История развития Технлогии и технологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание

В условиях модернизации отечественного образования особое внимание следует уделить опыту прошлого в российской системе образования, следует изучать исторические корни возникновения технологического образования для обеспечения прогностической функции современного специалиста по направлению «Технологическое образование».

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1.Разбор понятий технология и технологическое образование…....4
1.1.Технология. Возникновение термина «технология»………… ...4
1.2. Развитие понятия «Техническое образование»…………………9
1.3. Зарождение технологического образования в ВУЗах России...11
2.Различия старой и новой систем образования……………………15
2.1. Что такое образование Российской Федерации в целом? ........15
2.2. Принцип классической (советской) системы образования……16
2.3.Принцип технологической системы образования……………....17
2.4.Парадигма систем образования………………………………….20
Заключение……………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Леонову.docx

— 51.25 Кб (Скачать документ)

   К 30-м  годам осознается необходимость  унификации учебных заведений  и 15 мая 1934 года издается постановление  Совета Народных Комиссаров и  ЦК ВКП (б) "О структуре начальной  и средней школы в СССР". Согласно этому документу на всей территории страны были установлены единые типы общеобразовательной школы:

  • Начальная школа (4 года);
  • Неполная средняя школа (3 года);
  • Средняя школа (3 года).

   Фабрично-заводские  семилетки и школы колхозной  молодежи были преобразованы  в неполные средние школы.

   Однако  в 1937 году трудовое обучение  в школах отменено и прекратились  научные исследования в этом направлении.

  Возрождение трудового обучения в школе произошло  в начале 50-х годов, в период восстановления народного хозяйства, когда вновь  были востребованы высококвалифицированные  кадры. В 1954 году в учебный план возвращается курс трудового обучения, сочетающийся с политехническим обучением.

  В конце 50-х  годов начинается подготовка преподавательских  кадров для трудового обучения, а  также преподавателей специальных  дисциплин и мастеров производственного  обучения для начального и среднего профессионального образования. Государственный  подход дал свои положительные результаты: распространение сети технических и сельскохозяйственных кружков и т.д. Но вместе с тем, как отмечают В.М. Жучков, Ю.П. Аверичев, В.Д. Симоненко, М.В. Рятивых и др. можно выявить отрицательные аспекты действующей системы трудовой подготовки, а именно:

  1. низкая психолого-педагогическая и методическая квалификация учителей;
  2. декларативность и идеологичность целей и задач трудового обучения;

   Следствием  этого стала низкая профессиональная  адаптация выпускников школ к  производству. 

  2.3.Принцип технологической системы образования. 

  Развитие  научно-технического прогресса инициировало разработку в конце 70 - начале 80-х  годов новой концепции трудовой подготовки (П.Р. Атутов, В.А. Поляков), ориентированной на экономику страны, социальный заказ, опирающуюся на личностноориентированную модель образования.

   К 1980-1981 учебному году закончился переход  к новым дифференцированным программ по трудовому обучению. В 5-8 классах городских школ для мальчиков введен "Технический труд", для девочек - "Обслуживающий труд"; в сельских школах для мальчиков - "Сельскохозяйственный и технический труд", для девочек - "Обслуживающий и сельскохозяйственный труд", вследствие чего старшеклассников подготавливали к овладению профессии.

   Одно  из основных направлений этого  периода - это укрепление взаимодействия  школы и предприятий. В 1978 году  принимается "положение о базовом  предприятии (организации) средней  общеобразовательной школы". Начиная  с 1978 года, открываются профориентационные центры в городах и районах, а при министерстве просвещения создается межведомственный совет по профориентации молодежи. Реализация этой концепции требовало качественно иной подготовки учительского состава, что выразилось в создании индустриально-педагогических факультетов, где осуществлялась подготовка труда, а позже - инженерно-педагогических факультетов в технических вузах для подготовки инженеров-педагогов.

   К концу  80-х годов, как отмечает В.М.  Жучков, такой практико-ориентированный  подход, как и предметная область  "Труд" исчерпали себя и система трудового обучения опять встали на путь реформирования, что выразилось в реформе 1984 года, основной задачей которой было - совершенствование трудовой подготовки.

   Реформа  школы 1984 года в СССР была  направлена на уравнение (слияние)  общего и системы профессионально-технического  образования с точки зрения  их задач. На школу возлагались  функции всеобщей профессиональной подготовки, усиление единообразия в системе профессионально-технического образования осуществлялась путем создания нового звена - среднего профессионально-технического училища (СПТУ). Для этого была расширена сеть межшкольных комбинатов.

   Развитие  в России новых социально-экономических  отношений еще более обострило  проблему необходимости перехода  от трудового обучения к технологическому  образованию.

   Проблемы  технологического образования, структура  и содержание формируемой предметной  области "Технология", отдельные  аспекты методики обучения технологии  в школе и вузе разрабатываются  научными школами.

   Исходя  из всего вышеизложенного, можно  выстроить эволюционную цепочку  образования: специальное образование  - техническое образование - политехническое  образование - профессионально-техническое  образование - технологическое образование.

  Как отмечают В.М. Жучков, В.А. Комаров, что исходя из приоритетных направлений модернизации образования, главной целью модернизации технологического образования может  стать социализация учащихся через  формирование и развитие технологической, экологической культуры, творческого  мышления.

  В настоящее  время технологическое образование  следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технологической, экологической и  экономической культуры личности обучаемых  через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических  способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности - как результат сформированных знаний основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, знаний основ применения современных  технологий в производстве, экономике, сфере услуг и быта.

  2.4.Парадигма систем образования. 

   Парадигма образования - это совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые  признаны педагогической общественностью  в конкретный период и лежат в  основе научных исследований. Таких  парадигм в современной педагогике существует немало и на самом общем  уровне  их можно разделить на парадигмы , устремленные в будущее («прогрессивные») или обращенные в прошлое («классические»).

   Термин  «классическая» обозначает устоявшуюся, традиционную, достаточно долго доминирующую в сфере образования парадигму.

   «Прогрессивные» предлагают иное содержание и подходы, иное право и отношение, иное поведение  и педагогический менталитет.

   Отличия новой парадигмы образования  от классической.

   КРИТЕРИИ    КЛАССИЧЕСКАЯ  ПАРАДИГМА    НОВАЯ, НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
Основная  цель образования    Подготовка  подрастающего поколения к жизни  и труду    Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
   Человек    Простая система    Сложная система
   Знания    Из  прошлого («школа памяти»)    Из  будущего («школа мышления»)
   Образование    Передача  ученику известных образцов знаний, умений и навыков    Создание  человеком образа мира в себе самом  посредствам активного полагания  себя в мир предметной, социальной и духовной культуры
   Учащийся     Объект  педагогического воздействия, обучаемый    Субъект познавательной деятельности,

   обучающийся

   Отношения педагога и учащегося    Субъект – объектные, монологические отношения  педагога и обучаемого    Субъект – субъектные, диалогические отношения  педагога и обучающегося
   Вид деятельности учащегося    «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого    «Активная», творческая деятельность обучающегося
 

   В философском  энциклопедическом словаре значение термина «парадигма» характеризуется  как «совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе» 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

  Момент  перехода от искусства к технологии фактически создал современную человеческую цивилизацию, сделал возможным ее дальнейшее развитие и совершенствование.

  Началом Технологии человека стоит считать  первый опыт улучшения свойств первых инструментов, будь то палка-копалка  или кремневый нож.

   Термин "технология" часто употребляют, не заботясь о точных определениях, в лучшем случае поясняя, что следует  понимать под технологией в самых  общих чертах.

   В настоящее  время технологическое образование  следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технологической, экологической и  экономической культуры личности обучаемых  через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических  способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности - как результат сформированных знаний основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, знаний основ применения современных технологий в производстве, экономике, сфере услуг и быта. 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы: 

  1. Аверичев Ю.П. Подготовка школьников к труду в 50-80 годы // Школа и производство. - 1996. - №1. - с. 3-10.
  2. Акмеологический подход в профессиональной подготовке специалистов на факультете технологии и предпринимательства: Учебные программы психолого-педагогических и акмеологических дисциплин / Научный редактор С.Ф. Эхов. - СПб.: ООО "Береста", 2002. - 210 с.
  3. Анопов И.А. Опыт систематического обзора материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России. - СПб., 1889. - 560 с.
  4. Атутов П.Р. Дидактика технологического образования в двух частях. - М.: ИОСО, 1997.
  5. Бердышев А.В., Сарже А.В. Цель технологического образования в общеобразовательных учреждениях// Взаимодействие личности, образования и общества в России в изменяющихся социокультурных условиях: Межвузовский сборник научных трудов: В двух частях. Часть 2. Под общей редакцией И.С. Урсу. - СПб.: ЛОИРО, 2002. - с. 181-183.
  6. Веселов А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в России: очерк по истории профессионально-технического образования в дореволюционной России. - М.: ПТИ, 1955. - 325 с.
  7. Жучков В.М. Теоретические основы концепции модернизации предметной области "Технология" для педагогических вузов: монография. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 246 с.
  8. Жучков В.М. Технологическое образование - уроки истории, современное состояние, горизонты будущего// Модернизация общего образования на рубеже веков: сборник научных статей. /Научный редактор В.В. Лаптев. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - с. 151 - 161.
  9. Комаров В.А. Проблемы обновления и модернизации технологического образования// Взаимодействие личности, образования и общества в России в изменяющихся социокультурных условиях: Межвузовский сборник научных трудов: В двух частях. Часть 2. Под общей редакцией И.С. Урсу. - СПб.: ЛОИРО, 2002. - с. 191 - 193.
  10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: "Азъ Ltd.", 1992. - 960 с.
  11. Российская педагогическая энциклопедия: В двух томах. Том 2. /Под редакцией В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.
  12. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана Граф, 2000. - 175 с.
  13. Симоненко В.Д., Рятивых М.В. Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. /Под редакцией В.Д. Симоненко. - Брянск, 1999. - 230 с.
  14. Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области "Технология". - М.: ИОСО РАО, 1999.
  15. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Технология” / Мин.обр. РФ: Учеб.изд.-М.: Вита-Пресс, 2004
  16. http://bibliofond.ru
  17. http://exsolver.narod.ru/Books/Management/Innov_man/c25.html
  18. http://festival.1september.ru/articles/211171/
  19. http://hm.narod.ru/Tecnology.htm
  20. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бекман,_Иоганн
  21. http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_России
  22. http://technology-1408.ucoz.ru/index/kabinet_uchitelja/0-6
  23. http://www.coolreferat.com/История_развития_технологий

Информация о работе История развития Технлогии и технологического образования