Погнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть теоретические и исторические аспекты социального прогнозирования.
Задачи исследования:
1) раскрыть общие понятия и термины социального прогнозирования;
2)рассмотреть истоки возникновения и развития социального прогнозирования;
3) раскрыть основы социального прогнозирования;
4) охарактеризовать методы социального прогнозирования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава1. Сущность и истоки социального прогнозирования ………………….4
Понятия и термины, этапы и функции социального прогнозирования…...4
1.2 Возникновение социального прогнозирования ……….…………………...6
1.3 Этапы в развитии социального прогнозирования ………………………....7
Глава2. Основы социального прогнозирования ………………………………9
Глава3. Методы социального прогнозирования…………….............................13
3.1 Традиционные методы социального прогнозирования …..........................13
3.2 Методы прогнозирования ………………………………….........................16
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы …………………………………………23
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 41.30 Кб (Скачать документ)

• индивидуальные экспертные оценки;

• коллективные экспертные оценки.

      К индивидуальным экспертным оценкам относятся:

• метод  «интервью», при которому осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме: «вопрос –  ответ»;

• аналитический  метод, при которому осуществляется логический анализ какой-нибудь прогнозируемой ситуации, составляются аналитические  докладные;

• метод  написания сценария, который основывается на определении логики процесса или  влияния во времени при разных условиях.

      Методы коллективных экспертных оценок включают:

• метод  «комиссий», «коллективной генерации  идей» («мозговая атака»);

• метод  «Дельфи»;

• матричный  метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении высшая точность результата; при обработке  индивидуальных независимых оценок, которые выносятся экспертами, по меньшей мере, могут возникнуть продуктивные идеи.

       В группу формализованных методов входят две подгруппы:

• экстраполяции;

• моделирование.

       К первой подгруппе относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживание, скользящих средних. Ко второй – структурное, сетевое, матричное моделирование.

      Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов похожие за своим составом с экспертными и «фактографическими» методами. Фактографические методы основаны на фактически существующей информации об объекте прогнозирования и его прошлое развитие, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.

      К классу экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика – наука, которая изучает продуктивное, творческое мышление).

      Это аналитический метод, суть которого состоит в построении и дальнейшем усечении «древа поиска» экспертной оценки с использованием какой-нибудь эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, полученных путем систематизированного опрашивания высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых полностью или частично не подвергается формализации.

       Структура метода эвристического прогнозирования включает в качестве основных элементов:

• синтез граф модели объекта;

• формирование экспертных бригад и оценку компетентности экспертов;

• формирование вопросов и разработку экспертных оценок;

• анализ работы экспертов;

• алгоритмы  обработки таблиц экспертных оценок;

• образ  вариации полученных прогнозов;

• синтез прогнозных моделей.

      Особое место в классификации методов экономического прогнозирования занимают так называемые комбинированные методы, которые объединяют резне другие методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические методы и опрашивание экспертов.

      В качестве информации используются фактографические и экспертные данные.

При классификации  методов прогнозирования необходимо иметь в виду, который содержательный систематизация методов прогнозирования  должна определяться самым объектом прогнозирования, экономическими процессами развития и их закономерностями.

      С точки зрения оценки возможных путей и результатов прогнозное научно-технического развития прогнозы можно классифицировать за тремя этапами:

- исследовательским;

- программным;

- организационным.

      Задачам исследовательского прогноза является определения возможных результатов будущего развития и выбор из множества возможных вариантов одного или нескольких положительных результатов.

      Так, например, развитие средств вычислительной техники можно отобразить в виде роста их быстродействия, увеличение объема памяти и диапазона логических возможностей.

      Специфические подходы и методы экономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономической прогностикой. Структура этой науки определяется ее основными проблемами:

• анализом и синтезом объекта прогноза;

• адаптацией методов прогнозирования к объекту  прогноза;

• алгоритмизацией  процесса составления прогнозов.

       В арсенале инструментов экономической прогностики важная роль принадлежит количественным методам обработки прогностической информации – экономико-математическим методам, экономико-математическому моделированию, статической экстраполяции. Методология экономического прогнозирования исследует будущее в трех аспектах:

• онтологическому;

• логическому;

• гносеологическому.

      Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, факторы, которые влияют на него.

      В логическом аспекте прогноз исследуется как общенаучное понятие, сформулированное для выяснения объективного содержания процессов и результатов прогнозирования.

      Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснения того, как будущее отображается в человеческом сознании, которые формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз из гносеологической точки зрения является отражением закономерностей и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.

      Соответственно, проблема научного предусмотрения охватывает как теоретико-познавательный аспект, связанный с исследованием прогнозов как функции законов и теории наук, так и практический аспект, который выражается, в частности, в непосредственной связи прогнозирования с планированием и управлением. 
 

     Заключение

      

     Прогнозирование – один из важнейших этапов проектной  деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу. Сначала – охота и  собирание, потом – переход к  земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого образа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т.д. Прогнозирование  в широком смысле – предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле –  специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы  развития явлений.

     Одним из важнейших видов прогнозирования  является социальное прогнозирование  – это предвидение тенденций  и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования  могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.  По мнению Ж.П. Тощенко, «социальное  прогнозирование – это определение  вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию»[9, с. 402]

           Рассмотрев сущность и понятие, возникновение и развитие социального прогнозирования, охарактеризовав методы социального прогнозирования можно сделать вывод, что  социальное прогнозирование занимает важную часть в развитии общества, науки и техники и с помощью него можно делать прогнозы.

             В современных условиях умение  предвидеть и прогнозировать  будущее, а, следовательно, и  влиять на социальные процессы  становится также одним из  самых ценных качеств молодого  специалиста. 
 

Литература

  1. 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»
  2. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668с.
  3. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007 – 480с. – (Бакалавр)
  4. Луков В.А. Социальное проектирование.  7-е изд., - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007
  5. Под ред. Н.Ф. Басова,  Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /. – М.: «Академия», 2007. – 288 с.
  6. .  Л. Е. Басовский «Прогнозирование и планирование в условиях рынка» - Учебное пособие: - М. ИНФРА-М,2007
  7. Основы экономического и социального прогнозирования / Под. ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. – М.: Высш. шк., 2006.
  8. Холостова Е.И., Практикум по социальной работе,2-е изд. — М.:  «Дашков и К°», 2008.
  9. Тощенко Ж Т.  Социология управления. Учебник. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011.
  10. Викторова, Т.Б. Социальное проектирование - социальное действие/ Т.Б. Викторова. // Дополнительное образование. - №1, 2006.
  11. soc-work.ru
  12. www.planetadisser.com
  13. www.prognoz.org
  14. www.socioline.ru

Информация о работе Погнозирование