Карбид кремния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я буду рассматривать искусственный абразивный материал- карбид кремния.

Содержание

2. Карбид кремния………………………………………………………….4
3. Сырьё для производства кремния……………………………………….7
4. Особенности технологии призводства технического карбида кремния……………………………………………………………………10
5. Подготовка кварцевых песков…………………………………………...11
6. Подготовка нефтяного кокса…………………………………………….15
7. Подготовка возвратных материалов…………………………………….18
8. Подготовка аморфа и кернового материала…………………………….20
9. Области применения карбида кремния………………………………....21

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 1.10 Мб (Скачать документ)

     Состав  и некоторые свойства нефтяных коксов, используемых для получения карбида кремния

  Основные компонентные свойства  кокса Массовые  доли компонентов, %
 
 
КНКЭ КЗ 8 КЗО
1 2 3 4
Влага <3,0 <3,0 < 3,0
Летучие <6,5 <9,0 < 11,5
Зола <0,3 <0,6 < 0,8
Сера < 1,0 < 1,5 < 1,5
Содержание  мелочи фракции, мм:      
<25 4,0 - -
<8 - 10 -
Истираемость, % < 13,0 - -
Действительная  плотность после прокаливания при 1300 °С в течение 5 ч, г/см3 2,08 -2,13 2,08 - 2,13 -
 

     Нефтяной  кокс поступает на склад сырья  с влажностью в пределах 5 - 20 % и крупностью 0-25 мм. Подготовка кокса к производству карбида кремния сводится к его просушиванию до влажности 3 -4 % и измельчению до крупности минус 2 мм при содержании фракции минус 1 мм не менее 65 %.

     Сушка нефтяного кокса производится на специальной установке, схема которой представлена на рис.  
 
 
 
 
 
 

1 - кран; 2 - бункер; 3 - питатель; 4 - электромагнит; 5 -транспортер; 6 - щековая дробилка; 7 - элеватор; 8 - сушильный барабан; 9 - транспортер; 10 - закром сухого нефтяного кокса.

     Влажный нефтяной кокс подается краном 1 в бункер 2 и с помощью питателя 3 поступает  на транспортер 5, на котором электромагнитом 4 из кокса отбирается металлическая  примесь. С транспортера 5 нефтяной кокс поступает в щековую дробилку 6 (типа С - 182Б) и затем в элеватор 7 и сушильный барабан 8, который обогревается природным газом. Топка сушильного барабана имеет две горелки типа ГНП, а воздух для сжигания газа подается вентилятором. Температура в топке составляет не более 1000 °С, а в камере смешения, куда поступают дымовые газы через окна внешней части кирпичной перегородки между топкой и камерой сжигания - около 700 °С. Дымовые газы из камеры поступают в сушильный барабан и выполняют функцию энергоносителя. Температуру в разгрузочной камере поддерживают ~ 70 °С. За сушильным барабаном 8 устанавливают последовательно два циклона (типа ЦН - 24 диаметром 700 мм и СК - ЦН - 34 диаметром 900 мм), обеспечивающих снижение запыленности дымовых газов, выходящих из барабана и выбрасываемых затем через дымовую трубу в атмосферу. Процесс сушки нефтяного кокса заканчивается поступлением высушенного кокса посредством транспортера 9 в закрома сухого нефтяного кокса 10.

     Высушенный нефтяной кокс подвергают дроблению и рассеву на специальном оборудовании, схема комплектования которого представлена на рис. 1.

     В наибольшей степени всем требованиям  производства карбида кремния удовлетворяет  нефтяной кокс, содержащий следующие  компоненты: зола - 0,8 %, летучие - 10,0 %; сера - 1,5 %; влага - 3 - 4 %; крупность частиц кокса должна быть -2-0 мм с преимущественным содержанием фракции 1 -0 мм не менее 65%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Подготовка  возвратных материалов

     К возвратным материалам относится возвратная шихта, отличающаяся от первичной шихты измененными соотношениями компонентов вследствие удаления влаги, летучих и разложения поваренной соли под воздействием температуры. К возвратным материалам относятся также силоксикон, аморф и графитированный керновый материал. Химический состав возвратных материалов приведен в табл.

     Таблица-Химический состав крупно-кристаллического куска SiC и промежуточных продуктов (возвратных материалов) при производстве зеленого карбида кремния

Массовая доля, % Продукт
 
 
SiC SiO2 Si Al2O Fe2O СаО MgO С NaCl П.П.П.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Карбид-кремния 97,82 0,12 0,17 0,92 0,48 0,30 0,26 - - -
Аморф 71,54 9,21 0,16 0,78 0,82 0,74 0,47 15,05 0,55 0,50
Сростки аморфа с силоксиконом 70,11 13,45 - 1,33 0,69 4,60 0,26 0,03 0,46 -
Силоксикон 36,50 35,14 - 3,60 0,52 2,30 14,65 6,98 - -
Спеки 5,32 42,14 - 0,58 0,41 0,35 0,19 19,50 20,0 -
Шихта 11,14 45,40 - 0,30 0,55 1,00 0,47 31,50 8,78 0,80
 

     Подготовка  возвратной шихты заключается в  ее дроблении с удалением фракции > 25 мм и осуществляется по схеме, приведенной на рис. 1

     По  этой схеме возвратная шихта из котлована  горячей разборки и с подины печи 1 подается грейферным краном 2 в бункер 3, оснащенным сверху решеткой с размерами ячеек 250 х 250 мм для предотвращения попадания в бункер спеков шихты и кирпича. Из бункера 3 по транспортеру 4 возвратная шихта поступает в зубчатую дробилку (типа СМ — 438) и выходит после нее в виде фракции крупностью не более 70 мм. Затем элеватором 6 дробленая возвратная шихта попадает на виброгрохот 7 с сеткой (Р25 - 5). Сходы виброгрохота 7 фракции > 25 мм поступают с помощью транспортера 12 в бункер отходов 8, а просев (фракция < 25 мм) транспортером 9 и реверсивным транспортером 10 подается в бункер дробленой шихты 11.

     Рис.1. Технологическая схема аппаратурного оформления последовательности операций подготовки возвратной шихты с целью ее использования в составе свежей шихты для получения карбида кремния: 1 - подина печи; 2 - грейферный кран; 3 — бункер; 4 - транспортер; 5 — зубчатая дробилка; б — - элеватор; 7 - грохот с сеткой; 8 - бункер отходов; 9 - транспортер; 10 - реверсивный транспортер; 11 - бункер дробленой шихты; 12 - реверсивный транспортер 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Подготовка  аморфа и кернового  материала.

     Подготовка  аморфа для его использования  в реакционной шихте состоит  в его дроблении и грохочении с выделением фракции < 25 мм и производится по схеме, показанной на рис. 2. Согласно приведенной схеме аморф краном 1 убирается от печи и транспортируется автомашиной на складирование в пролет подготовки подин. Затем краном 2 аморф подается в бункер 3 и далее транспортером 4 в зубчатую дробилку 5; дробленый аморф элеватором 6 транспортируется на виброгрохот 7 с сеткой Р25 - 5. Затем аморф фракции < 25 мм по конвейеру 8 и реверсивным ленточным конвейером 9 передается в бункер дробленного аморфа 10, а фракция > 25 мм доизмельчается в щековой дробилке 11 и поступает в бункер 10.

     Рис. 2. Технологическая схема аппаратурного оформления последовательности операций подготовки аморфа для использования его в процессе получения карбида кремния: 1,2 - краны; 3 - бункер; 4 - транспортер; 5 - зубчатая дробилка; 6 -элеватор; 7 - виброгрохот с сеткой; 8 - конвейер; 9 - реверсивный ленточный конвейер; 10 - бункер дробленного аморфа; 11 - щековая дробилка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Керновый  материал представляет собой нефтяной кокс с примесью карбида кремния и его подготовка заключается в выделении на грохоте (ГР - 3) с сеткой СР70 - 10,0 материала фракции < 70 мм и в использовании его при загрузке печей. Сходы грохота, состоящие из смеси силицированного материала и карбида кремния, направляются в отвал.

     ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КАРБИДА  КРЕМНИЯ.

     Карбид  кремния SiС (природный минерал муассанит) из-за высокой твердости и превосходных абразивных свойств используется в основном для изготовления шлифматериалов. Его применяют также для изготовления карбидкремниевых огнеупоров на кремнеземистой, алюмосиликатной и нитридной связках. По своим электрофизическим свойствам SiС занимает промежуточное положение между алмазом и кремнием. Промышленность производит зеленый и черный карбид кремния; зеленый цвет монокристаллам придает азот, а черный — алюминий.

     На  основе карбида кремния (называемого  еще карборундом) получают нагреватели (силиты и глобары) для печей сопротивления. В теплоэнергетике карборунд применяют в составе огнеупорных масс в качестве заполнителя для футеровки ошипованных экранов топок энергетических котлов. Стойкость огнеупорной футеровки может быть повышена, а стоимость ее снижена, если часть карбида кремния в составе массы заменить дистен-силлиманитовым концентратом. Внедрение этой футеровки в условиях «Днепроэнерго» позволило уменьшить удельный расход карбокорунда и получить экономический эффект. Плитками из карбида кремния футеруют гидроциклоны, которые применяют при обогащении железных, марганцевых и других руд. SiС используют для раскисления жидкой стали.

     Карбид  кремния используют в составе  композиционных жаростойких материалов, в наибольшей мере соответствующих  требованиям, предъявляемым к покрытиям корпуса космического корабля многоразового использования «Спейс Шаттл». При входе этого корабля в атмосферу из космического пространства максимальная температура на передней кромке фюзеляжа достигает 1465°С, поэтому покрытия различных частей корабля изготавливают из SiС, SiO2 алюмосиликатных и силиконовых волокон.

     Зарубежные  исследователи сосредоточивают  усилия на изучении карбида кремния как возможного материала для конструкций передней стенки термоядерных реакторов. Остаточная радиоактивность SiС через 106 с после снятия нейтронного потока снижается до уровня активности углерода и практически в любой момент характеризуется величиной на несколько порядков меньше, чем остаточная активность алюминия и коррозионностойкой стали.

Информация о работе Карбид кремния