Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии

Автор работы: n*************@list.ru, 27 Ноября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить методические особенности применения индивидуального подхода учащихся на уроках технологии в 8 классе.
Объект исследования – процесс обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества
Предмет исследования – применение индивидуального подхода учащихся на уроках технологии.
Гипотеза исследования: индивидуальный подход к учащимся 8 классов будет успешен при реализации следующих задач:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к применению проектного метода обучения учащихся;
- определить роль и место индивидуального подхода в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие применить методы индивидуального подхода учащихся 8 классов на уроках технологии;
- экспериментально проверить возможность индивидуального подхода учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия «индивидуальный подход».............................................6
1.2. Индивидуальный подход в подготовке учащихся к выбору профессии как педагогическая проблема......................................................................................12
1.3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при подготовке их к выбору профессии.....................................................................18
Глава 2. Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………23
2.1. Содержание обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества с учетом индивидуального подхода.....................23
2.2. Методические подходы к обучению учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода…………………………………..27
2.3.Экспериментальная проверка учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода...............................................................30
Список литературы........................

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 653.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………………….6

1.1. Сущность понятия «индивидуальный подход».............................................6

1.2. Индивидуальный подход в подготовке учащихся к выбору профессии как педагогическая проблема......................................................................................12

1.3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при подготовке их к выбору профессии.....................................................................18

Глава 2. Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии…………………………………………23

2.1. Содержание обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества с учетом индивидуального подхода.....................23

2.2. Методические подходы к обучению учащихся 8-х классов технологии ДПТ с учетом индивидуального подхода…………………………………..27

2.3.Экспериментальная  проверка учащихся 8-х классов  технологии ДПТ с учетом индивидуального  подхода...............................................................30

Список литературы................................................................................................35

Приложения

 

      Введение 

     Стремительно  меняющаяся жизнь заставляет нас  пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения.

     Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по «методу проектов» начала ХХ века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения. Однако эта работа весьма существенно сдерживается из-за досадной терминологической путаницы.

     В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия: «индивидуальный подход» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» часто не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сути этих понятий представляется принципиально важной задачей при их изучении. Понимание их истинного смысла не просто абстрактная задача для кабинетных теоретиков. Это очень важно, прежде всего, с точки зрения образовательной практики.

     Например, в последнее время много говорится о «проектном обучении», «проектной деятельности школьников» как о чем-то принципиально новом и нашей традиционной российской школе не свойственном. При этом множество специалистов выражают с этим категорическое несогласие, и оно вполне обосновано. Так, например, утверждают они, разве нельзя назвать проектами и проектированием всем известные, применявшиеся много десятилетий в советской школе виды детской деятельности, такие, как: подготовка школьного спектакля, пионерского сбора, стенгазеты или военно-спортивной игры? Ответ ясен: безусловно, идея стенгазеты — это проект, а процесс ее создания это и проектирование, и воплощение проекта.

     Но тогда возникает вопрос, о какой новизне говорят сейчас ярые сторонники «метода проектов» в образовании. Ведь даже такой общеизвестный факт убедительно свидетельствует о том, что проекты делались детьми и в советские времена, а в идее проектирования ничего принципиально нового нет. Получается, что проектирование никогда не покидало отечественную школу. Бесспорность этого утверждения способна буквально загнать в тупик каждого, кто не решит проблему адекватного использования вышеназванных терминов и не разберется в обозначаемых ими понятиях. Разработанные на рубеже прошлого столетия идеи метода проектов со временем претерпели определенную эволюцию, и он все больше становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Современное понимание индивидуального подхода связано с понятием "проективность" - тенденцией, относительно недавно появившейся в образовании. Все возрастающее число исследователей и педагогов-практиков рассматривают проективность как одну из образовательных тенденций будущего. Учитывая ее направленность на формирование проектной культуры, которая, по словам И.А. Зимней[9], предполагает искусство планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления, проективность находит свое отражение в методе проектов, подчеркивая актуальность нашего исследования.

     Цель  исследования – выявить методические особенности применения индивидуального подхода учащихся на уроках технологии в 8 классе.

     Объект  исследования – процесс обучения учащихся 8-х классов технологии декоративно-прикладного творчества

     Предмет исследования – применение индивидуального подхода учащихся на уроках технологии.

     Гипотеза  исследования: индивидуальный подход к учащимся 8 классов будет успешен при реализации следующих задач:

      - проанализировать существующие  в педагогике подходы к применению проектного метода обучения учащихся;

     - определить роль и место индивидуального  подхода в структуре образовательного процесса обучения технологии;

     - разработать методические материалы,  позволяющие применить методы индивидуального подхода учащихся 8 классов на уроках технологии;

     - экспериментально проверить возможность  индивидуального подхода учащихся  на уроках технологии с использованием  разработанной структуры совместной  учебно-творческой деятельности  учащихся и преподавателя.

    Методы  исследования:

     – анализ теоретических источников по теме исследования;

     – обобщение передового опыта ученых-педагогов;

     – наблюдение;

     – беседа;

     – поиск решения педагогических ситуаций;

     – анализ работы учащихся;

     – педагогический эксперимент.

 

      1. Теоретические  основы индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии 

     1.1. Сущность понятия  «индивидуальный  подход» 

     Анализ  зарождения, становления и развития в мировой педагогической практике метода проектов позволяет понять современный  подход к сущности индивидуального подхода. Сущность индивидуального подхода составляет понятие "проект", которое определяется как замысел, разработанный план сооружения, механизма, устройства[3].

     Разработке  личностно-ориентированного, субъектно-деятельностного, контекстного, проективного подходов к обучению, формированию профессиональных умений и личностно значимых качеств посвящены многочисленные исследования (А.М. Берестовский, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Г.Л. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.К Маркова, Н.Д. Никандров, Б.А. Сластенин, А.П.Тряпицина, Н.В. Чекалева, А.И. Щербаков, И.С. Якиманская и др.). Современные образовательно-профессиональные технологии, в основе которых лежат названные подходы, создают возможности для самореализации личности, обеспечивают приоритет субъектно-смыслового обучения, направленность на формирование множества субъективных картин мира, ситуативное проектирование, смыслопоисковый диалог, включение учебных задач в контекст жизненных проблем.

     Решению поставленных задач отвечает разработка и применение целесообразных педагогических технологий, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся и обеспечивающих начальную подготовку будущего специалиста, готового не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и творческому решению проблем[12].

     Кардинальные  инновационные изменения в современной  образовательной практике поставили существующие психолого – педагогические науки, ориентированные на образование в критическое, рефлексивное отношение к своему историческому опыту, к собственным теоретическим основаниям. Образование сегодня оказалось в своеобразной ловушке реального жизненного противоречия: с одной стороны – свобода изобретательства и всяческих реформ, с другой стороны – их варварское, разрушительное действие, по сути, в любой сфере: в экономике, строительстве, образовании и т.д. Практическое противоречие, как известно, требует и практического решения, и, прежде всего – это нормирование, окультуривание самой стихии социокультурных преобразований.

     Такой развитой культурной формой инновационной деятельности в образовании является проектирование.

     Под проектом (от лат. Proectus – двинутый вперед) в «Словаре русского языка» С.И Ожегова  понимается:

     1) Разработанный план сооружения  какого – нибудь механизма,  устройства;

     2) Предварительный текст какого – нибудь документа;

     3) Замысел, план.

     Культура  проектирования имеет давнюю традицию. Это не только древнейшие утопии и  современные антиутопии, новейшие проекты  «счастливого социалистического (а теперь капиталистического) завтра», к этой культуре относится и атомный проект Курчатова и космический проект Королева, а так же и социально – педагогический проект Макаренко, который в этом своем качестве, к сожалению, так и не получил должной оценки в теоретической педагогике, и до сих пор по настоящему не проанализирован.

     Складывающаяся  проектная парадигма – как  основание и рамка инновационной культуры в образовании – в настоящее время имеет исключительное значение, как на общетеоретическом уровне, так и на уровне самой образовательной практике.

     С точки зрения школы проектный подход значим двояко. Прежде всего, он есть учебное средство, дающее надежду успешнее справиться с рядом «вечных» образовательных проблем; но само включение этого средства в учебный процесс дает учащимся некое жизненно-практическое умение, полезное каждому выпускнику, независимо от избранной им профессии, специализации и дальнейшей карьеры. 
Проектом (от латинского projectus – выдвинутый вперед) называют реалистический замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ (технологию) своей практической осуществимости[22].

     Иначе говоря, проектный замысел указывает  нам, что и как нужно сделать для его реализации, или воплощения в жизнь.

     Индивидуальный  подход - альтернатива классно-урочной системы, используется как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения[24]. Индивидуальный подход раздвигает узкие рамки отдельных предметов. Помогает получить комплексные знания. Проекты могут быть многопредметными, межпредметными и однопредметными. Индивидуальный подход усиливает интерес к учебе со стороны учеников, потому что оно:

     - личностно-ориентированное.

     - использует множество дидактических  подходов (обучение в деле, независимые знания, совместное учение, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение и т. д.);

     самомотивируемое, что означает возрастание интереса к работе по мере ее выполнения;

     - позволяет учиться на собственном  опыте и опыте других;

     - приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

     Рассмотрим  обще дидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой  проблемой познавательного плана.

     Типологические  признаки[21]:

     - доминирующий в проекте метод  или вид деятельности: исследование, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный и др.

     - предметно-содержательная часть:  монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект.

     Характер  координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий  участника проекта).

     Количество  участников проекта.

     Продолжительность проекта.

     По  доминирующему в проекте виду деятельности проекты делятся на:

     - исследовательские

     - творческие

     - ролево-игровые

     - информационные проекты

     - практико-ориентированные

     Структура проекта:

     - цель проекта 

     - предмет информационного поиска

     - источники информации (средства  СМИ, базы данных (электронные), интервью, анкетирование и др.)

Информация о работе Разработка приемов реализации индивидуального подхода в подготовке учащихся к выбору профессии