Компетентностное обучение физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:58, реферат

Описание

В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый автор понимает его по-своему. В этом широком контексте трактовки компетентности в мире продолжается работа по изменению содержания стандартов и процедуры аттестации преподавателей. В этом же контексте в России в 2001 году были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность.

Работа состоит из  1 файл

в редакцию.docx

— 39.65 Кб (Скачать документ)

Примеры формирования компетентности учеников на разных этапах урока.

Этапы урока

Цель

Результативность

Виды деятельности

 Проверка          домашнего         задания

Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников

Результативность: формирование познавательной компетентности

1.Рецензирование ответов

(домашнего задания)

Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память

Результативность: формирование самообразовательной компетентности

2.  Физический  диктант  (по страницам домашнего задания  с ограничением времени решения)

 Объяснение нового  материала

Цель: учить исследовательской работе

Результативность: формирование поликультурной компетентности

1. Доказательство гипотез  и т.п.

Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения

Результативность: формирование информационной компетентности

2. Лекция с использованием  приобретенной учениками информации

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость

использования знаний

Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей

3. Исследовательская лаборатория

(коллективная экспериментальная  работа)

 Физкульт-минутка

Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность

Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью

Игры-физкультминутки

 Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Цель: изучить  теорию, и т.п.

Результативность: формирование познавательной компетентности

1. Учебная самостоятельная  работа

Цель: закрепить знания, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания

Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию

2. Исследование различных  видов памяти

Цель: закрепить умение решать задачи

Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной  компетентностей

3. Решение задач  с  комментированием

Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать

Результативность: формирование познавательной компетентности

4. Физическая  эстафета

Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы

Результативность: формирование интеллектуальной  компетентности

5. Решение задач несколькими  способами

Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы

Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей, развивать индивидуальные способности

6. Работа с учебником

(учебная практическая  работа)

Творческая работа

Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты

Результативность: формирование поликультурной  компетентности

1. Создание проектов

 

 Контроль

Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

Результативность: формирование поликультурной,

коммуникативной компетентностей

2. Заседание кружка

Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться

Результативность: формирование интеллектуальной  компетентности

1. Создание рекламы(презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой

 

Домашнее задание

Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать

Результативность: формирование  социальной компетентности

2. Самостоятельная работа  со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа

Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры

Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию

1. Составить вопросы, задачи  и примеры по теме урока

 

Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки

Результативность: формирование интеллектуальной  компетентности

2. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п.

   

 

Диагностика предметных образовательных компетенций на уроках физики.

      Особое  место в совокупности характеристик  компетентностного подхода занимает оценка достижений учащихся. Адекватная оценка обеспечивает школьникам осознание своего уровня компетентности, позволяет соотнести индивидуальные возможности с требованиями школы, образовательного стандарта, рынка труда. А главное - приводит к пониманию «некомпетентности», создавая тем самым предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

  Т. В. Иванова в  статье «Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы» [6] одну из проблем компетентностного подхода в современной школе связывает с разработкой системы оценивания компетентности.

Если компетентность - это  способность мобилизовывать полученные знания и умения, то как можно измерить эту «способность», да еще в «конкретной ситуации»? Или как измерять входящие в состав компетентности жизненный опыт, интересы, ценности? По-видимому, разрабатывая систему оценивания, следует учитывать, что проверяется не компетентность как таковая, а лишь ее отдельные компоненты, лежащие в основе формирования данной компетентности, то есть знания и умения. При этом следует определить круг ситуаций, в которых учащийся способен применить приобретенные знания и умения. К этому выводу нас подводит опыт разработки стандартов, где, по-видимому, не случайно в третьем варианте проекта компетентности были исключены из требований в силу невозможности их оценивания [6].

Диагностировать компетентность ученика можно и с помощью  проверочных и контрольных работ  и тестов, подбирая соответствующие  задания, но не все виды компетенций  могут быть правильно оценены  только по результатам таких работ. Например, трудно определить коммуникативную  компетентность ученика по результатам  индивидуальной работы, учитывая, что  данный вид компетенции включает в себя навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в  коллективе. Здесь следует учитывать  полезность проводимой работы для ученика. Поэтому, внедряя компетентностный подход в преподавание, учитель должен оценивать компетентность ученика в целом и по результатам самостоятельных, контрольных, домашних работ, по работе на уроках, по инициативности ученика, стремлению его к знаниям.

Опираясь на суждения О. В. Лебедева [9], выделим основные принципы оценивания компетентности учащихся, на основе самостоятельных работ. Во-первых, необходимо отойти от традиционной системы  оценивания по пятибалльной шкале (это  может быть и система зачета за решенную задачу, и десятибалльная/стобалльная шкала, которая будет отражать не только правильный ответ на задачу, но и уровень развития компетенций ученика и т.п.). Во-вторых, следует уделить большое внимание анализу работ, их оформлению. В-третьих, оценке подлежит не только уровень компетентности ученика, но и его физическая  грамотность.

Учителю при оценивании работ  учащихся полезно будет иметь  следующую таблицу признаков  компетентности учащихся , разработанную на основе классификации компетенций А. В. Хуторского.

Признак того, что  учащийся компетентен

1.Ценностно-смысловая компетентность: 

  • Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем
  • Умение выбирать целевые и смысловые установки своих действий
  • Умение принимать решение
  • Умение планировать свою деятельность

2.Общекультурная: 

  • Обладает познаниями и опытом деятельности
  • Осведомлен в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основе жизни человека и человечества, отдельных народов, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций

3.Учебно-познавательная: 

  • Самостоятельная познавательная деятельность
  • Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности
  • Владение креативными навыками продуктивной деятельности
  • Владение приемами действий в нестандартных ситуациях
  • Умение отличать факты от домыслов
  • Владение измерительными навыками
  • Использование вероятностных, статистических и иных методов познания 

4Информационная: 

  • Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
  • Умение организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию
  • Демонстрирует понимание предложенной информации
  • Делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности 

5.Коммуникативная: 

  • Навыки работы в группе
  • Знание необходимых языков
  • Владение различными социальными ролями в коллективе
  • Умение представить себя -написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
  • Работа с вопросами на уточнение 

6.Социально-трудовая :

  • Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя)
  • Владение знанием и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя)
  • Владение знанием и опытом в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
  • Умение анализировать ситуацию на рынке труда
  • Умение действовать в соответствие с личной и общественной выгодой
  • Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений

7.Личного самосовершенствования: 

  • Развиты способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка
  • Владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях
  • Непрерывное самопознание, развиты необходимые современному человеку личностные качества
  • Сформирована психологическая грамотность, культура мышления и поведения, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, забота о собственном здоровье. 

 Заключение.

          Как показывает опыт, вопрос соотношения  теории и практики - это самый  острый вопрос, который связан  с однозначной ориентацией компетентностного подхода на освоение компетенций, то есть на осуществление трудовой деятельности и на комплексное целостное освоение необходимых компетенций. Создается впечатление, что теоретическому обучению не уделяется достаточного внимания. Такой подход требует ломки стереотипов, а это - самое трудное. Любые инновации вызывают сопротивление, поскольку возникает необходимость устоявшиеся мыслительные и поведенческие стереотипы. Я считаю также, что внедрение такого подхода не должно быть односторонним, в этом процессе должны принимать участие все те, кто состоят в педагогическом сообществе: преподаватели, учащиеся, родители, социальные партнеры. Только взаимодействие и взаимопонимание приведет к желаемому результату.

Литература.

1.Педагогика и психология: Курс лекций. Подь редакцией д-ра пед. наук, профессора Л.И. Гриценко. Волгоград Изд-во ВГАПК РО 2009г.

2. 2.  Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.

3.Каверина И.И. соискатель  кафедры педагогики Ростовского  пед. университета. Интернет- журнал « Эйдос». Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе.

4.Хуторской А.В. Ключевые  компетенции и образовательные  стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

5.Научно- практический журнал  № 6 « Управление современной  школой». Статья Иванова Д.А., кандидат  псих. наук, зав лабораторией экспертизы качества образования Московского центра качества оьразования. « Компетенции и компетентностная модель современного учителя» стр108-119.

6. Иванова, Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004. - № 1. - С. 16-20.

7. Научно- практический журнал  № 6 « Управление современной  школой». Статья 

« Учебно - познавательная компетентность школьников» Воронциков С.Г. к.п.н., доцент кафедры управления развития школы Московского педагогического государственного университета.

8. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №- 5. - С. 55-61.

9. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3.


Информация о работе Компетентностное обучение физики