Ядерное оружие и проблема его нераспространения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:08, реферат

Описание

В 1905 Альберт Эйнштейн издал свою специальную теорию относительности. Согласно этой теории, соотношение между массой и энергией выражено уравнением E = mc^2, которое значит, что данная масса (m) связана с количеством энергии (E) равной этой массе, умноженной на квадрат скорости света (c). Очень малое количество вещества эквивалентно к большому количеству энергии. Например, 1 кг вещества, преобразованного в энергию был бы эквивалентен энергии, выпущенной, при взрыве 22 мегатонн тротила.
В 1938 г, в результате экспериментов немецких химиков Отто Хана и Фритца Страссманна (1902-80), им удается разбить атом урана на две приблизительно равных части при помощи бомбардировки урана нейтронами. Британский физик Отто Роберт Фриш (1904-79), объяснил как при делении ядра атома выделяется энергия.

Содержание

-Как создавалось ядерное оружие. Первые испытания.
-Догово́р о нераспростране́нии я́дерного ору́жия (ДНЯО)
-Ядерные испытания и проблема нераспространения ядерного оружия
-Заключение

Работа состоит из  1 файл

Естествознание.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

     Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 (Российская Федерация — правопреемник СССР по выполнению Договора). Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР (подписал в 1968), США (1968), Великобритания (1968)), а также 40 другими странами. Франция и КНР подписали Договор в 1992. 11 мая 1995 свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие Договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных условий.

     Участниками договора являются почти все независимые  государства мира. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

     Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое  произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция и Китай).

     По  Договору, каждое из государств — участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные  устройства, а также контроль над  ними ни прямо, ни косвенно; равно как  и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними.

     Каждое  из государств — участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного и/или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве.

     Договор закрепляет неотъемлемое право всех государств-участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с Договором. Договор обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов. 
 
 
 

     6

     Важным  дополнением к договору являются резолюция Совета Безопасности ООН  от 19 июня 1968 и идентичные заявления  трёх ядерных держав — СССР, США  и Великобритании по вопросу о  гарантиях безопасности неядерных  государств — участников договора. В резолюции предусматривается, что в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения Совет Безопасности и прежде всего его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны будут немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии; в ней подтверждается также право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности. В заявлениях, с которыми каждая из трёх держав выступила при принятии этой резолюции, указывается, что любое государство, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, который подвергнется ядерному нападению.

     Контроль  за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждый участник Договора, не обладающий ядерным оружием, обязан заключить соответствующее соглашение.

     Пять  государств, обладающих ядерным оружием, приняли на себя обязательства не применять его против государств, не располагающих таким оружием, за исключением ситуации, когда они  отвечают на ядерный удар или на нападение с применением обычных  средств, совершённое в союзе с ядерным государством. Эти обязательства, однако, не были включены в текст самого Договора, и конкретная форма таких обязательств могла со временем изменяться. США, например, указывали, что они могут применить ядерное оружие в ответ на нападение с применением неядерного «оружия массового уничтожения», такого как биологическое или химическое оружие, поскольку США не могут применить в ответ ни то, ни другое. Министр обороны Великобритании Джофф Хун косвенно указывал на возможность применения ядерного оружия в ответ на нападение с применением обычного оружия, осуществлённое каким-либо из «государств-изгоев».

     В статье VI и преамбуле Договора указывается, что ядерные государства будут  стремиться к сокращению и уничтожению  своих ядерных запасов. Тем не менее, за более чем 30 лет существования  Договора мало что было сделано в  этом направлении. В статье I ядерные государства обязуются не «побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, … приобретать ядерное оружие» — однако принятие ядерным государством военной доктрины, основывающейся на возможности нанесения упреждающего удара, равно как и иные угрозы применения вооружённой силы, можно в принципе рассматривать как такого рода побуждение. В статье X говорится, что любое государство вправе выйти из Договора, если оно сочтёт, что вынуждено сделать это ввиду какого-либо «чрезвычайного события» — например, ввиду предполагаемой угрозы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7

     Три государства — Индия, Пакистан и  Израиль — отказались подписать  Договор. Эти государства утверждают, что Договором создан своего рода избранный клуб ядерных государств, куда остальные не допускаются — однако в Договоре не содержится этического обоснования законности такого разделения.[источник не указан 909 дней] Индия и Пакистан обладают ядерным оружием, что запрещено Договором. Израиль занимается ядерными разработками в ядерном центре в городке Димона (пустыня Негев). Техник ядерного центра Мордехай Вануну рассказал лондонской газете Sunday Times, что в центре разрабатывается ядерное оружие, и что Израиль с 1958 года накопил от 100 до 200 боеголовок. Официальный Израиль отказывается подтвердить или опровергнуть утверждения о своих ядерных разработках.

     В ЮАР в годы апартеида была осуществлена программа создания ядерного оружия — предположительно, при содействии Израиля, и возможно, был произведён испытательный ядерный взрыв  над Атлантикой, однако впоследствии ядерная программа была закрыта и ЮАР подписала ДНЯО в начале 1990-х, предварительно уничтожив свой небольшой ядерный арсенал. Индия и Пакистан объявили об обладании ядерным оружием и провели его испытания.

     КНДР  ратифицировала Договор, но отозвала свою подпись после конфликта с МАГАТЭ (см. Ядерная программа КНДР). Иран также подписал Договор, но с 2004 он находится под подозрением в нарушении Договора и разработке ядерного оружия. МАГАТЭ не может доказать причастность Ирана к разработкам собственного ядерного оружия.

     Основной  проблемой с точки зрения контроля за соблюдением ДНЯО является то, что  один и тот же процесс — обогащение урана — может быть использован  как для получения ядерного топлива  для АЭС, так и в создании ядерной  бомбы. Выработка ядерных материалов для бомбы может осуществляться тайно, под видом производства ядерного топлива (в чём подозревают Иран) — или, как в ситуации с Северной Кореей, государство-участник ДНЯО может просто выйти из Договора. Другими словами, наличие или отсутствие политической воли — это всё, что может помешать любому государству, развивающему ядерную энергетику, создать собственную ядерную бомбу. Однако, создание ядерной бомбы представляет собой значительно более сложный процесс, чем обогащение урана в мирных целях. Для запуска процесса на АЭС урановая руда должна быть обогащена до 4-5% содержания чистого урана, для атомного реактора на АПЛ — 20%, для бомбы — 75%.

     Экс-руководитель МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи считает, что в наше время ядерную бомбу могли бы создать не менее 40 государств — было бы желание. В мире существует настоящий «чёрный рынок» ядерных материалов, всё новые и новые страны предпринимают попытки приобрести технологии производства материалов, пригодных для использования в ядерном оружии. Налицо также явно выраженное желание террористов заполучить оружие массового уничтожения. Всё это, по мнению аль-Барадеи, радикально изменило общую ситуацию в области ядерной безопасности.

     Каждые  пять лет проводятся конференции  по рассмотрению действия ДНЯО. Последняя такая конференция прошла в мае 2010 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     8

     На  этой конференции  аль-Барадеи представил предложения по укреплению режима нераспространения:

     -отказ  от строительства новых установок  по обогащению урана и выделению  плутония на ближайшие пять лет;

     -перевод  всех исследовательских реакторов,  работающих на высокообогащённом  уране, на использование низкообогащённого  урана;

     -ужесточение  требований по проведению инспекций  МАГАТЭ;

     -ужесточение  действий Совета Безопасности  ООН в отношении любой страны, которая выходит из ДНЯО;

     -ужесточение  расследований и судебных преследований  любой незаконной торговли ядерными  материалами и технологиями;

     -ускорение  ядерного разоружения государств  — участников ДНЯО, обладающих  ядерным оружием;

     -принятие  мер, направленных на устранение существующего дефицита безопасности в регионах, подобных Ближнему Востоку и Корейскому полуострову. 
 
 
 
 

Ядерные испытания и проблема нераспространения  ядерного оружия 

     Среди основных проблем, связанных с обеспечением международной безопасности на глобальном и региональных уровнях, выделяется проблема нераспространения ядерного оружия. В течение длительного времени существовало пять государств: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай, имеющих официальный ядерный статус. Кроме того, предполагается, что несколько государств (в частности, Израиль, Индия и Пакистан) имеют ядерное оружие. По объему ядерных арсеналов, уровню развития ядерных технологий, опыту разработки ЯЗ, количеству ядерных испытаний безусловными лидерами были США и. СССР, доминировавшие в военно-политическом отношении как ядерные сверхдержавы. Еще в 60-е годы была достигнута договоренность о необходимости ограничения состава ядерных государств, оформленная в виде Договора 1968 года о нераспространении ядерного оружия. Этот Договор был заключен сроком на 25 лет (с 1970 года по 1995 год), и в нем участвовало свыше 100 различных государств, в том числе такие экономические гиганты, как Германия и Япония. Для неядерных государств - участников Договора 1968 года - гарантии от ядерной угрозы предоставляли ядерные государства-союзники или статус нейтралитета. Вместе с тем мировая практика показала, что некоторые государства могут считать для себя такие гарантии недостаточными или что им необходимы ядерные гарантии от угрозы неядерного нападения.

     Проблема  нераспространения ядерного оружия имеет много различных аспектов. В научно-техническом плане ее основным компонентом является проблема нераспространения основных ядерных  материалов.

     За 25 лет в мире произошли крупные  изменения.

     Во-первых, в огромных масштабах возросла потенциальная  база производства делящихся материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия. Этот рост определяется в первую очередь  развитием ядерных энергетических реакторов атомной энергетики и их широким распространением по всей планете. В настоящее время в реакторах АЭС ежегодно производится более 80 тонн различных изотопов плутония, достаточных в принципе для создания более 10 тысяч ядерных зарядов.  
 
 

     9

     Существенно изменились возможности, связанные с технологией разделения изотопов и производства урана, высокообогащенного по изотопу 235U.

     В таблице приведены данные по строительству и пуску первых промышленных и исследовательских реакторов в различных государствах (исключая пять ядерных стран). Из этих данных видно, что интерес к ядерным реакторам в конце 50-х - начале 60-х годов был чрезвычайно велик и самые различные страны начали работы на исследовательских реакторах.

     Во-вторых, общий технологический прогресс привел к тому, что необходимый уровень производств, которым располагали ранее только ядерные государства, стал теперь общедоступным (обрабатывающие производства, химические производства, ЭВМ).

     В-третьих, развитие физических дисциплин и  методов, прогресс в вычислительной математике в существенной степени упрощает создание приемлемых моделей процессов физики ядерного взрыва. Необходимо учитывать в перспективе возможность миграции ядерных оружейных специалистов и специфических элементов методов проектирования ЯЗ.

     Некоторые виды деятельности могут иметь чрезвычайно важное значение для разработки ядерного оружия и проблемы нераспространения и, тем не менее, могут при этом формально не нарушать установленные ограничения.

     Например, первостепенное значение для разработки ядерного оружия имеет создание адекватной системы физико-математического моделирования работы ЯЗ. По своему типу это обычная научная работа, которой могут заниматься ученые соответствующего профиля и квалификации в любом государстве. Разумеется, передача информации такого типа из ядерного государства в неядерное - это действие по распространению ядерных оружейных технологий. Однако создание подобных знаний в неядерном государстве или обмен ими между неядерными государствами в данное время невозможно квалифицировать как распространение запретной оружейной информации, поскольку они не владеют оружием. Это всего лишь "научное исследование и обмен научной информацией".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ядерное оружие и проблема его нераспространения