Метрология, стандартизация и сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:56, курсовая работа

Описание

Определение размеров деталей и соединений узла. Нормирование точности соединений узла

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

1. Определение размеров деталей и соединений узла…………..................

1.1. Определение номинальных размеров …………………......

1.2. Геометрический расчёт цилиндрической прямозубой передачи............

1.3. Силовой расчёт узла……………………………………………………….

2. Нормирование точности соединений узла……………………………….

2.1. Выбор посадок гладких цилиндрических соединений ……………........

2.2. Выбор посадки с натягом ………………………………………….…......

2.3. Выбор посадок подшипников качения …………………………..............

2.4. Расчёт переходных посадок на вероятность получения натягов и зазоров…………………………………………………………………….

2.5. Выбор посадок остальных гладких соединений ……………...…………

2.6. Выбор резьбовых посадок ………………………………….

2.7. Выбор посадок шпоночного соединения ……………………...………....

2.8. Выбор точности зубчатых колес и передач …………………………..…

2.9. Выбор допусков формы, расположения и шероховатости поверхностей…………………………….

3. Выбор средств измерения ………………………………………………...

3.1. Расчёт и проектирование калибров …………………………...................

3.2. Выбор универсальных средств измерения……………………...

Литература ………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая по МСиСу (Антонина).doc

— 400.00 Кб (Скачать документ)

Боковой зазор, соответствующий температурной  компенсации, определяется по формуле: [2;ч.2;стр.349] 

 jnl = a·[αp1·(t1 – 20°) – αp2·(t2 – 20°)]·2sinα= 0,684 a·[αpl·(t1 – 20°) – αp2·(t2 – 20°)] = 0,684·110·103·[11,2·10-6·(70 – 20) – 10·10-6·(40 – 20)] = 20 мкм.

при α=20°

αp1 = 11,2·10-6 град-1 (для стали 40Х);

αp2 = 10·10-6 град-1 (для чугуна);

t1 = 70°С;

t2 = 40°С;

где а – межосевое расстояние передачи, мм;

αp1 и αp2 – коэффициенты линейного расширения для материалов соответственно зубчатых колес и корпуса, с-1 [2; ч.1; табл.1.62];

t1, и t2 – предельные температуры, для которых рассчитывается боковой зазор соответственно зубчатых колес и корпуса.

    Величину  бокового зазора (мкм), необходимую для размещения слоя смазки, ориентировочно можно определить: 

jn2 = (10÷30)·mn , т.к. Vs < 6 м/с, то jn2 = 10·3 = 30 мкм; 

где mn-модуль (нормальный), мм,

    Гарантированный боковой зазор [2;ч.1]: 

jnmin ≥ jn1+jn2 

jnmin ≥ 20 + 30 = 50 мкм 

Возможный наибольший боковой зазор jnmax [2;ч.2]: 

jnmax ≈ jnmin + (TH1 + TH2 + 2fa)·2sinα≈ jnmin+(TH1 + TH2 + 2fa)·0,684≈

≈ 40 + (90 + 140 + 2·28)·0,684 = 233 мкм

при α = 20°

THi (для шестерни и колеса) – допуски на смещение исходного контура [2; ч.2; табл.5.19];

±fa – предельные отклонения межосевого расстояния  [2;ч.2;табл.5.17];

По таблице 5.17 определяем вид сопряжения: для  aw = 110 мм, вид сопряжения – D (jmin =46 > 40 мкм). Класс отклонений межосевого расстояния – III.  

fa = ± 28 мкм. 

    По табл.5.19: 

      TH1 = 90 мкм; 

      TH2 = 140 мкм

    при допуске на радиальное биение венца  шестерни Fr1 = 45 мкм; колеса Fr2 = 63 мкм [2;ч.2;табл.5.7] и при виде сопряжения – (D) и виде допуска бокового зазора – (d).

    Определяем  показатели бокового зазора:

Колебание размера зуба по постоянной хорде: [2;ч.2;табл.5.29]

постоянная  хорда, Sc: 

mn = 3 (мм) 

 Sc = 4,161 мм 

 hc = 2,243 мм (высота до постоянной хорды) 

    Наименьшее  верхнее отклонение толщины зуба:

–Ecs, мкм [2;.2;табл.5.22](для вида сопряжения – D и степени точности по нормам плавности  

Ecs = – 40 мкм  

Допуск  на толщину зуба, Тс[2;т.2;табл.5.23]: 

Тс = 70 мкм  

    т. к. допуск Тс направлен в тело зуба, то наибольшее нижнее отклонение толщины зуба Eci = Ecs – Tc = – 40 – 70 = – 110 мкм.

Таким образом, Sc = 4,161

     Данный  показатель можно проконтролировать  зубомером хордовым

БВ–5016К.

    2.9. Выбор допусков формы, расположения и шероховатости поверхностей

Параметры шероховатости

      Для того чтобы при напрессовке подшипников  на вал не происходило чрезмерное смятие микронеровностей на валу, а также уменьшить количество участков для возникновения коррозии, на посадочной поверхности вала под подшипники качения класса точности 0 с внутренним диаметром 35 мм по ГОСТ 2789 – 73 шероховатость должна быть не более Ra = 1,25 мкм [2;ч.2;табл.4.95]. С той же целью на посадочную поверхность вала под зубчатое колесо по 6÷7 квалитету для диаметра 40 мм шероховатость должна быть не более Ra = 0,4 мкм, а на посадочную поверхность зубчатого колеса не более  Ra = 0,8 мкм [2;ч.1;табл.2.68].

      Шероховатость базового торца вала, по которому устанавливается  распорное кольцо, должна быть не более  Ra = 1,6÷2,5 мкм [6].

            Шероховатость шейки  вала, соприкасающейся с поверхностью резинового уплотнения (манжеты) должна быть не более Ra = 0,4÷0,8 мкм, поверхность полируют.

      Шероховатость выступающего конца вала, выполненного по 6 квалитету, на который устанавливается  открытая передача, должна быть не более  Ra = 0,4÷0,8 мкм.

      Шероховатость базового торца вала, по которому устанавливается зубчатое и смазывающее колёса, должна быть не более Ra = 1,6÷2,5 мкм [6].

      Шероховатость зубьев зубчатого колеса по делительному диаметру для 8 степени точности должна быть не более Ra = 1,6 мкм.

      Шероховатость базового торца зубчатого колеса, по которому устанавливается распорное кольцо, должна быть не более Ra = 1,6÷2,5 мкм.

      Шероховатость впадин и вершин зубьев зубчатого  колеса должна быть:

Ra = 3,2÷6,3 мкм.

      Шероховатость базового торца зубчатого колеса, которым оно соприкасается с  валом, должна быть не более: Ra = 2,5÷3,2 мкм.

      Все остальные несопрягаемые поверхности  вала и зубчатого колеса должны иметь шероховатость Ra = 6,3÷12,5 мкм.

2) Допуски  формы и расположения поверхностей.

     Назначают только тогда, когда они влияют на эксплуатационные показатели машин.

     Посадочные  поверхности вала, сопрягаемые с  подшипниками качения, должны иметь овальность и конусообразность в допустимых пределах. В противном случае появится крайне не благоприятное для колец подшипника локализованное распределение нагрузки. Что приведет к быстрому выкрашиванию колец подшипника в этих зонах. По табл.П.5.22 [6] определяем допуск некруглости То = 0,004 мм и допуск профиля продольного сечения Т= = 0,004 мм;

      Для того чтобы избежать возможного биения внутреннего кольца подшипника относительно наружного, задаём допуск радиального биения посадочной поверхности вала под подшипники относительно общей оси этих поверхностей: 

T = T  + 2То 3·2·4 = 11 мкм 

Т   – допуск несоосности (Т   = 3 мкм [6]);

Округляем до стандартного значения в меньшую сторону Т = 10 мкм.

      Торец вала служит базой для установки  распорного кольца, торец которого в свою очередь служит базой для  установки внутреннего кольца подшипника, поэтому чтобы ограничить перекос колец подшипника задаем допуск торцевого биения упорного торца вала относительно общей оси посадочных поверхностей под подшипники: для нулевого класса точности подшипников: Т = 35 мкм [3;табл.5.8]. Округляем до стандартного Т = 25 мкм [2;ч.1;табл.2.6].

      Торец упорной ступени вала служит базой для установки узкого зубчатого колеса (l/d = 0,5 ≤ 0,8), которое служит для смазывания сопряжённых зубчатых колёс. Чтобы при установке этого зубчатого колеса на вал не произошло чрезмерного его перекоса, который может привести к неравномерному износу зубьев сопряжённых зубчатых колёс, задаём допуск торцевого биения упорной ступени вала относительно общей оси посадочных поверхностей под подшипники: Т = 35 мкм [6]. Округляем до стандартного Т = 25 мкм [2;ч.1;табл.2.6].

      На  выходной конец вала садится открытая передача (зубчатое колесо, муфта, шкив и т. д.) по посадке с натягом или переходной. Чтобы ограничить концентрацию давлений, которые могут привести к снижению усталостной прочности материала, на посадочную поверхность вала задаем допуск цилиндричности, T/О/ : 

T/О/ ≈ 0,3·t= 0,3·13 = 3,9 мкм 

принимаем: T/О/ = 4 мкм. 

 где,t – допуск размера посадочной поверхности вала, мкм.

      Зубчатое  колесо садим на вал по посадке  с натягом. Чтобы ограничить концентрацию давлений, которые могут привести к снижению усталостной прочности материала, на посадочную поверхность вала (зубчатого колеса) задаем допуск цилиндричности, T/О/ [3]: 

T/О/ ≈ 0,3·t / = 0,3·16 = 4,8 мкм 

T/О/ = 0,3·25 = 7,5 мкм 

Принимаем T/О/ = 5 мкм для вала, T/О/ = 8 мкм для зубчатого колеса.

где, t – допуск размера посадочной поверхности вала (зубчатого колеса), мкм.

      Торец зубчатого колеса служит базой для  установки распорного кольца, торец  которого в свою очередь служит базой  для внутреннего кольца подшипника качения, поэтому чтобы ограничить перекос колец подшипника задаем допуск торцевого биения зубчатого колеса относительно оси отверстия: Т = 35 мкм для нулевого класса точности подшипников [3;табл.5.8]. Округляем до стандартного значения: Т = 25 мкм [2;ч.1;табл.2.6].

      Для обеспечения норм кинематической точности и норм контакта зубчатых передач задаем допуск радиального биения посадочной поверхности вала под зубчатое колесо относительно общей оси посадочных поверхностей для подшипников [3] 

Т = Т   +2T/О/ = 4 + 2·5 = 14 мкм 

Т   – допуск несоосности : Т  = 4 мкм [3].

 Округляем  до стандартного значения Т = 12 мкм.

      Для уменьшения износа зубьев колеса задаем допуск радиального биения зубчатого  венца[2;ч.2;табл.5.7;5.26]:

 

T = 0,6·Fr = 0,6·63 = 37,8 мкм

Округляем до стандартного значения :

T =0,040 мм

3. Выбор  средств измерения 

3.1. Расчет и  проектирование калибров

Калибр–скоба

Рассчитаем исполнительные размеры калибра–скобы для контроля вала: Ø40 s6 .

  Схема расположения полей допусков вала и  гладкого калибра–скобы расположена на листе графической части:

Н1 – допуск на изготовление калибров для вала;

Нр – допуск на изготовление контрольного калибра для скобы;

Z1 – отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра для вала относительно наибольшего предельного размера изделия;

Y1 – допустимый выход размера изношенного проходного калибра для вала за границу поля допуска изделия;

ПР –  проходной калибр - скоба;

НЕ –  непроходной калибр - скоба;

К–ПР  – гладкая контрольная пробка для проходного калибра - скобы;

К–НЕ  – гладкая контрольная пробка для непроходного калибра - скобы;

К–И –  гладкая контрольная пробка для  контроля износа проходного калибра - скобы.

  По  таблице П.5.32 [6] для вала 6–го квалитета  точности Ø40 мм:

Z1 = 3,5 мкм; Y1 = 3 мкм; H1 = 4 мкм; Нр = 1,5 мкм.

dmax = d + es = 40 + 0,059 = 40,059 мм 

dmin = d + ei = 40 + 0,043 = 40,043 мм 

  По  таблице : П.5.32 [6] исполнительные размеры калибров – скоб.

Наименьшие  предельные размеры: 

ПРmin = dmax – Z1 – Н1/2 = 40,059 – 0,0035 – 0,004/2 = 40,0535 мм 

HEmin = dmin – H1 / 2 = 40,043 – 0,004/2 = 40,041 мм 

Предельное  отклонение +Н1: 

НЕисп = 40,041+0,004 

ПРисп = 40,0535+0,004 

Предельный размер изношенного калибра ПИ: 

ПИ = dmax + Y1 = 40,059 + 0,003 = 40,062 мм 

  По таблице: П.5.32 [6] определяем исполнительные размеры контрольных калибров для калибров – скоб:

Наибольшие  предельные размеры: 

Информация о работе Метрология, стандартизация и сертификация