Эксперимент как метод эмпирического познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:26, реферат

Описание

Целью эксперимента может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов. Эксперименты, проводимые с такой целью, называются «поисковыми». Результатом поискового эксперимента является новая информация об изучаемой области. Однако чаще всего эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Такой эксперимент называется «проверочным». Ясно, что невозможно провести резкой границы между этими двумя видами эксперимента. Один и тот же эксперимент может быть поставлен для проверки гипотезы и в то же время дать неожиданную информацию об изучаемых объектах. Точно так же и результат поискового эксперимента может заставить нас отказаться от принятой гипотезы или, напротив, даст эмпирическое обоснование нашим теоретическим рассуждениям. В современной науке один и тот же эксперимент все чаще обслуживает разные цели.
Эксперимент всегда представляет собой вопрос, обращенный к природе.

Содержание

.Введение_____________________________________________ст.3
2. Эксперимент – важнейший метод эмпирического познания__ст.3
3. Цель эксперимента ___________________________________ст.3
4. Особенности эксперимента_____________________________________ст.4
5. Заключение________________________________________________________ст.7
6.Библиографический список_____________________________________ст.8

Работа состоит из  1 файл

2-курс основы современного естествознания.docx

— 21.22 Кб (Скачать документ)

                               Оглавление

1.Введение_____________________________________________ст.3

2. Эксперимент – важнейший метод эмпирического познания__ст.3

3. Цель эксперимента ___________________________________ст.3

4. Особенности эксперимента_____________________________________ст.4

5. Заключение________________________________________________________ст.7

6.Библиографический  список_____________________________________ст.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение

Развитие общества в значительной степени определяется уровнем наукоемких технологий, многочисленные направления которых основаны на достижениях соответствующих отраслей естествознания. Современное естествознание обладает большим многообразием  методов исследований, среди которых  эксперимент - наиболее эффективное  и действенное средство познания.

  2.Эксперимент важнейший метод эмпирического познания

Важнейшим методом  эмпирического познания является эксперимент, который обычно включает в себя наблюдение и измерение, а также непосредственное физическое воздействие на изучаемые  объекты. Одной из наиболее характерных  особенностей науки Нового времени  является широкое использование  эксперимента в научном исследовании. Эксперимент есть непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, производимые с целью познания этого  объекта.

В эксперименте можно выделить следующие элементы:

1) цель эксперимента;

2) объект экспериментирования; 

3) условия, в  которых находится или в которые  помещается объект;

4) средства эксперимента;

5) материальное  воздействие на объект.

Каждый из этих элементов может быть положен  в основу классификации экспериментов. Например, эксперименты можно разделять  на физические, химические, биологические  и т. д. в зависимости от различия объектов экспериментирования. Одна из наиболее простых классификаций  основывается на различиях в целях  эксперимента.

  3.Цель эксперимента 
Целью эксперимента может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов. Эксперименты, проводимые с такой целью, называются «поисковыми». Результатом поискового эксперимента является новая информация об изучаемой области. Однако чаще всего эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Такой

эксперимент называется «проверочным». Ясно, что невозможно провести резкой границы между этими  двумя видами эксперимента. Один и  тот же эксперимент может быть поставлен для проверки гипотезы и в то же время дать неожиданную  информацию об изучаемых объектах. Точно так же и результат поискового эксперимента может заставить нас  отказаться от принятой гипотезы или, напротив, даст эмпирическое обоснование  нашим теоретическим рассуждениям. В современной науке один и  тот же эксперимент все чаще обслуживает  разные цели.  
Эксперимент всегда представляет собой вопрос, обращенный к природе. Но чтобы вопрос был осмысленным и допускал определенный ответ, он должен опираться на предварительное знание об исследуемой области. Это знание и дает теория и именно теория ставит тот вопрос, ответ на который должна дать природа. Поэтому эксперимент как вид материальной деятельности всегда связан с теорий. Первоначально вопрос формулируется в языке теории, т. е. в теоретических терминах, обозначающих абстрактные, идеализированные объекты. Чтобы эксперимент мог ответить на вопрос теории, этот вопрос нужно переформулировать в эмпирических терминах, значениями которых являются эмпирические объекты (данные эмпирически).  

4. Особенности эксперимента

1.возрастание роли теоретической базы эксперимента.

Во многих случаях  эксперименту предшествует теоретическая  работа, концентрирующая громадный  труд большого числа теоретиков и  экспериментаторов;

2. сложность технического оснащения эксперимента.

Техника эксперимента, как правило, насыщена многофункциональной  электронной аппаратурой, прецизионными  механическими устройствами, высокочувствительными  приборами, высокоточными преобразователями  и т. п. Большинство экспериментальных  установок представляет собой полностью  замкнутую систему автоматического  регулирования, в которой технические  средства обеспечивают заданные условия  эксперимента с вполне определенной точностью, регистрируют промежуточные  экспериментальные результаты и  производят последовательную их обработку.

3. масштабность эксперимента.

 Некоторые экспериментальные  установки напоминают сложные  объекты крупных масштабов. Строительство  и эксплуатация таких объектов  стоит больших финансовых затрат. Кроме того, экспериментальные объекты могут оказать активное действие на окружающую среду.

Эксперимент базируется на практическом воздействии субъекта на исследуемый объект и часто  включает операции наблюдения, приводящие не только к качественным, описательным, но и к количественным результатам, требующим дальнейшей математической обработки. С этой точки зрения эксперимент- разновидность практического действия, предпринимаемого с целью получения знания. В процессе экспериментального естественнонаучного исследования в контролируемых и управляемых условиях изучаются многообразные свойства и явления природы.

Основная задача эксперимента - проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих фундаментальное, прикладное и принципиальное значение. Являясь критерием естественнонаучной истины, эксперимент представляет собой основу научного познания действительности.

В процессе естественнонаучного  эксперимента часто прибегают к  физическому моделированию как исследуемого объекта, так и различных управляемых условий, в которых находится объект. Для этого создаются специальные установки и устройства: барокамеры, термостаты, магнитные ловушки, ускорители и т. п. С помощью их создаются сверхнизкие и сверхвысокие температуры и давления, вакуум и другие условия. В некоторых случаях моделирование исследуемого объекта – единственное средство реализации эксперимента.

В любом естественно  – научном эксперименте можно  выделить три основных этапа:

 · подготовительный;

 · получение  экспериментальных данных;

 · обработка  результатов эксперимента и их  анализ;

 Подготовительный  этап обычно включает теоретическую проработку проведения эксперимента, его планирование подготовку исследуемого объекта, конструирование и создание технической базы, включающей приборное обеспечение. На хорошо подготовленной экспериментальной базе полученные данные, как правило, легче поддаются сложной математической обработке. Анализ результатов эксперимента позволяет оценить тот или иной параметр исследуемого объекта и сопоставить его либо с соответствующим теоретическим значением, либо с экспериментальным значением, полученным другими техническими средствами, что очень важно при определении правильности и степени достоверности полученных результатов.

Таким образом, хотя эксперимент основывается на практической деятельности, но, будучи естественнонаучным методом познания действительности, он включает логические и теоретические  средства, гармоническое сочетание которых и позволяет успешно решить поставленную задачу. Сочетание практических и теоретических знаний Подготовка исследуемого объекта и создание экспериментальной установки - важные шаги реализации программы исследований, после которых наступает основной период проведения самой экспериментальной работы. Такой период, казалось бы, характеризуется чисто эмпирическими признаками: изменением управляемых условий, включением и выключением приборов и различных механизмов, фиксированием тех или иных свойств, эффектов и т. п. В ходе эксперимента как бы уменьшается роль теории. Но на самом деле наоборот - без теоретического знания невозможны постановка промежуточных задач и их решение. Экспериментальная установка - овеществленное, материализованное знание. Роль теории в ходе эксперимента предполагает выяснение механизма формирования объекта познания и взаимодействия субъекта, приборов и объекта, измерения, наблюдения и регистрации экспериментальных данных. Теоретические предпосылки могут содействовать получению позитивных сведений о мире, научному открытию либо мешать, уводить поиск в сторону от верного пути - все зависит от того, верны или не верны данные предпосылки.

Строгость и точность экспериментальных сведений при  этом зависит от совершенства методов  измерений и чувствительности разрешающей  способности и точности измерительной  техники.

 Современный эксперимент  характеризуется высокой точностью  измерений. Можно назвать несколько  путей повышения точности:

1) введение новых  эталонов;

2) применение чувствительных  приборов;

3) учет всех условий,  влияющих на объект;

4) сочетание разных  видов измерений;

5) автоматизация  процесса измерений. 

5. Заключение  

  Экспериментальная деятельность всегда включает теоретическую, а теоретическая деятельность должна учитывать результаты экспериментов и наблюдений. Понимание диалектики познания заставляет нас выступать как против плоского эмпиризма, так и против преувеличенного умозрения, в котором отсутствует разумная научная постановка вопросов, основанная на обобщении результатов эксперимента. Ученые отвергают обе эти крайности. Так, часто подчеркивается, что нет ничего практичнее хорошей теории. Однако можно отметить также и то, что плохая теория исчезает, а удавшийся эксперимент остается. Он служит основанием все новых и новых попыток интерпретации. Хорошая теория подтверждается данными эксперимента и может использоваться на практике.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Библиографический список 

1. Карпенков С.Х. « Концепции современного естествознания»

 М. ЮНИТИ,1997.

2.Знание-сила: Новости  науки (Электронный ресурс)   - Режим доступа:                            http://www.znanie-sila.ru/news/issue_23.html Дата доступа: 20.09.2010. 


Информация о работе Эксперимент как метод эмпирического познания