Управленческие технологии (общие принципы социально-культурного менеджмента)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 00:23, контрольная работа

Описание

Целью нашей работы является выявление общих принципов социально-культурного менеджмента.
Объектом нашей работы являются управленческие технологии.
Предметом нашей работы является изучение вопросов социологии семьи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Социально-культурная культурная деятельность (СКД) как особый объект менеджмента………………………………………………………………5
2. Направления работы учреждений культуры………………………….8
3. Виды социокультурного менеджмента………………………………11
4. Перспектива развития организации как функция менеджмента……17
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Технологические основы скд.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)


Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

Группа № ________

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Технологические основы СКД

 

 

Поповой Ольги Михайловны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ _Культуры______

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ________________

 

_______________________________

 

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:

(ДНЕВНАЯ, ВЕЧЕРНЯЯ, ЗАОЧНАЯ)

подчеркнуть

 

 

ТЕМА: Управленческие технологии (общие принципы социально-культурного менеджмента).

 

 

 

 

 

 

 

 

«___»______________ 200_г.


Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Социально-культурная культурная деятельность (СКД) как особый объект менеджмента………………………………………………………………5

2. Направления работы учреждений культуры………………………….8

3. Виды социокультурного менеджмента………………………………11

4. Перспектива развития организации как функция менеджмента……17

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….21

 

 

 


Введение

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ленных общественных движений и инициатив, средством ис­пользования свободного времени различными группами населе­ния.

Управление является как важнейший фактор успеха в любом виде человеческой деятельности. Действительно, в условиях, когда техника, технология и методика оказываются более значимыми, чем навыки и умения, даваемые образованием, на первое место выступают факторы конкурентоспособности на рынке. Приоритетными при этом являются факторы знаний рыночной конъюнктуры: потребительского спроса, цен, наличия различных предложений.

Социально- культурная сфера в условиях рыночной экономики вынуждена подчиняться законам рынка и нести при этом значительные культурные издержки.  Однако есть и определенные альтернативные пути развития социально-культурной сферы. Эти пути связаны с осознанием социальной важности данной сферы как государством в лице исполнительных и законодательных органов, так и частными лицами – крупными предпринимателями, готовыми спонсировать определенные социально-культурные проекты.

В настоящей работе мы рассмотрим особенности деятельности менеджера социально-культурных предприятий в условиях современного мира. Для России, которая идет по пути рыночной экономики сравнительно короткий период, которая утратила за этот период значительную часть достижений Советского Союза в сфере доступности культурных ценностей для всех слоев населения, а также формирования качественных социально- культурных продуктов, рассматриваемый вопрос является особенно актуальным.

Целью нашей работы является выявление общих принципов социально-культурного менеджмента.

Объектом нашей работы являются управленческие технологии.

Предметом нашей работы является изучение вопросов социологии семьи.

При анализе деятельности менеджера в социально-культурной сфере представляется необходимым исследовать следующие вопросы:

- рассмотреть СКД как объект менеджмента;

- выделить направления работы учреждения культуры;

- обозначить виды социокультурного менеджмента;

- сформировать перспективы развития фирмы.

Хотя перечисленные вопросы определяют в значительной мере функции менеджера в любой или почти любой сфере человеческой деятельности. В настоящей работе мы рассмотрим именно специфику социально-культурных учреждений.


1. Социально-культурная деятельность (СКД) как особый объект менеджмента

«Термин «менеджмент культуры» появился относительно недавно. Два фактора повлияли на его появление. Первый – прямое вовлечение государства в финансирование искусства. Второй – превращение «науки» менеджмента в основную культурную силу со своими собственными правилами, то есть в то, что далее будет именоваться как культура менеджмента.

Все большее вмешательство государства в сферу культуры и все более значительное расходование денег налогоплательщиков по целому спектру культурной деятельности одновременно заставляет применять к сектору культуры и искусства такие же стандарты прозрачности и процедурной эффективности, какие применяются к другим секторам государственных расходов»[1].

Вообще автор полагает, что менеджмент является в большей мере искусством, чем наукой. Ему присуща эмпирика, импровизация, интуиция в большей мере, чем алгоритм, подтвержденный точным расчетом.

Как отмечает Г.Л. Тульчинский, в наше время культура и сфера культуры имеют отношение к деятельности любых фирм (не только сферы культуры) и менеджменту ими и в них. Культура — тем, что современный менеджмент (и об этом ниже будет сказано дополнительно) не только проявляет все большую зависимость от своего социально-культурного контекста, от социально-культурной среды фирмы, но и сам приобретает черты технологии социально-культурного нововведения. Более того, каждая фирма все более отчетливо предстает (и об этом тоже будет специальный разговор) носителем определенной культуры. Сфера культуры — потому современный менеджмент, в силу его отмеченных особенностей, очень тесно сотрудничает с учреждениями сферы культуры: широкое развитие спонсорства, благотворительности, других форм связей с общественностью (public relations) неосуществимы без такого сотрудничества.[2]

Особенности менеджмента в сфере культуры следующие: в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

Г.Л. Тульчинский отмечает нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность — все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере.

 


2. Направления работы учреждений культуры

Понятие культуры чрезвычайно широкое. Широта этого понятия определяет многообразие социально- культурных учреждений, которые предназначены удовлетворить соответствующие культурные и культурно-образовательные запросы всех слоев населения. Рассмотрим некоторые направления социально-культурной деятельности.

1) Удовлетворение информационных потребностей. Эту цель преследуют библиотеки, которые делятся на художественные и научные, классифицируются по признаку богатства подбора книг, по ведомственной принадлежности и доступности, по профилю. определяющему подбор литературы и т.п.

Информационную поддержку обеспечивают лектории и музеи, а также такие организации как издательства, телевизионные и радиокомпании. Наконец сегодня  Интернет является серьезным источником информации в том  числе и информации культурного и научного содержания[3].

2) Другое направление – удовлетворение эстетических потребностей людей. Не вникая в психологическую подоплеку возникновения этих потребностей, отметим, что средствами их удовлетворения являются музыка, живопись,. скульптура, театр, концерты, включая литературные чтения. Безусловно, удовлетворение эстетических запросов связано с получением информации. Среди средств такого удовлетворения – туристско – экскурсионные услуги.

3) Культурно- просветительская деятельность – важнейшее направление работы социально-культурных учреждений. Мы снова возвращаемся к лекционной и музейной форме коммуникации, к изданию просветительской литературы, к экскурсионной работе. Можно включить в это направление и создание и поддержку клубов по интересам, включая занятия художественным творчеством, художественной самодеятельностью, поддержку различных форм образования. То есть предприятия рассматриваемой сферы должны обеспечивать также удовлетворение потребностей граждан в самовыражении через творчество. Последнее особенно важно для детей, подростков и молодежи, а также для социально незащищенных слоев общества, поскольку именно общение в процессе творчества является мощным средством удовлетворения потребности в общении (коммуникационных запросов).

Из сказанного во-первых вытекает разнообразие видов услуг (вместе с Г.Л. Тульчинским подчеркнем термин «услуга», говоря о социально-культурной сферы), во вторых тесная связь различных направлений социально-культурной деятельности друг с другом. Например, работа библиотеки вполне сочетается с лекциями и концертами для ее посетителей. Лекционная и экскурсионная работа органично вписывается в деятельность музеев, равно как проведение ими выставок. Театры стремятся создавать собственные музейные экспозиции, привлекающие дополнительный интерес к ним и служащие формированию позитивного имиджа. Примеры можно продолжать.[4]

Социально- культурная работа направлена в первую очередь на удовлетворение запросов потребителей на интересное и полезное проведение досуга. Поскольку оптимальное проведение досуга является лучшим средством реабилитации после напряженного трудового процесса, в организации досуга оказываются заинтересованы не только работники, но и предприниматели, а также государство.

Представляется важным подчеркнуть двойственную сущность социально- культурной сферы. С одной стороны предприятия, занятые в этой области, удовлетворяют многочисленные досуговые запросы населения, а потому в условиях рынка могут рассматриваться как инструменты получения прибыли. С другой стороны социально- культурная сфера обращена ко всем слоям населения, способствует решению значительного числа культурных задач, в том числе снижению социальной напряженности общества, а так же созданию культурных ценностей, являющихся значительной частью национального и мирового богатства. В этой связи социально- культурная сфера не может не быть объектом пристального внимания государства, а также объектом интересов со стороны меценатов.


3.      Виды социокультурного менеджмента и профессиональная компетентность менеджера.

В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют:

– искусство и профессиональное художественное творчество и образование;

– культурная деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность;

– материальное производство средств культуры и искусства.

Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности. [5]

Профессиональное назначение менеджера социально – культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных Центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа.

Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким уровнем профессионализма в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, а также имеет высокий уровень общей культуры и эрудиции.

В основе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности лежит изучение таких дисциплин, как: менеджмент, маркетинг, экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, предпринимательство, социально-культурные технологии, мировая культура, культурное наследие, литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия, этикет, реклама, иностранные языки.[6]

В этих условиях совершенно объективно возникает потребность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менеджеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.

Арт – менеджмент.

Деятельность художника в искусстве раскрывается в процессах непосредственного взаимодействия со зрителем, слушателем, потребителем.

Для того чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим такой менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но главное умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя. Для того чтобы, например, осуществить постановку пьесы зарубежного автора, арт-менеджеру необходимо найти перевод пьесы, арендовать сцену, составить расписание репетиций, скомплектовать труппу, составить и подписать контракт с режиссером, нанять художника-постановщика, организовать театральную технику, определить смету расходов, организовать рекламу, найти спонсоров, распространить билеты, организовать премьеру, сформировать бюджет.

Информация о работе Управленческие технологии (общие принципы социально-культурного менеджмента)