Проект установки каталитического риформинга производительностью 1,0 млн. т/год. Расчет реактора установки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть процесс каталитического риформинга получения высокооктановых бензинов.
Для выполнения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть механизм процесса каталитического риформинга;
- рассмотреть сырье для каталитического риформинга;
- рассмотреть катализаторы каталитического риформинга;
- ознакомиться с технологической схемой установки каталитического риформинга;
- произвести расчет и построить чертеж реактора каталитического риформинга.

Содержание

Введение 4
1 Литературный обзор 5
1.1 Каталитический риформинг 5
1.2 Сырье и продукты каталитического рифоминга 6
1.3 Химизм процесса каталитического риформинга 7
1.3.1 Превращение шестичленных нафтенов 7
1.3.2 Превращение пятичленных нафтенов 8
1.3.3 Превращение парафиновых углеводородов 9
1.4 Классификация промышленных процессов 12
1.5 Катализаторы риформинга. 12
1.5.1 Промышленные катализаторы риформинга 13
1.5.2 Требования к катализаторам 14
1.5.3 Регенерация катализаторов 14
1.6 Технологическая схема 15
2 Технологическая часть. 17
2.1 Определение часовой производительности установки. 17
2.2 Определение реакционного объема 19
2.3 Расчет состава питания реактора 20
2.4 Материальный баланс реактора 24
2.5 Тепловой баланс реактора 29
2.6 Основные размеры реактора 31
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект.docx

— 349.23 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Западно-Казахстанский аграрно-технический университет

имени Жангир хана

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ   ПРОЕКТ

 

на тему:  «Проект установки каталитического риформинга производительностью 1,0 млн. т/год. Расчет реактора установки»

 

по дисциплине «Химическая технология органических веществ»

 

 

 

 

 

Выполнил

студент группы ХТОВ-32                              Лукина А.А.                                                 

 

Руководитель,

 к.т.н., доцент                                               Алмагамбетова М.Ж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уральск, 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 4

1 Литературный обзор 5

1.1 Каталитический риформинг 5

1.2 Сырье и продукты каталитического рифоминга 6

1.3 Химизм процесса каталитического риформинга 7

1.3.1 Превращение шестичленных нафтенов 7

1.3.2 Превращение пятичленных нафтенов 8

1.3.3 Превращение парафиновых углеводородов 9

1.4 Классификация промышленных процессов 12

1.5 Катализаторы риформинга. 12

1.5.1 Промышленные катализаторы риформинга  13

1.5.2 Требования к катализаторам 14

1.5.3 Регенерация катализаторов 14

1.6 Технологическая схема 15

2 Технологическая часть. 17

2.1 Определение часовой производительности установки. 17

2.2 Определение реакционного объема 19

2.3 Расчет состава питания реактора 20

2.4 Материальный баланс реактора 24

2.5 Тепловой баланс реактора 29

2.6 Основные размеры реактора 31

Заключение 34

Список литературы 35

 

         

        

     

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Возрастающее потребление  автомобильных бензинов вместе с постоянным ужесточением требований к их качеству обусловливает необходимость совершенствования и увеличения мощностей технологических процессов получения основных компонентов современных автобензинов.

Бензины являются одним из основных видов горючего для двигателей современной техники. Автомобильные, лодочные, авиационные , поршневые двигатели потребляют бензины. В настоящее время производство бензинов является одним из главных в нефтеперерабатывающей промышленности и в значительной мере определяющим развитие этой отрасли.

Развитие производства бензинов связано со стремлением улучшить основное эксплуатационное свойство топлива - детонационную стойкость бензина, оцениваемую октановым числом.

Каталитический риформинг бензинов является важнейшим процессом современной нефтепереработки и нефтехимии. Он служит для одновременного получения высокооктанового базового компонента автомобильных бензинов, ароматических углеводородов - сырья для нефтехимического синтеза - и водородосодержащего газа - технического водорода, используемого в гидрогенизационных процессах нефтепереработки. Каталитический риформинг является в настоящее время наиболее распространенным методом каталитического облагораживания прямогонных бензинов. Установки каталитического риформинга имеются практически на всех отечественных и зарубежных нефтеперерабатывающих заводах.

Актуальность данной работы заключается в том, что процесс  каталитического риформинга имеет широкое распространение в промышленности для выработки бензинов с высоким октановым числом. Благодаря массовому производству бензинов значительно увеличиваются гибкость работы и рентабельность нефтеперерабатывающих заводов, которые приобретают вместе с этим топливно-химический профиль.

Цель данной работы –  рассмотреть процесс каталитического риформинга получения высокооктановых бензинов.

Для выполнения этой цели в  работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть механизм  процесса каталитического риформинга;

- рассмотреть сырье для каталитического риформинга;

- рассмотреть катализаторы каталитического риформинга;

- ознакомиться с технологической  схемой установки каталитического риформинга;

- произвести расчет и  построить чертеж реактора каталитического риформинга.

Данный курсовой проект состоит  из пояснительной записки на 35 страницах и графической части на 2 листах.

 

          1 Литературный обзор

 

1.1 Каталитический риформинг

 

В настоящее время каталитический риформинг стал одним из ведущих процессов нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. С его помощью удается улучшать качество бензиновых фракций и получать ароматические углеводороды особенно из сернистых и высокосернистых нефтей. В последнее время были разработаны процессы каталитического риформинга для получения топливного газа из легких углеводородов. Возможность выработки столь разнообразных продуктов привела к использованию в качестве сырья не только бензиновых фракций прямой перегонки нефти, но и других нефтепродуктов.

До массового внедрения  каталитического риформинга применялся термический риформинг и комбинированный процесс легкого крекинга тяжелого сырья (мазута, полугудрона и гудрона) и термического риформинга бензина прямой перегонки. В дальнейшем термический риформинг прекратил свое существование ввиду низких технико-экономических показателей по сравнению с каталитическим. При термическом риформинге выход бензина на 20—27% меньше и октановое число его на 5—7 пунктов ниже, чем при каталитическом риформинге.Кроме того, бензин термического риформинга нестабилен.

Процесс каталитического  риформинга осуществляют при сравнительно высокой температуре и среднем давлении, в среде водородсодержащего газа. Каталитический риформинг проходит в среде газа с большим содержанием водорода (70—80 объемн. %). Это позволяет повысить температуру процесса, не допуская глубокого распада углеводородов и значительного коксообразования. В результате увеличиваются скорость дегидрирования нафтеновых углеводородов и скорости дегидроциклизации и изомеризации парафиновых углеводородов. В зависимости от назначения процесса, режима и катализатора в значительных пределах изменяются выход и качество получаемых продуктов. Однако общим для большинства систем каталитического риформинга является образование ароматических углеводородов и водородсодержащего газа [1].

Назначение процесса каталитического  риформинга, а также требования, предъявляемые к целевому продукту, требуют гибкой в эксплуатации установки. Необходимое качество продукта достигается путем подбора сырья, катализатора и технологического режима.

Получаемый в процессе каталитического риформинга водородсодержащий газ значительно дешевле специально получаемого водорода; его используют в других процессах нефтепереработки, таких, как гидроочистка и гидрокрекинг. При каталитическом риформинге сырья со значительным содержанием серы или бензинов вторичного происхождения, в которых есть непредельные углеводороды, катализатор быстро отравляется. Поэтому такое сырье перед каталитическим риформингом целесообразно подвергать гидроочистке. Это способствует большей продолжительности работы катализатора без регенерации и улучшает технико-экономические показатели работы установки [2].

 

1.2 Сырье и продукты каталитического риформинга

В качестве сырья для каталитического  риформинга обычно используют бензиновые фракции первичной перегонки нефтей. Пределы выкипания этих фракций колеблются в широком интервале — от 60 до 210°С.Для получения ароматических углеводородов в большей части используют фракции, выкипающие при 60— 105 или при 60—140°С, а для получения высокооктановых автомобильных бензинов — фракции 85—180 °С (рис.1,2,3).

Иногда широкую фракцию, выделяемую на установке первичной перегонки нефти, дополнительно разгоняют на более узкие фракции на установках вторичной перегонки. На рис. 1 показана зависимость октанового числа бензина от его выхода при каталитическом риформинге различных фракций (62—140, 85—140 и 105—140°С), полученных при первичной перегонке сернистых нефтей. С утяжелением сырья в пределах 85— 140 °С уменьшается содержание ароматических углеводородов и несколько снижается октановое число бензинов. Важно подчеркнуть, что между выходом бензина при риформинге и его октановым числом существует определенная зависимость — с повышением октанового числа (независимо от метода определения) выход бензина уменьшается. Эта же зависимость подтверждается данными приведенными на рис. 2 и 3. Сопоставление результатов риформинга фракций 85—140 °С (при 20 ат) и 140—180 °С (при 40 атм) с результатами риформинга широкой фракции 85—180 °С при 20 атм показывает, что в случае риформинга фракции 85—180 °С выход бензина с октановым числом 95 (по исследовательскому методу) возрастает на 2—2,5%.

Однако раздельный риформинг бензиновых фракций имеет некоторые преимущества: большая продолжительность работы катализатора без регенерации, лучшая маневренность в работе и т. д. Поэтому выбор того или иного варианта получения высокооктанового бензина определяется с учетом конкретных условий работы нефтеперерабатывающего завода.

В процессе каталитического риформинга образуются газы и жидкие продукты (риформат). Риформат можно использовать как высокооктановый компонент автомобильных и авиационных бензинов или направлять на выделение ароматических углеводородов, а газ, образующийся при риформинге, подвергают разделению.

Высвобождаемый при этом водород частично используют для  пополнения потерь циркулирующего водородсодержащего газа и для гидроочистки исходного  сырья (если она есть), но большую  же часть водорода с установки  выводят.

Такой водород значительно  дешевле специально получаемого. Именно этим объясняется его широкое применение в процессах, потребляющих водород, особенно при гидроочистке нефтяных дистиллятов.

Кроме водородсодержащего газа из газов каталитического риформинга выделяют сухой газ (C1—С2 или С1—С3) и сжиженные газы (Сз—С4); в результате получают стабильный дебутанизированный бензин [3].

 

1.3 Химизм процесса каталитического риформинга

 
          Основой процесса каталитического риформинга бензинов являются реакции, приводящие к образованию ароматических углеводородов. Это реакции дегидрирования шестичленных и дегидроизомеризации пятичленных нафтеновых углеводородов, дегидроциклизация парафиновых углеводородов. Кроме того, второй по значимости в процессе каталитического риформинга является реакция изомеризации углеводородов.  
Наряду с изомеризацией пятичленных и шестичленных нафтенов изомеризации подвергаются парафиновые и ароматические углеводороды. Существенную роль в процессе играют реакции гидрокрекинга парафинов, сопровождающиеся газообразованием. При каталитическом риформинге протекают также реакции раскрытия пятичленного кольца нафтенов с образованием соответствующих парафиновых углеводородов [4].

 

1.3.1 Превращение шестичленных нафтенов

 

Основной реакцией превращения  шестичленных нафтенов в процессе риформинга является реакция дегидрирования с образованием соответствующего ароматического углеводорода. Так, при дегидрировании циклогексана образуется бензол, при дегидрировании метилциклогексана образуется толуол и т.д.




 

Исключением являются алкилциклогексаны с блокированными положениями дегидрирование которых сопровождается перегруппировками. Так, например, при дегидрировании 1,1 – диметилциклогексана образуется толуол и метан:

Происходит также миграция метильной группы, что приводит к образованию изомеров ксилолов. Скорость реакции дегидрирования шестичленных нафтенов очень велика, они практически на 100% превращаются в ароматику. Реакции дегидрирования шестичленных нафтенов отличаются очень высокой эндотермичностью, что приводит к резкому снижению температуры в зоне реакции. Тепловой эффект реакции составляет + 221 кДж/моль [5].

 

1.3.2 Превращение пятичленных нафтенов

 
          Основной и наиболее важной реакцией при превращении пятичленных нафтенов является реакция дегидроизомеризации с промежуточным образованием шестичленного кольца и дальнейшим его дегидрированием с образованием соответствующего ароматического углеводорода. Так, метилциклопентан в итоге превращается в бензол, а диметилциклопентаны - в толуол и т.д.

 

Пятичленные нафтеновые углеводороды в условиях процесса риформинга подвергаются реакции раскрытия пятичленного кольца. Так, в случае метилциклопентана образуются изомеры гексана – н-гексан, 2-метил и 3-метилпентан [1]:

 

1.3.3 Превращение парафиновых углеводородов

 

Основной и целевой  реакцией превращения парафинов  в процессе риформинга является реакция дегидроциклизации, ведущая к образованию ароматических углеводородов. Реакция дегидроциклизации парафинов идет двумя путями: через образование шестичленного цикла (С6 – дегидроциклизация) и через образование пятичленного цикла (С5 – дегидроциклизация). В первом случае образовавшийся шестичленный нафтен подвергается дальнейшему дегидрированию с образованием в конечном итоге ароматических углеводородов. Реакция С5 – дегидроциклизации парафина менее селективна, чем реакция С6 – дегидроциклизации, т.к. образовавшийся пятичленный цикл параллельно подвергается реакции раскрытия кольца.

Схематично реакцию дегидроциклизации парафина можно представить следующим образом

        Скорость реакций дегидроциклизации парафинов очень низка, самая низкая из всех реакций, протекающих в процессе каталитического риформинга – она в 100 раз меньше скорости дегидрирования шестичленных нафтенов. Реакция дегидроциклизации парафинов глубоко эндотермична – тепловой эффект реакции составляет + 260 кДж/моль. Селективность реакции дегидроциклизации парафина в ароматику увеличивается с увеличением молекулярного веса исходного углеводорода, но, как правило, в среднем не превышает 60 %. Параллельно с реакциями дегидроциклизации парафины в процессе риформинга подвергаются реакциям изомеризации и гидрокрекинга. Высокие температуры процесса риформинга 470–510 0С термодинамически неблагоприятны для изомеризации парафинов. При изомеризации образуются малоразветвленные, сравнительно низкооктановые парафины.

Реакция изомеризации парафинов  протекает по схеме:

 

Скорость реакций изомеризации парафинов сравнительно невелика, она  примерно в 10 раз меньше скорости дегидрирования шестичленных нафтенов. Реакция изомеризации имеет незначительный экзотермический эффект – тепловой эффект реакции равен – 4,6 кДж/моль.  
Гидрокрекинг парафинов приводит к образованию углеводородов с меньшим молекулярным весом и газообразных углеводородов:

Скорость реакций гидрокрекинга  невелика, но выше скорости реакций  дегидроциклизации парафинов. Реакции гидрокрекинга весьма экзотермичны, тепловой эффект реакций гидрокрекинга парафинов составляет – 50,4 кДж/моль водорода.  
Наряду с гидрокрекингом в процессе каталитического риформинга протекают реакции гидрогенолиза, как парафинов, так и ароматических углеводородов. В отличие от реакций гидрокрекинга, которые протекают на кислотных центрах катализатора риформинга, реакции гидрогенолиза протекают на активных металлических центрах катализатора. Основными продуктами гидрогенолиза являются газообразные углеводороды метан и этан[4].

С тех пор, как в 1934 г. Зелинским, Казанским и Плато была открыта реакция гидрогенолиза циклопентанов, она явилась предметом многих исследований.Платина - один из металлов, катализирующих гидрогенолиз углеводородов. Реакция сопровождается разрывом связей С-С и образованием связей С-Н. При гидрогенолизе пятичленных нафтенов на платиновых катализаторах может происходить разрыв различных связей пятичленного цикла. Так, в случае метилциклопентана образуются н-гексан, 2-метил- и 3метилпентан. Относительные скорости гидрогенолиза различных связей пятичленвого кольца зависят от строения исходного углеводорода, свойств применяемого платинового катализатора и условий осуществления реакции.

         Различие скоростей основных реакций (табл.1) каталитического риформинга обуславливает их разные превращения по длине слоя катализатора. Превращение шестичленных нафтенов почти полностью завершается в объеме первого слоя (~10 % общей массы) катализатора.  
Превращение пятичленных нафтенов реализуется по длине всего слоя катализатора и в первых слоях преимущественно в направлении изомеризации[3].

 

         Таблица 1. Относительные скорости и тепловые эффекты реакций    каталитического риформинга

Со знаком «плюс» - реакция эндотермическая  
          Со знаком «минус» - реакция экзотермическая

1.4 Классификация промышленных  процессов

 

Промышленные процессы каталитического риформинга часто подразделяют на процессы на платиновых катализаторах и на катализаторах, не содержащих драгоценный металл.

Процессы каталитического  риформинга можно классифицировать и по способу регенерации катализатора: без регенерации и с регенерацией. Регенеративные процессы в свою очередь можно разделить на процессы с непрерывной и периодической регенерацией катализатора; при такой классификации процессы характеризуются еще и состоянием катализатора. Неподвижный (стационарный) слой характерен для процессов с периодической регенерацией, а движущийся — для процессов с непрерывной регенерацией. Процессы с периодической регенерацией подразделяются на процессы с межрегенерационным периодом более 50 и менее 50 дней[2].

 

1.5 Катализаторы риформинга

 

Процесс каталитического  риформинга осуществляют на бифункциональных катализаторах, сочетающих кислотную и гидрирующую-дегидрирующую функции.В начальный период промышленного освоения процесса каталитического риформинга в основном применялись оксидные катализаторы (МоО3 / AI2O3). Внедрение платиновых катализаторов в промышленности в 1949 г. способствовало резкому скачку развития процесса каталитического риформинга. Данное обстоятельство было вызвано необходимостью производства высококачественных и высокооктановых топлив для более мощных и с более высокой степенью сжатия двигателей. Указанная тенденция в производстве топлив заданного качества, ориентированного под определенные требования конструкции двигателя, сохраняется и в настоящее время.

Со времени применения платинорениевого катализатора в промышленности в 1968 г. начался новый период в развитии каталитического риформинга — переход на би- и полиметаллические катализаторы, содержащие наряду с платиной и другие металлы. В качестве катализаторов обычно используют платину на окиси алюминия. Кислотные свойства катализатора определяют его крекирующую и изомеризующую активность. Кислотность имеет особенно большое влияние при переработке сырья с большим содержанием парафиновых углеводородов: инициирование кислотными катализаторами реакций гидрокрекинга парафинов и изомеризации пятичленных нафтенов в шестичленные с последующей их дегидрогенизацией и дегидроциклизацией (в результате дегидрирующей способности катализатора) ведет к образованию ароматических углеводородов.

Дегидрирующую (гидрирующую) функцию в катализаторе обычно выполняют металлы VIII группы Периодической системы элементов Д. И. Менделеева (платина, палладий, никель). Наибольшими дегидрирующими свойствами обладает платиновый компонент. Он ускоряет реакции гидрирования и дегидрирования и, следовательно, способствует образованию ароматических углеводородов и непрерывному гидрированию и удалению промежуточных продуктов, способствующих коксообразованию. Содержание платины обычно составляет 0,3—0,65 вес.%; при снижении этой величины уменьшается устойчивость катализатора против ядов. Но и чрезмерное содержание металла нежелательно: при повышении концентрации платины усиливаются реакции деметилирования и расщепления нафтеновых углеводородов. Другим фактором, ограничивающим содержание платины в катализаторе, является ее высокая стоимость. Кислотной функцией обладает носитель катализатора — окись алюминия. Кислотными свойствами катализатора определяется его крекирующая и изомеризующая активность. Эти свойства особенно важны при переработке сырья с большим содержанием парафиновых углеводородов (инициировании реакций гидрокрекинга и изомеризации парафинов, а также гидроизомеризации пятичленных нафтенов в шестичленные, что при последующем их дегидрировании приводит к образованию ароматических углеводородов). Для усиления кислотной функции катализатора в его состав вводят галоген. В последнее время с этой целью чаще применяют хлор, раньше и изредка сейчас — фтор, который также стабилизирует высокую дисперсность платины, образуя комплексы с ней и окисью алюминия. Преимущества хлора в том, что он в меньшей мере способствует реакциям крекинга; это особенно важно в условиях жесткого режима.

Таким образом, кислотная  функция катализатора необходима для  протекания реакций гидрокрекинга  и изомеризации, а дегидрирующая— для процессов дегидрирования. Сочетание этих двух функций определяет качество бифункционального катализатора риформинга.

В течение последних 30 лет  и более би- и полиметаллические катализаторы постепенно обновлялись и совершенствовались, в настоящее время внедрены в промышленность свыше 100 марок катализаторов риформинга[3].

 

1.5.1 Промышленные катализаторы риформинга

 

В промышленности применяются  следующие катализаторы: платиновые (носители— окись алюминия, промотированная фтором или хлором, алюмосиликат, цеолит и др.); палладиевые (носители те же, что и для платины); сернистый вольфрамоникелевый; окисный алюмомолибденовый (~ 10% окиси молибдена на окиси алюминия); алюмо-хромовый (32% окиси хрома и 68% окиси алюминия); алюмо-кобальтмолибденовый (молибдат кобальта на носителе — окиси алюминия, стабилизированной кремнеземом). Наиболее широкое применение нашли алюмоплатиновые катализаторы. В последнее время в состав катализаторов с платиной и палладием стали вводить редкоземельные элементы. Некоторое распространение получили также цеолитсодержащие катализаторы[6].

1.5.2 Требования к катализаторам

 

К основным эксплуатационным характеристикам катализаторов риформинга следует отнести активность, селективность и стабильность. Активность катализатора определяет необходимую глубину превращения сырья при заданных объемных скоростях пропускания его через катализатор. Требования максимальной селективности применительно к катализатору риформинга сводятся к обеспечению наибольших выходов жидких продуктов и водорода. Это значит, что с максимальной глубиной должны протекать реакции ароматизации и минимальной должна быть активность катализатора в реакциях гидрокрекинга и гидрогенолиза. Стабильность катализатора характеризуется способностью сохранять первоначальную активность и селективность во времени.

Не менее значимой эксплуатационной характеристикой катализаторов является и механическая прочность, которая выражается устойчивостью к раздавливанию и истиранию.

Важным показателем также  является хорошая регенерируемость катализатора, т. е. способность катализатора восстанавливать свои первоначальные свойства после проведения окислительной регенерации,а также невысокой стоимостью[3].

 

 

1.5.3 Регенерация катализаторов

 

Активность и селективность  катализатора после длительной работы значительно ниже, чем свежего. Содержание платины в свежем и отработанном катализаторах практически одинаково, содержание же хлора значительно снижается. В отработанном катализаторе увеличивается содержание металлов, особенно из первого (по ходу сырья) реактора. С увеличением глубины процесса разница в выходе бензина увеличивается, т.е. селективность отработанного катализатора с ужесточением процесса еще более снижается.

В опытах с использованием модельных реакций показано, что  дегидрирующая активность отработанного катализатора в 1,5 раза ниже, чем свежего; еще более резко ухудшается его изомеризующая способность. Таким образом, снижение активности алюмоплатинового катализатора риформинга при длительной работе вызывается изменением состояния и платины, и носителя. Для восстановления свойств катализаторов до возможных пределов их подвергают регенерации. В промышленной практике применяют несколько способов регенерации. Окислительная регенерация алюмоплатинового катализатора заключается в выжигании коксовых отложений с катализатора кислородом воздуха при 300—500 °С. Такая регенерация только частично восстанавливает активность катализатора, и после нескольких регенераций катализатор необходимо заменять свежим. Для снижения содержания сернистых соединений на установках без блока гидроочистки предложено обрабатывать катализатор водородом (восстановительная регенерация). Оказалось, что в результате восстановления сернистых соединений до сероводорода остаточное содержание серы в катализаторе снижается до 0,03—0,05% (масс.). Срок службы катализатора зависит от многих причин, в том числе от технологических параметров процесса. По данным В. Гензеля, на некоторых установках каждый килограмм катализатора обеспечивает переработку 210 м3 сырья. Но на любой установке и при любой системе регенерации наступает необратимая потеря активности катализатора, что вызывает необходимость его замены на свежий. Перед удалением из реактора катализатор регенерируют и возвращают на специальные заводы для извлечения платины и других ценных металлов. Потеря до 1% платины от общего ее количества при загрузке и разгрузке катализатора считается допустимой[4].

 

 

1.6 Технологическая схема

 

Технологическая схема установки  риформинга со стационарным слоем катализа.Установка включает следующие блоки: гидроочистки сырья, очистки циркуляционного газа, каталитического риформинга, сепарации газов и стабилизации бензина. Сырье насосом 12 под давлением (4,7 МПа)(табл.2) подается на смешение с циркулирующим газом гидроочистки и избыточным водородсодержащим газом риформинга. Эта газосырьевая смесь подогревается в отдельной секции печи 16 (до 425°С) и поступает в реактор гидроочистки 15. В реакторе на алюмо-кобальтмолибденовом катализаторе разрушаются присутствующие в сырье соединения серы, которые удаляются затем в виде сероводорода. Одновременно происходит очистка сырья от соединений азота и кислорода.

Из реактора 15 парогазовая  смесь выходит снизу, охлаждается  в кипятильнике 10 и холодильнике 14 и с температурой 35оС поступает в газосепаратор 8. Здесь смесь разделяется на жидкий гидрогенизат и циркуляционный газ. Газ поступает в абсорбер 2 снизу на очистку от сероводорода с помощью раствора моноэтаноламина, затем компрессором 11 сжимается до давления 4,7—5,0 МПа и возвращается в систему гидроочистки. Избыток циркуляционного газа сжимается компрессором 1 до давления 6 МПа и выводится с установки.

Гидрогенизат из сепаратора 8 охлаждается в теплообменнике 9 ч поступает в отпарную колонну 7. С верха колонны выводятся сероводород, углеводородные газы и водяные пары, которые после конденсации и охлаждения в аппарате 6 направляются в сепаратор 4. С низа сепаратора 4 конденсат забирается насосом 5 и возвращается в колонну 7. Головной продукт (сероводород и углеводородные газы) из сепаратора поступает в колонну 3, где он очищается от сероводорода с помощью раствора  моноэтаноламина. С верха колонны 3 пары направляются во фракционирующий абсорбер 27.

Гидрогенизат выводится из колонны 7 снизу и после кипятильника 10 и теплообменника 9 направляется насосом 13 в блок платформинга, предварительно смешиваясь с циркулирующим водородсодержащим газом. Газопродуктовая смесь подогревается вначале в теплообменнике 20, затем в соответствующей секции печи /бис температурой 500 —520°С поступает в реактор 19. Последующий ход смеси — реакторы 18 и 17, причем перед каждым из реакторов она подогревается в змеевиках печи 16. Наконец, из последнего реактора 17 газопродуктовая смесь направляется в теплообменник 20 и холодильник 21, где охлаждается до 30оС, и поступает в сепаратор высокого давления 22 (3,2—3,6 МПа) для отделения циркуляционного газа от катализатора.

Циркуляционный газ под  давлением 5 МПа компрессором 24 возвращается в систему платформинга, а избыток его — в систему гидроочистки. Нестабильный катализат из сепаратора 22 поступает в сепаратор низкого давления 23 (давление 1,9 МПа). Выделившийся из катализата углеводородный газ выходит с верха сепаратора и смешивается с углеводородным газом гидроочистки перед входом во фракционирующий абсорбер 27. В этот же абсорбер насосом 25 подается и жидкая фаза из сепаратора 23. Абсорбентом служит стабильный катализат (бензин). В абсорбере 27 при давлении 1,4 МПа и температуре внизу 165оС и вверху 40°С отделяется сухой газ.

Нестабильный катализат насосом 26 прокачивается через теплообменник 31 и подается в колонну 34, где и происходит его стабилизация. Часть продукта для поддержания температуры низа в аппаратах 27 и 34 циркулирует через соответствующие секции печи 28. Головная фракция стабилизации после охлаждения и конденсации в аппарате 32 поступает в приемник 33, откуда насосом 35 частично возвращается в колонну на орошение, а избыток выводится с установки. Стабильный бензин с низа колонны 34 после охлаждения в теплообменниках 31 и 30 насосом 29 подается во фракционирующий абсорбер 27; избыток его выводится с установки[7].

 

Таблица 2. Режим работы  установки

 

Температура, °С

Давление, МПа

Объемная скорость подачи сырья, ч-1

Кратность циркуляции водородсодержащего газа , м33 сырья

Распределение катализатора по ступеням

480-520

3-4

1,5-2,0

1500

 

1:2:4


Информация о работе Проект установки каталитического риформинга производительностью 1,0 млн. т/год. Расчет реактора установки