Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:28, курсовая работа
Все битумные материалы подразделяются на строительные, кровельные, а также дорожные. Строительные битумы используют для устройства гидроизоляции. Битумно-полимерные изоляционные, а также кровельные материалы предназначаются для защиты конструкций, а также сооружений нефте-, газо-, иных продуктопроводов от почвенной, а также атмосферной коррозии, плюс, для покрытия крыш либо клеящего слоя при обустройстве или ремонте мягкой кровли. Очень хорошие результаты при гидроизоляции показывает именно битумно-латексная мастика. Главными её свойствами являются: во-первых, стабильность, во-вторых, эластичность, в-третьих, технологичность, в-четвертых, безопасность. Приготовить подобную мастику, конечно, с несколько худшими свойствами, можно даже самому.
1.	Введение……………………………………………………………………………...3
2.	Общая характеристика производственного объекта……………………………....5
3. Литературный обзор…………………………………………………………………..6
3. 1 Битум и его свойства……………………………………...…………………6
3.2 Методы испытаний и соответствующие виды классификаций…………...7
3. 2. 1. Пенетрация………………………………………………………..8
3. 2. 2. Температура размягчения………………………………………..8
3. 2. 3. Температура хрупкости………………………………………….9
3. 2. 4. Дуктильность……………………………………………………..9
3. 2. 5. Вязкость…………………………………………………………...9
3. 2. 6 Реология………………………………………………………….10
3. 2. 7 Растворимость……………………………………………………11
3. 3 Применение и требования к качеству…………………………………….12
3. 4 Виды битума………………………………………………………………..15
3. 5 Способы получения битума……………………………………………….19
3. 6 Химизм процесса получения окисленного битума………………………22
3. 7 Описание принципиальной технологической схемы……………………25
3. 8 Нормы технологического режима………………………………………...27
4. Технологические расчеты…………………………………………………………...29
4. 1 Расчет окислительной колонны…………………………………………...29
4. 2 Расчет нагревательной печи……………………………………………….32
5. Список используемой литературы………………………………………………….39
Битум дорожный включает в себя: 5 марок от БНД (битум нефтяной дорожный)-200/300 до БНД-40/60 и 4 марки БН (битум нефтяной) от БН-200/300 до БН 40/60, где числитель и знаменатель дроби – это допустимые пределы изменения показателей пенетрации для данной марки.
Таблица 1
Показатели качества дорожных битумов
Наименование  | 
  
   
 БНД 130/200  | 
  
   
 БНД 90/130  | 
  
   
 БНД 60/90  | 
  
   
 БНД 40/60  | 
| 
   
 I. Глубина проникания иглы 0,1мм : при 25 °С при 0 °С, не менее 
 2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 
 3.Растяжимость, см., не менее при 25 °С при 0 °С 
 4. Температура вспышки, оС, не ниже 
 5. Температура хрупкости, °С, не выше 
 6. Изменение 
  температуры размягчения   
 7.Индекс пенетрации  | 
  
   
 
 131-200 35 
 
 40 
 
 70 6,0 
 220 
 -18 
 
 6 
 от –1 до +1  | 
  
   
 
 91-130 28 
 
 43 
 
 65 4,0 
 230 
 -17 
 
 5 
 от –1 до +1  | 
  
   
 
 61-90 20 
 
 47 
 
 55 3,5 
 230 
 -15 
 
 5 
 от –1 до +1  | 
  
   
 
 40-60 13 
 
 51 
 
 45 - 
 230 
 -12 
 
 5 
 от –1 до +1  | 
Битум строительный состоит из:
- 3 марок: Битум 
БН-50/50;Битум БН-70/30 и БитумБН-90/10, 
где числитель – показатель 
температуры размягчения, а 
Таблица 2
Показатели качества строительных битумов марок БН
Наименование  | 
  
   
 БН 70/30  | 
  
   
 БН 90/10  | 
| 
   
 1. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1мм 
 2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С 
 3. Растяжимость, при 25 °С см., не менее 
 4. Растворимость, %, не менее 
 5. Изменение массы после прогрева, %, не более 
 6. Температура вспышки, оС, не ниже 
 7. Массовая доля воды  | 
  
   
 21-40 
 70-80 
 3,0 
 99,50 
 0,50 
 240 
 следы  | 
  
   
 5-20 
 90-105 
 1,0 
 99,50 
 0,50 
 240 
 следы  | 
- марок БНК 
(битум нефтяной кровельный)-
Таблица 3
Показатели качества строительных битумов марок БНК
Наименование  | 
  
   
 БНК 40/180  | 
  
   
 БНК 45/190  | 
| 
   
 1. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1мм 
 2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С 
 3. Растворимость в толуоле или хлороформе, %, не менее 
 4. Изменение массы после прогрева, %, не более 
 5. Температура вспышки, оС, не ниже 
 6. Массовая доля воды, не более 
 7. Массовая доля парафина, %, не более 
 8.Индекс пенетрации 
 9.Глубина проникания иглы при 25 °С в остатке после прогрева, % от первоначальной величины, не менее  | 
  
   
 160-210 
 37-44 
 99,50 
 0,80 
 240 
 следы 
 - 
 - 
 60  | 
  
   
 160-220 
 40-50 
 99,50 
 0,80 
 240 
 следы 
 5,0 
 от 1,0 до 2,5 
 60  | 
- битумов БНИ (битум нефтяной изоляционный) марок БНИ-IV-3, БНИ-IV и БНИ-V – для работ по изоляции поземных трубопроводов с целью защиты их от коррозии.
Таблица 4
Показатели качества строительных битумов марок БНИ
Наименование  | 
  
   
 БНИ - IV  | 
  
   
 БНИ -V  | 
| 
   
 1. Температура размягчения, °С 
 2. Глубина проникания иглы 0,1мм : при 25 °С при 0 °С, не менее 
 3. Температура вспышки, оС, не ниже 
 4. Растяжимость, при 25 °С, см, не менее 
 5. Изменение массы после прогрева, %, не более 
 6.Водонасыщаемостьза 24 ч., %, не более  | 
  
   
 75-85 
 
 25-40 12 
 250 
 3 
 0,5 
 0,10  | 
  
   
 90-100 
 
 20-40 9 
 240 
 2 
 0,5 
 0,10  | 
Кроме указанных марок, существуют и жидкий битум дорожный. Он обладает незначительной вязкостью и используется в дорожном строительстве в составе асфальтобетона при необходимости его укладки при пониженных температурах наружного воздуха. Жидкие битумы производятся путем смешивания вязких битумов БНД с дистиллятными фракциями-разжижителями, которые постепенно испаряются после укладки дорожного покрытия. Жидкий битум применяется редко в связи с его пожароопасностью и повышенным вредом для окружающей среды.
Поскольку битумы не обладают техническими характеристиками, соответствующими современным требованиям, то на их основе выпускаются битумно-полимерные мастики различного назначения. В состав мастик, кроме нефтяного битума, входят модифицирующие и полимерные добавки и пластификаторы, что позволяет мастикам значительно превосходить битум строительный, и дорожный по основным характеристикам, в частности: эластичности, гибкости, адгезии к бетону и металлу, долговечности, термостойкости и морозоустойчивости. Область применения битумно-полимерных мастик в дорожном строительстве весьма широка, они используются для герметизации швов и трещин покрытий автодорог, для устройства деформационных швов в мостовых сооружениях. [3]
 
3. 5 СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА
Нефть на заводах подвергается фракционной перегонке с целью получения светлых продуктов (бензина, лигроина, керосина) смазочных масел и других видов нефтепродуктов. Нефтяные остатки после отбора более легких по массе фракций — гудрон, крекинг — в дальнейшем используют в качестве сырья для получения нефтяных битумов заданных свойств. В настоящее время нефтяные битумы получают при атмосферно-вакуумной перегонке нефти (остаточные битумы); окислением нефтяных остатков (окисленные битумы) и смешением остатков, образующихся при перегонке нефти (компаундированные битумы).
В промышленности битумы получают: глубоким отгоном масляных фракций из гудрона (остаточные битумы); окислением гудронов кислородом воздуха, крекинг-остатков или экстрактов от селективной очистки масел и их смесей (окисленные битумы). Остаточные битумы — мягкие легкоплавкие продукты, окисленные — эластичные и термостабильные. Битумы, получаемые окислением крекинг-остатков, содержат большое количество карбенов и карбоидов, которые нарушают однородность битумов и ухудшают их цементирующие свойства.
Непосредственно 
битум получают несколькими способами, 
при которых применяются 
Для производства нефтяных битумов используют процессы вакуумной перегонки, окисления и деасфальтизации. Сырьем вакуумной перегонки обычно является мазут; для окисления и деасфальтизации применяют гудрон. Товарные битумы получают как непосредственный продукт того или иного процесса либо компаундированием продуктов разных процессов, либо одного и того же процесса. Качество готовых битумов зависит в первую очередь от качества сырья, а для окисленных битумов еще и от температуры, продолжительности окисления и расхода воздуха.
Гудро́н (фр. goudron) — остаток, образующийся в результате отгонки из нефти при атмосферном давлении и под вакуумом фракций, выкипающих до 450—600 °C (в зависимости от природы нефти).
Выход гудрона — от 10 до 45 % от массы нефти. Гудрон — вязкая жидкость или твердый асфальтоподобный продукт черного цвета с блестящим изломом. Содержит парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды (45-95 %), асфальтены (3-17 %), а также нефтяные смолы (2-38 %), адсорбируемые силикагелем из деасфальтизированного продукта.
Зольность гудрона обычно менее 0,5 %. Элементный состав (в % по массе): 85-87 С, 9,3-11,8 Н, 0,2-6,3 S, 0,2-0,7 N, 0,08-1,25 О.
Кроме того, в 
гудроне концентрируются 
В зависимости от природы нефти и степени извлечения газойлевых фракций плотность гудрона составляет от 0,95 до 1,03 г/см³, коксуемость от 8 до 26 % по массе, температура плавления 12—55 °C, температура вспышки от 290—350 °C, плотность – 0,95 – 1,03. Гудрон используют для производства дорожных, кровельных и строительных битумов, малозольного кокса, смазочных масел, мазута, горючих газов и моторного топлива.
Кислый гудрон 
— это отходы, которые образуются 
при очистке некоторых 
Основным сырьём для производства битума в нашей стране являются остаточные продукты нефтепереработки: гудроны, асфальты деасфальтизации, экстракты селективной очистки масляных фракций и др.
Различают три основных способа получения нефтяных битумов:
1. Концентрированием нефтяных остатков путём перегонки их в вакууме получают остаточные битумы. Для получения остаточных битумов может быть использовано только сырьё с большим содержанием асфальтосмолистых веществ, которые в достаточном количестве присутствуют в тяжёлых высокосмолистых сернистых нефтях. В процессах вакуумной перегонки и деасфальтизации получают остаточные и осаждённые битумы. Главное назначение этих процессов – извлечение дистиллятных фракций для выработки моторных топлив – в случае первого, подготовка сырья для производства базовых масел (начальный этап) – в случае второго. В то же время побочные продукты этих процессов – гудрон перегонки и асфальт деасфальтизации – соответствуют требованиям по сырью в производстве битумов или их используют в качестве сырья в производстве окисленных битумов.
2. Окислением кислородом воздуха различных нефтяных остатков и их композиций при температуре 180 – 300 0С (окисленные битумы). Окисление воздухом позволяет существенно увеличить содержание асфальтосмолистых веществ, наиболее желательного компонента в составе битумов. Для производства окисленных битумов БашНИИНП предложено классифицировать нефти по содержанию (%, мас.) в них асфальтенов (А), смол (С) и твёрдых парафинов (П).
Основным процессом 
производства битумов является окисление 
– продувка гудронов воздухом. Окисленные 
битумы получают в аппаратах периодического 
и непрерывного действия. Последние 
более экономичные и простые 
в обслуживании. Принцип получения 
окисленных битумов основан на реакциях 
уплотнения при повышенных температурах 
в присутствии воздуха, приводящих к увеличению 
концентрации асфальтенов, способствующих 
повышению температуры размягчения битумов, 
и смол, улучшающих адгезионные и эластичные 
свойства товарного продукта. 
Аппараты, используемые в производстве 
битумов – трубчатые реактора или окислительные 
колонны. При получении строительных битумов 
предпочтительны первые, дорожных – вторые.
3. Смешением различных окисленных и остаточных битумов, а также нефтяных остатков и дистиллятов между собой получают компаундированные битумы. Остаточные битумы – мягкие легкоплавкие продукты, окисленные – эластичные и термостабильные. Битумы, получаемые окислением крекинг-остатков, содержат большое количество карбенов и карбоидов, которые нарушают однородность битумов и ухудшают их цементирующие свойства. [4]
 
3. 6 ХИМИЗМ ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСЛЕННОГО БИТУМА
Битумы представляют 
собой сложною смесь 
Состав битумов 
и соотношение в нем отдельных 
компонентов определяют его коллоидную 
структуру и реологические 
Битумы состоят из асфальтенов, смол и масел. Сумму масел и смол называют мальтенами.
К маслам принято относить парафиновые соединения нормального и изостроения, нафтеновые структуры и ароматические соединения. Масла снижают твёрдость и температуру размягчения битумов, увеличивают их текучесть и испаряемость.
 Смолы это 
высокомолекулярные 
Асфальтены – это концентрат наиболее высокомолекулярных соединений нефти, рассматриваемые как продукты уплотнения смол.
Соотношение компонентов битума значительно влияет на его свойства.
С химической точки зрения битумы представляют собой сложную смесь высокомолекулярных углеводородов нефти и их гетеропроизводных, содержащих кислород, серу, азот и металлы. Элементный состав битумов примерно следующий (% масс): углерода 80-85; водорода 8,0-11,5; кислорода 0,2-4,0; серы 0,5-7,0; азота 0,2-0,5.
Информация о работе Описание промышленного получения окисленного битума