Вопрос 
14 Цели и задачи метрологической 
аттестации, последовательность 
работ и оформление 
результатов МА СИ 
      
Согласно СТБ 8004-93 метрологическая 
аттестация (МА)  – это исследование 
СИ, выполняемые метрологическим органом 
для определения его метрологических 
свойств и выдачи соответствующего документа 
с указанием полученных данных.
       Целью 
МА СИ является обеспечение единства 
измерений в Республике Беларусь, установление 
рациональной номенклатуры выпуска, закупки 
и надлежащего использования СИ, которые 
по своему техническому уровню и качеству 
отвечают лучшим отечественным и зарубежным 
аналогам.
       Из 
цели вытекают следующие задачи МА 
СИ:
      ·  определение используемых 
МХ и их оценки;
      ·  установления соответствия 
МХ требованиям 
      ·  установление номенклатуры 
МХ СИ, подлежащих контролю при проверке 
или калибровке и апробации методики поверки;
      ·  установление МПИ 
СИ;
      Объектами, 
подлежащими МА, являются:
      ·  СИ, не подлежащие 
ГПИ согласно СТБ 8001-93;
      ·  опытные и экспериментальные 
образцы, передаваемые в эксплуатацию 
      ·  отдельные СИ, в 
том числе и серийного производства, стабильность 
МХ которых позволяет устанавливать их 
индивидуальные значения;
      ·  единичные экземпляры 
СИ серийного выпуска, применяемые в условиях 
и режимах, отличающихся от условий и режимов, 
для которых нормированы их МХ, 
      ·  импортирующие СИ 
в единичных экземплярах.
          
МА может быть государственной, 
если они проводятся органами 
ГМС и ведомственной – если 
проводится МС субъекта хозяйствования 
(СХ).
          
При отсутствии в МС образцовых 
средств измерений (ОСИ) и другого 
поверочного оборудования или 
невозможности создать на предприятии 
условий, необходимых для проведения 
мероприятий аттестации СИ, предприятия 
должны предоставлять их головным (базовым) 
организациям ведомственной МС или органам 
ГМС по согласованию с ними.
      СИ, 
ввозимые из-за границы единичным 
экземпляром, подлежат МА в соответствии 
с планом государственной стандартизации.
      Ответственность 
за организацию и проведение МА несут 
руководители СХ, изготавливающих, ремонтирующих 
или эксплуатирующих СИ, а также руководители 
вышестоящих организаций.
      Методическое 
руководство и надзор за проведением 
МА субъектами хозяйствования осуществляют 
органы ГМС по региональному признаку 
и специализации.
      Представленные 
на аттестацию СИ должны сопровождаться 
НД и необходимым вспомогательным 
оборудованием, а также по требованию 
органа ГМС необходимыми образцовыми 
СИ.
       Программа 
МА СИ должна содержать 
следующее:
    - Оценку полноты, 
    правильности и способов выражения МХ 
    СИ в НД;
- Проверку 
    соответствия МХ СИ, указанным в НД;
- Обоснование 
    методов экспериментального исследования 
    МХ СИ с оценкой точности их определения 
    и влияния условий эксплуатации;
- Установления 
    порядка включения СИ в гос. поверочную 
    схему или порядок их соотнесения с гос. 
    эталоном;
- требованиями 
    к точности измерений;
- требованиями 
    к числу и размерам интервалов между значениями 
    исследуемой характеристики, измеряемыми 
    в процессе экспериментальных исследований;
- указаниями 
    по режиму измерений и их последовательности 
    во времени;
- правилами 
    отработки результатов измерений;
     
Программа МА должна быть согласована 
с МС заказчика и утверждена 
руководством организации, проводящей 
МА.
          
При осуществлении МА 
СИ выполняются следующие 
этапы работы:
  - Рассмотрение 
  представленной документации;
- Согласование 
  и утверждение программы МА;
- Проведение 
  экспериментальных исследований;
- Рассмотрение 
  результатов МА и составление протокола 
  МА.
        
Предприятия, разрабатывающие, изготовляющие, 
применяющие СИ, направляют территориальному 
органу ГС уведомление о сроках готовности 
СИ к представлению на МА.
        
Место проведения МА и сроки 
представления СИ на МА СХ 
согласовывает с органом ГМС, проводящий 
МА.
        
СИ должны быь представлены 
на МА вместе с НД и вспомогательным 
оборудованием.
        
МА каждого СИ следует проводить 
в индивидуальном порядке. При 
МА СИ, изготовленных партией, не подлежащей 
последующему воспроизведению, допускается 
подвергнуть МА только часть образцов 
данной партии. Результаты исследований, 
выполняемых при определении каждой метрологической 
характеристики, заносят в протокол, подписываемый 
исполнителями.
        
Орган ГМС должен в срок 
не более 2-х месяцев со дня 
поступления СИ на МА известить 
СХ о результатах МА и оформить 
свидетельство на каждое аттестованное 
СИ по стандартной форме.
             
Положительные результаты МА 
СИ являются основанием для:
    - ввода в эксплуатацию 
    СИ с установленными МХ;
- выдачи свидетельства, 
    удостоверяющего результаты МА.
        
Импортируемые СИ должны быть 
допущены к применению при наличии межгосударственного 
согласия о взаимном признании результатов 
МА. 
           
Вопрос 15  Анализ 
состояния измерений. 
Организация и порядок 
проведения
   Анализ 
состояния измерения проводится 
в следующих целях:
  - установление 
  соответствия современным требованиям 
  средств и методов измерений;
- оснащения 
  предприятий современными средствами 
  и методами измерений, испытания, контроля;
- создания 
  и внедрения новых видов техники и технологий;
- повышения 
  качества продукции и более рациональному 
  использованию материальных и трудовых 
  ресурсов;
- повышения 
  достоверности результатов измерений 
  при контроле за состоянием окружающей 
  среды и условий труда.
   Эта 
работа не имеет целью 
применения к предприятиям 
мер воздействия 
при обнаружении 
недостатков. По результатам 
анализа должны быть 
разработаны мероприятия 
по улучшению МО с указанием 
конкретных сроков выполнения.
   При 
проведении анализа состояния измерений 
на предприятиях отрасли обращают внимание 
на следующие вопросы, а именно:
  - влияние состояния 
  измерений на основные показатели деятельности 
  предприятий отрасли: качество, учет и 
  сроки выпуска продукции, производительность 
  труда, соблюдение ТБ, экономию сырья и 
  материалов;
- состояние 
  и внедрение на предприятиях отрасли основных 
  стандартов Государственной системы обеспечения 
  единства измерений (СОЕИ), других НД, регламентирующих 
  требования к обеспечению единства и требуемой 
  точности измерений;
- состояние 
  оснащения предприятий СИ, испытаний и 
  контроля, необходимыми для обеспечения 
  оптимальных режимов техпроцессов, контроля 
  качества сырья и материалов;
- состояние 
  МО внедряемых в отрасли автоматизированных 
  систем управления техпроцессами;
- состояние 
  и организацию деятельности МС , их роль 
  в обеспечении качества продукции;
   Анализ 
измерений в отраслях народного 
хозяйства и промышленности проводится 
министерствами совместно с Госстандартом 
1 раз в 5-7 лет.
   Объединения, 
предприятия и организации проводят 
анализ с периодичностью 1-2 года согласно 
планов отраслевой стандартизации.
   Работы 
по анализу измерений в отрасли 
проводятся с целью разработки программы 
МО и включают следующие этапы:
  - проведение 
  анализа состояния измерений на предприятиях 
  с участием: представителей Госстандарта, 
  специалистов из отраслевых организаций, 
  метрологических институтов и региональных 
  ЦСМС;
- обобщение 
  базовыми организациями МС совместно 
  с специалистами метрологических материалов 
  анализа состояния измерений на предприятиях. 
  Подготовка по результатам анализа предложений 
  к программе МО с пояснительной запиской, 
  включающей и технико-экономическое обоснование 
  предложений;
- обобщение 
  головной организацией метрологической 
  службы, материалов предоставленных базовыми 
  организациями, подготовка пояснительной 
  записки о состоянии измерений в отрасли 
  и предложений к проекту программы МО 
  отрасли.
   В 
соответствии с планом министерств 
(ведомств) и Госстандарта издается приказ 
о проведении работ и подготовке предложений 
по улучшению МО предприятий.
    В 
приказе должны быть представлены:
  - предприятия 
  и группа продукции;
- состав бригад 
  и сроки работ;
- срок и место 
  проведения организационного совещания. 
- указывают 
  организации от министерства (ведомства) 
  и Госстандарта, которые отвечают за проведение 
  совещания, обобщение материалов по отдельным 
  предприятиям, подготовку доклада и предложений 
  по улучшению состояния измерений и МО 
  отрасли;
- указывается 
  состав комиссии для рассмотрения материалов 
  для анализа измерений, доклада и подготовки 
  предложений по улучшениям МО отрасли. 
  6 - сроки рассмотрения комиссией обобщенных 
  материалов анализа и предложения по улучшению 
  МО.