Майолика Гжели в XVIII-XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:11, реферат

Описание

Майолика (итал. maiolica, от Maiolica, старого названия испанского острова Мальорка), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с пористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись по непрозрачной глазури или (т.н. полумайолика) по белой обмазке под прозрачной глазурью.
Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране). В средние века они известны в Средней, Центральной и Передней Азии. В Европе майолика распространяется с 14 в. (в это время знаменита итальянская майолика эпохи Возрождения), в 18 в. Изделиями из майолики славились Испания, Германия, Франция. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. Майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной – мастерские в Гжели.

Содержание

Введение стр. 3
Майолика в XVIII-XIX веках стр. 4
Майолика XX века стр. 8
Заключение стр. 11
Литература стр. 12

Работа состоит из  1 файл

Майолика Гжели.docx

— 77.23 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОСИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  обучения

«Гжельский государственный художественно-промышленный институт»

(ГГХПИ)

Кафедра сервиса и туризма

Факультет «Сервиса и туризма»

Специальность 102400 «Туризм»

Дисциплина «История гжельского промысла»

РЕФЕРАТ

Тема: «Майолика Гжели в XVIII-XX веков»

 

Студент 1 курса  Шмарин Алексей Дмитриевич

Руководитель    Коршунова  Ирина Викторовна

Дата сдачи работы 25. 04. 2012

Дата защиты работы 25. 04. 2012

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

                                                                          Пос. Электроизолятор

                                                                                         2012

                    

                        Оглавление                      

Введение                                                                     стр. 3

Майолика в XVIII-XIX веках                                   стр. 4

Майолика XX века                                                     стр. 8

Заключение                                                                 стр. 11

Литература                                                                 стр. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               2

 Введение

Майолика (итал. maiolica, от Maiolica, старого названия испанского острова Мальорка), вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с пористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись по непрозрачной глазури или (т.н. полумайолика) по белой обмазке под прозрачной глазурью.

Майоликовые изделия были распространены в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране). В средние века они известны в Средней, Центральной и Передней Азии. В Европе майолика распространяется с 14 в. (в это время знаменита итальянская майолика эпохи Возрождения), в 18 в. Изделиями из майолики славились Испания, Германия, Франция. В Древней Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в. Майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной – мастерские в Гжели.

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               3

                           Майолика в XVIII-XIX веках

Гжель – старинный гончарный  район, возникший в 50 верстах от Москвы. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не все население  почти трех десятков окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в топливе недостатка не было – вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове «Гжель» слышатся отзвуки глагола «жечь».

Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что уже в XIX веке слова «Гжель» и «Русская народная керамика» стали в значительной мере синонимами.

Слава крупного гончарного района, специализирующегося на выпуске  не просто бытовой, а художественной керамики, пришла к Гжели в XVIII веке, когда ее мастера освоили производство майолики. Эти изделия, изготовлявшиеся из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью и многоцветной «крестьянской» росписью, в России называли цениной. Происхождение этого слова точно неизвестно. В Европе майолика была известна как фаянс.

Впервые ценину начали выпускать на московском заводе купца Афанасия Гребенщикова, где работали и гжельцы. Вернувшись в родные края с секретом изготовления майолики, они наладили ее выпуск в Гжели. Имена первых майоликовых заводчиков неизвестны, однако через несколько лет производство майолики в Гжели достигло больших размеров, создав конкуренцию московскому заводу. Гжельская волость именовалась в документах того времени «весьма славной», а гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Естественно, спрос на столь популярные изделия был велик. Их продавали на месте, в Гжели, привозили в Москву, а также отправляли обозами в Харьков и Киев.

Расцвет гжельской майолики – 70-80-е годы XVIII века, а в 90-х годах уже начался ее упадок. Искусство майолики, создаваемое на русской почве деревенскими мастерами, имевшими свое народное мировосприятие, приобрело совсем иной характер, чем в европейских странах. Если, например, знаменитые итальянские майолики эпохи Ренессанса заимствовали сюжеты росписи в живописи и графике своего времени и служили декоративным целям (большие вазы, огромные блюда, барельефы), то гжельские мастера имели, как правило, утилитарные формы, свойственную народному искусству плоскостную, с яркими цветовыми пятнами, манеру росписи, близкую по сюжету и исполнению к лубку.

                                                                                                                                               4

Гжельцы изготовляли из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Иногда это были глиняные изделия, только политые белой эмалью, без росписи, но они ценились за белизну и гигиеничность.

Однако потребность в  нарядных, ярких художественных изделиях всегда жила в народе. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными  деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить яркими красками. Так появились в Гжели  сосуды для кваса, браги, пива, получившие впоследствии название квасников и  кумганов, декоративные настенные блюда, кувшины в виде двуглавых орлов, оригинальные чернильницы.

Кумганы и квасники являются не только специфически гжельскими изделиями, но и наиболее интересными по своеобразию форм и мастерству исполнения. Дисковидное тулово с отверстием в середине (квасник) или без него (кумган), широкое ребро, поддерживаемое четырьмя львиными лапами, утонченная шейка с широким венцом, оканчивающимся выпуклой крышкой, изящно изогнутый, нацеленный вперед упругий нос, затейливая ручка из закрученных стеблей вызывают ассоциацию с шагающим утенком, вытянувшим клюв и распушившим хвост. Несколько десятков таких изделий, сохранившихся до наших дней, неизменно вызывают чувство удивления оригинальностью формы, декоративностью, несхожестью с сосудами для напитков у других народов. Их форма рождена фантазией гжельских мастеров, которые обыграли в десятках вариантов известную форму русской глиняной фляги, придав ей большую объемность и дополнительные элементы в виде носика, ручки, горла и изменив конфигурацию ножек.

Гжельские гончары не ограничивались лишь поисками новой формы, а дополняли  ее в иных случаях скульптурными  фигурками. Именно в соединении посудной формы и круглой скульптуры состоят  особенность и прелесть гжельской  художественной майолики.

Столь же оригинальна роспись  на кумганах и квасниках. Сюжеты ее не заимствованы из литературных или живописных источников. Каждая «картинка» на гжельской посуде – результат творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьем художника, позволяющим объединить в своем искусстве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от других видов искусства – архитектуры, иконописи – и плоды собственной фантазии. Гжельские майоликовые росписи – это раскрашенный от руки рисунок. На светлую эмаль темной краской наносили контур, он расцвечивался внутри зеленой, желтой, коричневой и синей красками.                                              

                                                                                                                                               5                                         

В большинстве случаев  гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий их мир, не прибегая к стилизации.

Чаще других изображений  на гжельских квасниках встречаются  архитектурный пейзаж и мотивы природы: растения, животные, птицы. Особенно птицы. Они изображались в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими, взлетающими, порхающими, устроившимися на ветвях, оглядывающимися назад (птицы-оглядыши). Мастера живо схватывали и предавали поы и повадки пернатых.

Так же сюжеты можно видеть на гжельских кувшинах со сферическим  туловом, высоким, расширяющимся кверху венцом, круглым основанием и треугольным  носиком – сливом. Живописные композиции на кувшинах продиктованы иной формой, чем у кумганов и квасников. Они обычно размещались таким образом, что наиболее интересные и содержательные мотивы оказывались под носиком и выделялись большим размером – например, птицы, человеческие фигуры; второстепенные изображения (главным образом, веточки) помещались справа и слева от центрального. Некоторые мастера предпочитали панорамные росписи, охватывавшие фризом все тулово кувшина в самой широкой части.

Чаще других это были архитектурные  композиции. Очень нарядно отделывались край венца и треугольного носика: их украшали один или несколько рядов  орнаментов из простейших элементов  – зигзага, треугольника, волнистой  линии, зубчиков. Сам носик покрывался сеткой или пальметкой. Сочетание тонкой линии и яркого пятна характерно для росписи всех видов гжельских изделий.

Стройностью и благородством  формы отличается кувшин, сделанный  на заказ и принадлежавший, как  свидетельствует надпись на нем, Иванову Петру, «диакону церкви Неопалимы Купины». Мастерски и высокопрофессионально исполнена роспись на нем, сюжет котрой – птицы в травах – характерен для гжельской майолики.

Каждый мастер использовал  поверхность квасника по-разному. Архитектурный  пейзаж располагали в 1, 2 и даже 3 яруса, учитывая при этом форму диска. Композиции одних мастеров были статичны, другие мастера, напротив, вдыхали в  свое творение жизнь и настроение. Значительно меньше, чем квасников  и кувшинов, сохранилось гжельских  настенных блюд, но почти каждое из них – подлинное художественное произведение.

Своеобразную прелесть  большинству кумганов и квасников придают фигурки, которые обычно не связаны между собой. Однако есть несколько квасников, где даны целые сценки. Так, одна из них является своеобразным откликом на русско-турецкую войну.

                                                                                                                                               6

Совсем иное, мирное, лирическое настроение вызывает скульптурная группа на кумгане, предназначенном для двух напитков и потому разделённом внутри перегородкой.

Едва ли меньшую славу, чем художественная посуда, принесла Гжели малая скульптура – многочисленные майоликовые фигурки. Можно сказать, что гжельские мастера создали целую самостоятельную область – майоликовую мелкую пластику, своеобразную  и необычайно жизненную. Мастерски выполненные с остроумными найденными решениями гжельские фигурки поражают своей типичностью. Если посмотреть композиции, то этого будет достаточно, чтобы убедиться в высокой точности передачи типов и сцен, взятых из реального быта того времени. Эти сценки полны динамизма и свидетельствуют о замечательности гжельских мастеров. Маленькие фигурки каждый раз поражают наивностью, мастерством и высоким реализмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               7

                               Майолика XX века

В Гжели немало потомственных  гончаров. Здесь их называют точильщиками и лишь самых лучших именуют мастерами. «Виктор Федорович Забелин –  это мастер! – говорит начальник  экспериментального цеха в деревне  Трошково Е. В. Петрова. – Влажность глины и процент усадки на ощупь определяет. У него чутье есть.» «Никто так не выточит кринку, как Николай Александрович Мардашов. Рука у него есть». Мастером называют и Алексея Михайловича Глазова. А про иного точильщика скажут: «Рука не та».

Есть в Гжели опытные  мастера гончарного дела, «древнее мастерство знающие и умеющие». Есть в Гжели глина, красная, легкоплавкая, гончарная. «Стоим на глине», - говорит Е. В. Петрова. Помнят в Гжели, какую гончарную посуду делали мастера предшествующих поколений. Это – кринки, миски, банки для варенья, поилки, игрушки, свистульки…

Особого мастерства требовали  кубаны на 500 литров, которые выставляли перед гончарными заведениями.

Тому, кто видел, как работает гончар за гончарным кругом, навсегда запомнится чудесное превращение комка  глины в глиняный сосуд. С давних времен из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку  передавалось гончарное ремесло  и дошло до наших дней. Как прежде, так и теперь из жгута глины  или из комка вытягивают, или, как  говорят в Гжели, вытачивают простые  гончарные изделия, необходимые  в повседневном обиходе, а также  сложные декоративные предметы, украшающие наш быт. Казалось, ушли в прошлое  те времена, когда в хозяйственной  жизни пользовались кринками, мисками, глиняными печными горшками. Однако и сейчас они служат человеку и привлекают не только своими утилитарными качествами, но и своеобразием, совершенством форм, выработанных не одним поколением мастеров. Все это сделало возможным создание гончарного производства, специализирующегося на изготовлении утилитарных и декоративных изделий из местных глин.

Информация о работе Майолика Гжели в XVIII-XX веков