  относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

     Еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, – это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

      Кроме того выделяют еще одну модель это  –германская модель. Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

      В германской экономической модели государство  не устанавливает экономические  цели - это лежит в плоскости  индивидуальных рыночных решений, а  создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие  рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

      Германская  модель характеризуется следующими чертами:

      - индивидуальная свобода как условие  функционирования рыночных механизмов  и децентрализованного принятия  решений. Это условие обеспечивается  активной государственной политикой поддержания конкуренции;

      - социальное равенство - Социальная  политика опирается на поиск  компромиссов между группами, имеющими  противоположные интересы, а также  на прямое участие государства  в предоставлении социальных  благ, например, в жилищном строительстве;

      - антициклическое регулирование;

      - стимулирование технологических  и организационных инноваций;

      - проведение структурной политики;

      - защита и поощрение конкуренции. 

      Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

     В организации социально-экономических  систем развитых стран (PC) преобладают вытекающие из их одинаковой сущности общие черты, а не особенные, хотя последние видны «невооруженным глазом».

     Сущность  современных социально-экономических  систем PC может определять следующая дефиниция: рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм (современный капитализм). В период противоборства двух общественных систем, особенно после Второй мировой войны, слово «капитализм» крайне редко использовалось на Западе в обществоведческих публикациях. Считалось, что оно вызывало у широких масс весьма негативные ассоциации с жестким капитализмом (капитализмом свободной конкуренции) XIX в., что в обстановке борьбы двух систем представлялось неприемлемым. Для характеристики социально-экономических систем использовались разного рода «некапиталистические» термины: «постиндустриальное общество», «социальное рыночное хозяйство» и др. После развала «реального социализма» на рубеже 80-90-х гг. появилась возможность использовать понятие «капитализм» деидеологизированно.

     Охарактеризуем  хозяйственный механизм развитых стран. Для всех PC характерен трехуровневый («трехслойный») хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни. Исторически эти три уровня сформировались не одновременно. Уровень спонтанно-рыночного регулирования начал формироваться еще в XVI–XVII вв., т.е. в период зарождения капиталистических отношений в Западной Европе (раньше всего в Нидерландах и Великобритании), и вполне сложился там и в США к 50–60-м гг. XIX в., когда материальной базой хозяйственной жизни стало крупное машинное производство и высокого уровня развития достигло общественное разделение труда. Это вызвало к жизни развитую систему рыночных отношений важнейшим регулятором которых выступает рыночная цена товара. Движение цен происходит в зависимости от издержек производства и соотношения спроса и предложения на него.

     Уровень корпоративного регулирования сформировался  в последние 20-25 лет перед Первой мировой войной. Сложившиеся к  этому времени мощные корпорации, сосредоточивая в своих руках  значительную или даже преобладающую долю производства или иного товара, получили возможность целенаправленно воздействовать на цены, а также объем производства и сбыта соответствующих товаров. В отличие от этого для мелких фирм цена выступает как внешний регулятор производства и сбыта, на который они не могут влиять и к которому они должны приспосабливаться.

Информация о работе Типы экономических систем