Ыбырай Алтынсарин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:12, реферат

Описание

Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Костанайской области. Он происходил из зажиточной семьи. В возрасте трех лет потерял родителей и рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи Жансурчина.

Работа состоит из  1 файл

косся.ppt

— 556.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Урок-портрет «Ыбырай Алтынсарин» (1841-1889)

 

 

 

 

  • Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился  в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Костанайской области. Он происходил из зажиточной семьи. В возрасте трех лет потерял родителей и рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи Жансурчина.

 

 

 

 

  • Образование Ыбрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для детей степной аристократии. После завершения учебы работал сначала писарем при воинском старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая, политическая жизнь и деятельность Ыбрая Алтынсарина.

 

 

 

 

  • Педагог-просветитель, энтузиаст, поэт, фольклорист, этнограф, автор учебников родного и русского языков для казахских детей. Крупный мыслитель, отдавший все силы и весь свой талант делу просвещения родного народа. Им создано семь народных светских школ.

 

 

 

  • Круг научных интересов и исследований:

 

  • Педагогика                              История
  • Фольклористика                     Этнография
  • Лингвистика                            Языкознание

 

 

 

 

  • В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане ряда школ для детей степной бедноты и училищ (женских, сельскохозяйственных, ремесленных)

 

Первые школы

 

 

 

 

  • Алтынсарин первый предпринял попытку создания казахского алфавита на основе русской графики, подготовил ряд учебников для обучения казахских детей. В 1879 году вышли в свет его учебники «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку»

 

 

 

 

Учебники Алтынсарина

 

  • «Киргизская хрестоматия» Алтынсарина по своей идейной направленности служила принципу народности и воспитывала детей в духе любви к Родине.
  • В«Руководстве» дано около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни. Такое количество слов и фраз русского языка было достаточно для первоначального употребления в устной речи

 

 

 

 

Литературная деятельность

 

  • Алтынсарин занимался и литературной деятельностью. Он известен как автор превосходных стихотворений, направленных на защиту бедноты. Критику эксплуататоров и духовенства, а также много других рассказов для детей, которые воспитывали у читателя лучшие нравственные качества: трудолюбие, доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим и т.д.

 

 

 

 

  • Значительный вклад внес Алтынсарин в исследование устного народного творчества казахов, их обычаев и традиций. («Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства») Они пользовались популярностью среди ученых кругов России и не утратили своего значения до сих пор.

 

 

 

 

  • Ы.Алтынсарин работал учителем, затем инспектором киргизских школ Тургайской области, которые он же устроил и организовал. Именно на этом посту он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, просветителем и крупным общественным деятелем

 

 

 

 

  •  Значение Ыбрая Алтынсарина
  • Значение Алтынсарина в истории народного образования в Казахстане очень велико. Деятельность Алтынсарина представляет для нас огромный интерес с точки зрения развития общественной мысли и его места в истории народного образования и казахской литературы. Мы отдаем дань уважения Алтынсарину за его выдающуюся деятельность в качестве первого народного учителя, первого организатора народных школ в Казахстане и первого педагога-теоретика, вышедшего из среды казахского народа.
  • Создав на родном языке высокоталантливые рассказы и стихотворения для казахских детей, Алтынсарин занял в истории казахской литературы как писатель-художник надлежащее место – наряду с Абаем. Его искренне, задушевно написанные произведения, столь близкие детскому сердцу и детским интересам, и понэне не устарели. Велико значение Алтынсарина в истории, этнографии и краеведении.
  • Алтынсарин проявил свою неутомимую, кипучую деятельность как талантливый педагог, писатель и общественный деятель, борец за народную школу, за просвещение казахского народа

 

 

 

 

 

  •                                       Памятник
  • Алтынсарину

 

 

 

 

 

Музей 

    Алтынсарина

                              

 

 

 

 

Тесты  к уроку:

 

    1 Область науки, в которую внес Ы.Алтынсарин наибольший свой вклад:

  • А). педагогика
  • Б). математика
  • В).ИЗО
  • Г).география

 

  • Правильный ответ

 

  • ПЕДАГОГИКА

 

 

 

 

Вопрос                 Ответ

 

  • 2. Год издания «Казахской хрестоматии» Ы.Алтынарина:
  • А). 1875
  • б). 1879
  • В). 1880
  • Г). 1889

 

  • Правильный ответ

 

  • 1879

 

 

 

 

Вопрос        Ответ

 

  • 3. Какие школы были созданы Алтынсариным?
  • А).Светские
  • Б).Ремесленные
  • В).Народные
  • Г) Религиозные

 

  • Правильный ответ

 

  • Светские,
  • Ремесленные,
  • Народные

 

 

 

 

Вопрос       Ответ

 

  • 4. По мнению Алтынсарина, распространению русской культуры среди казахов будет способствовать:
  • А) Переход к капиталистической экономике
  • Б) Переход казахов к оседлости и земледелию
  • В) Открытие русско-казахских школ
  • Г) Занятие ремеслом

 

  • Правильный ответ
  • Переход к капиталистической экономике
  • Переход казахов к оседлости и земледелию
  • Занятие ремеслом

 

 

 

 

Вопрос       Ответ

 

  • 4. По мнению Алтынсарина, распространению русской культуры среди казахов будет способствовать:
  • А) Переход к капиталистической экономике
  • Б) Переход казахов к оседлости и земледелию
  • В) Открытие русско-казахских школ
  • Г) Занятие ремеслом

 

  • Правильный ответ
  • Переход к капиталистической экономике
  • Переход казахов к оседлости и земледелию
  • Занятие ремеслом

 

 

 

 

Вопрос         Ответ

 

  • 5. Количество слов и фраз в учебнике «Руководство к обучению русского языка»:
  • А). 550
  • Б). 500
  • В). 600
  • Г). 1500

 

  • Правильный ответ

 

 

  • 500

 

 

 

 

Вопрос        Ответ

 

  • 6. По мнению Алтынсарина, для борьбы со старыми традициями и суевериями было необходимо:
  • Вооружить молодежь знаниями

    Поднять молодежь на борьбу

  • Раскулачить баев
  • Объединить молодежь

 

  • Правильный ответ

 

 

  • Вооружить молодежь знаниями

 

 

 

 

Вопрос      Ответ

 

  • 7. Произведения, в которых Ы.Алтынсарин показывает ложь и лицемерие мулл и биев.
  • А) «Лицемерному судье»
  • Б)»Давайте, дети, учиться»
  • В). «Друзьям и молодежи»
  • Г).»Кобланды Батыр»

 

  • Правильный ответ

 

  • «Лицемерному судье»
  • «Друзьям и молодежи»

 

 

 

 

Вопрос       Ответ

 

  • 8. Алтынсарин в Оренбургском областном правлении работал:
  • А) Инспектором
  • Б) Судьёй
  • В) Учителем
  • Г) Переводчиком

 

  • Правильный ответ

Информация о работе Ыбырай Алтынсарин