Технология модульного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:02, реферат

Описание

Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторами которой были S.N Posilethwait, B.Goldshmid, M.L.Goldshmid и J.Russel). Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем – «модулем» в его обобщающем понятии.

Работа состоит из  1 файл

Технология модульного обучения.docx

— 25.69 Кб (Скачать документ)

Технология модульного обучения

Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторами которой были S.N Posilethwait, B.Goldshmid, M.L.Goldshmid и J.Russel). Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем – «модулем» в его обобщающем понятии.

В модульном обучении (МО) интегрированы теоретико-практические наработки и обобщения проблемного  обучения, принципов индивидуализации и дифференциации обучения. Особенности  рефлексивного подхода во многом способствовали созданию основ МО, определения принципов и правил его построения, методов и форм его реализации.

Модуль – от латинского слова «modulies» – «мера», «способ». Разработчиками проблем модульной технологии подчеркивается соотнесение его дидактического определения с пониманием модуля в точных науках, в технике: это – некая целостная функциональная система, ограниченная определенными рамками, которая обеспечивает выполнение какой-то конкретной функции от начала до конца. То есть – это функционально и конструктивно независимая единица, которая может быть относительно самостоятельной частью – объектом в составе другого более сложного объекта или в виде индивидуального изделия, агрегата, объекта.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание, технология овладения им система контроля и коррекции объединены в систему высокого уровня целостности.

Исследователи утверждают, что модуль можно рассматривать  как программу обучения, индивидуализированную  по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает:

  • в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;
  • дается разъяснение к этой информации;
  • определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ТСО, конкретных литературных источников, методов добывания информации);
  • приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;
  • указаны практические задания;
  • дается система самостоятельного и внешнего контроля.

В теории и практике модульного обучения приводится такое соотношение  практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.

В соответствии с принципом  целевого назначения выделяют три типа модулей:

  1. познавательные (для изучения основ науки);
  2. операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);
  3. смешанные.

Рекомендуется разделять  учебную дисциплину примерно на 10-12 (но не менее 5-6) модулей, исходя из того, что модуль, его оптимальный объем  логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины, на изучение которого отводится, как правило, от 10-12 до 18-20 часов. При этом рекомендуется  избегать таких крайностей, как слишком  большой или слишком мелкий модуль (что затрудняет усвоение или систематичность  знаний у слушателя). Например, в  университетах США обычный лекционный курс разделен на 10-12 модулей.

Модульную технологию можно  использовать в любой системе  обучения, в том числе в экстернате: четкое дозирование учебного материала, информационно-методическое обеспечение  с программой логически последовательных действий для обучающегося, возможность  осваивать материал в удобное  для него время, – все это помогает улучшишь качество и эффективность образовательного процесса в целом.

Основным средством модульной  технологии, кроме модуля как части  программного материала учебной  дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.

Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается преподавателем на основе определения основных идей курса. Каждой такой идее соответствует разработанный преподавателем модуль. Их совокупность обеспечивает реализацию основной цели изучения всей учебной дисциплины.

Отличия модульной  системы от других дидактических  систем:

  1. содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;
  2. модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу;
  3. обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом;
  4. наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.

Индивидуализация как  вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается в  модульном обучении. Важнейшая черта  модульного подхода увязана с  актуальнейшей задачей – готовить людей, способных, быстро подстраиваясь  к изменениям производства, адаптируясь  в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.

Ценность модульной системы  обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает  рефлексивные способности. Существенно, что при модульной системе, когда  учебная деятельность структурируется  на: учебные ситуации, контроль и  оценку, актуализируются аналитические, исследовательские умения специалистов.

Достоинства МО:

  • повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;
  • компетенция определяет необходимые личностные качества;
  • сокращение сроков обучения;

 

 

 

 

 

Индивидуальная  образовательная траектория – образовательная  программа ученика

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод  о более широком значении понятия  “индивидуальная образовательная  траектория”, по сравнению с понятием “индивидуальный образовательный  маршрут”.

А.В.Хуторской рассматривает  индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного  потенциала каждого ученика в  образовании. Под личностным потенциалом  ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [7].

Н.Н.Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями [5].

С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С.Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

Под содержанием образования, согласно точке зрения И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина [2. С.101] следует понимать:

  1. Cистему знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся диалектико-материалистической картины мира, вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
  2. Cистему общественных, интеллектуальных и практических навыков и умений, которые являются основой конкретных деятельностей и обеспечивают способность молодого поколения к сохранению социальной культуры.
  3. Опыт творческой деятельности, накопленный человеком.
  4. Опыт эмоционально – волевого отношения к миру, обществу.

потребности), которому адресована образовательная программа; формы  аттестации достижений и т.д.);

В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное  приращение и развитие. Образование  в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя. С точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов [8].

Основная функция личностно-ориентированного содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы  личностных образовательных смыслов  ученика. Личностный смысл – индивидуализированное  осознаваемое отражение действительного  отношения личности к объектам его  деятельности (А.Н.Леонтьев) [8, С.70].

Создаваемое учеником содержание образования входит в состав общего содержания образования наряду с внешне заданным. Внешнее содержание не опережает, а следует за внутренне конструируемым учеником содержанием образования [8, С. 76–78].

Творческая самореализация ученика как сверхзадача обучения раскрывается в трех взаимосвязанных  целях: создание учеником образовательной  продукции в изучаемых образовательных  областях; освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами; выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на свои личностные качества. Деятельность, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает способности ученика, своеобразие которых способствует выстраиванию его индивидуальной образовательной траектории.

Перед учителем встает вопрос: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям? Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ-дифференциация обучения, согласно которой к каждому  ученику предлагается подходить  индивидуально, дифференцируя изучаемый  им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого  учеников обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования  выстраивается для каждого ученика  применительно к каждой изучаемой  им образовательной области.

Первый подход наиболее распространен в наших школах. Второй достаточно редок, поскольку  требует не просто индивидуального  движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной  разработки и реализации разных моделей  обучения учеников, каждая из которых  по-своему уникальна и отнесена к  личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.

Задача обучения состоит  в обеспечении зоны для индивидуального  творческого развития каждого ученика. Ученик создает образовательную  продукцию, выстраивает свой образовательный  путь, опираясь на индивидуальные качества и способности, причем делает это  в соответствующей среде, которую  организует учитель. Одновременность  реализации персональных моделей образования  – одна из целей личностно-ориентированного образования.

Индивидуальная образовательная  траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Под личностным потенциалом  ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Процесс  выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в  ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой  ученик способен найти, создать или  предложить свой вариант решения  любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том  случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные  формы и темпы обучения; применять  те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей  деятельности.

При составлении индивидуальной образовательной траектории:

  • учитель создает ученику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. На уроке учитель учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности;
  • для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата..

В результате индивидуального  образовательного движения каждый ученик предлагает идеи, сочиняет стихи, разрабатывает  модели, конструирует поделки в связи  с изучаемым материалом. Этого  требует принцип продуктивности обучения – ведущий принцип личностно-ориентированного обучения. “Портфель достижений” служит способом демонстрации его успехов. Содержание “ портфеля” – это не только перечень занятых учеником мест, полученных грамот или призов, но и предложенные идеи, принципы решения математических задач, поделки и т.д.

Информация о работе Технология модульного обучения