Детское питание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:15, реферат

Описание

Пища единственный источник жизненно важных веществ, необходимых для роста и формирования детского организма, его активной деятельности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В связи с этим очень важно изучать организацию питания детей в детских дошкольных учреждений, ибо здоровье воспитанников во многом обусловлено предлагаемыми рационами.

Содержание

Введение 4
1. Потребности детей в основных пищевых веществах и энергии 5
1.1. Белки 5
1.2. Углеводы 6
1.3. Жиры 7
1.4. Минеральные вещества 7
1.5 Вода 8
1.6. Витамины 9
2. Принципы рационального питания детей 11
2.1. Режим питания детей 11
2.2. Организация питания детей в ДОУ 12
3. Основные принципы составления меню 13
3.1. Котлеты капустно-соевые 14
4. Контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд 16
4.1. Требования к производственному оборудованию и
разделочному инвентарю пищеблоков 17
4.2. Требования к условиям хранения продуктов 18
4.3. Контроль качества продуктов 19
Заключение 23
Литература 24
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 354.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                 4

1. Потребности детей в основных пищевых веществах и энергии                     5

1.1. Белки                                                                                                             5

1.2. Углеводы                                                                                                     6

1.3. Жиры                                                                                                            7

1.4. Минеральные вещества                                                                              7

1.5 Вода                                                                                                               8

1.6. Витамины                                                                                                     9

2. Принципы рационального питания детей                                                         11

2.1. Режим питания детей                                                                                11

2.2. Организация питания детей в ДОУ                                                         12

3. Основные принципы составления меню                                                         13

3.1. Котлеты капустно-соевые                                                                    14

4. Контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд 16

4.1. Требования к производственному оборудованию и

             разделочному инвентарю пищеблоков                                                   17

4.2. Требования к условиям хранения продуктов                                         18

4.3. Контроль качества продуктов                                                                  19

Заключение                                                                                                               23

Литература                                                                                                                24

Приложение                                                                                                              25
Введение

Из всех многочисленных условий внешней среды, обеспечивающих жизнедеятельность организма, особое значение придается питанию. Объясняется это тем, что жизнедеятельность организма постоянно сочетается с большим расходом энергии, затрата которой  восстанавливается за счет веществ и микроэлементов, поступающих в организм вместе с пищей.
Чем моложе организм, тем интенсивнее протекают в нем обменные процессы, дифференцировка отдельных клеток и тканей, что сопряжено с большей потребностью в энергии. Организм человека даже в состоянии покоя расходует некоторое ее количество. Затрачиваемая энергия зависит от возраста ребенка, вида его деятельности, климатических условий, сезона года.

Известно, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет затрачивает в сутки примерно 1800 – 2000 ккал. Для того чтобы обеспечить правильное развитие ребенка в различные возрастные периоды, пища не только в количественном, но и в качественном отношении должна строго отвечать физиологическим потребностям и возможностям детского организма. Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, воды – в оптимальных соотношениях, обеспечивающих правильное разностороннее развитие детей.

Полноценное питание детей необходимое условие обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все периоды взросления.

Пища единственный источник жизненно важных веществ, необходимых для роста и формирования детского организма, его активной деятельности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В связи с этим очень важно изучать организацию питания детей в детских дошкольных учреждений, ибо здоровье воспитанников во многом обусловлено предлагаемыми рационами.


1. Потребности детей в основных пищевых веществах и энергии

Рацион детей должен быть разнообразным и сбалансированным по основным пищевым веществам. Суточные рационы не должны резко отличаться между собой и от физиологических норм по содержанию основных пищевых веществ.

Детскому организму нужны питательные вещества определенного качества и соответствовать его потребностям в процессе роста. Помимо этого у детей повышенный обмен веществ. Суточная норма должна покрывать расход энергии детьми на каждом этапе роста.

Соотношение белков, жиров и углеводов в пище ребёнка должно быть примерно следующим: 1:2:4, то есть если всю суточную калорийность принять за 100 процентов, то белки должны быть равны 14%, жиры - 30%, углеводы 56%, только в этом случае пища будет полезной для здоровья, роста, развития и работоспособности ребёнка.

1.1. Белки

Потребность в белках определяется затратами на компенсацию выделениями (моча, фекалии, кожные выделения) массы тела и образованием новых тканей остаток белка в пище или дефицит незаменимых в организме нежелательные сдвиги, проявляющиеся в задержке роста, особенно костей.

Белки, особенно в питании детей, не могут быть заменены никакими другими компонентами пищи. С их участием осуществляются все важнейшие функции организма: рост, обмен веществ, мышечная работа, мышление, воспроизводство потомства. Потребность в них удовлетворяется благодаря мясным, рыбным и яичным блюдам. Однако избыток белка в питании также опасен, так нарушениям выделительной функции почек, диспепсии.

Быстрый рост ребенка требует, сравнительно большого количества белка, являющегося основным строительным (пластическим) материалом, из которого формируются клетки и ткани живого организма. При недостатке белка в пище у ребенка теряется аппетит, появляется слабость, быстрая утомляемость, апатия, а, затем тяжелое заболевание (пищевая дистрофия), сопровождающееся отеками, изнуряющими поносами, психическими расстройствами. Из всех продуктов питания, получаемых человеком, лишь белки содержат азот, поэтому исследование белкового обмена ведется по балансу азота, содержащегося в принятой человеком пище и выделенного с каловыми массами, мочой.

Недостаток белка в пище вызывает иногда у ребенка значительные нарушения в строении и функциях отдельных его органов и систем.

Благодаря интенсивному росту и развитию у ребенка относительная потребность в белке выше, чем у взрослого.

В первые 3 года жизни дети на 1 кг веса должны получать около 4 г белка в сутки, в возрасте от 3 до 7 лет — 3,5 г, взрослые — 2—2,5 г.

1.2. Углеводы

Важную роль в организме играют углеводы - легкоусвояемый источник энергии: в составе ДНК и РНК они участвуют в передаче наследственной информации; как структурный элемент оболочки эритроцитов определяют группу крови; углеводные компоненты входят в состав ряда гормонов. Углеводы — органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они входят в состав продуктов растительного происхождения — овощей, фруктов, ягод, злаков — в виде сахаров, крахмала, клетчатки. Потребность в углеводах индивидуальна и зависит от возраста, характера деятельности человека и качества других пищевых веществ, потребляемых им. Грудным детям и детям до 3 лет в среднем на 1 кг веса полагается 15 — 16 г углеводов, от 3 до 7 лет — 13 — 14 г.

Недостаток углеводов в рационе может привести к использованию на энергетические потребности белков и возникновению скрытой белковой недостаточности. Избыток углеводов может привести к увеличению отложения жира, гиповитаминозу В1, задержке воды в организме и метеоризму.

 

1.3. Жиры

Жиры, как и белки, участвуют в строении клеток организма, являются источником энергии, а также носителями ряда витаминов.

Биологическая роль пищевых липидов многогранна. Являясь «компактным» источником энергии и поставщиком незаменимых для процессов жизнедеятельности веществ - полиненасыщенных, жирных кислот (ПНЖК) и жирорастворимых витаминов, они служат также пластическим материалом и оказывают белкосберегающее действие.

Жиры как составная часть пищи, обладают высокой калорийностью. Неблагоприятно влияет на организм избыток жиров: нарушается функция желез желудочно-кишечного тракта.

Сливочное масло (в котором содержатся также витамины А и D) хорошо усваивается детским организмом, так как температура плавления этого жира ниже температуры тела ребенка (24—26°).

Растительные жиры (подсолнечное, оливковое, кукурузное масло и др.), имея низкую температуру плавления, легко усваиваются организмом, не раздражают кишечник, однако они не держат нужных ребенку витаминов и лецитина, а поэтому могут употребляться лишь в небольших количествах, составляя 20 — 25% всего суточного рациона жиров. Детям первого года жизни требуется 6—7 г жира на 1кг веса, детям от года до 3 лет — 4 г, в возрасте от 3 до 7 лет — 3 — 3,5г.

1.4. Минеральные вещества

Минеральные вещества входят в состав органов и тканей и играют большую роль во всех физико-химических процессах, протекающих в организме. Часть минеральных веществ содержится в клетках, другая часть находится во взвешенном состоянии в виде ионов крови, лимфе и тканевой жидкости.

Основными элементами, необходимыми для жизнедеятельности организма человека, являются кальций, магний, калий, фосфор, хлор, сера. Они участвуют в строении клеток и тканей, обеспечивают функции сердца, мышечной и нервной систем, нейтрализуют кислоты, образующиеся в процессе обмена веществ. Потребность в кальции как главном строительном материале костной ткани у детей особенно велика, так как в их организме с ростом и развитием происходит интенсивное формирование костей. Кальций содержится в продуктах молочного происхождения, в овощах и фруктах.

Для строения костей, кроме кальция, необходим и фтор. Около 80% от всего количества фосфора, необходимого ребенку, входит в состав костной, около 10% в состав мышечной ткани. Достаточное количество фосфора в организме нормализует углеводный обмен и укрепляет нервную систему. Содержится фосфор в мясе, молоке, рыбе, зерновых (овсянка, пшено) и бобовых растениях.

Железо входит в состав гемоглобина — сложного белкового соединения, находящегося в красных кровяных тельцах — эритроцитах; оно содержится во фруктах, овощах, мясе, яичном желтке.

Кроме перечисленных минеральных веществ, ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и другие так называемые микроэлементы, содержащиеся в пище в минимальном количестве (менее 1 мг/%). Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма. Недостаток того или иного из них в организме нередко влечет за собой специфическое заболевание: эндемический зоб отсутствии йода, тяжелое малокровие при отсутствии кобальта или меди, разрушение зубов при недостатке фтора.

1.5. Вода

Вода вместе с растворенными в ней минеральными веществами составляет внутреннюю среду организма, являясь основной частью плазмы лимфы, тканевой жидкости. Все жизненные процессы, протекающие в организме человека, особенно ферментативные и тер регуляционные, возможны лишь при достаточном количестве воды.

 

1.6. Витамины

По сравнению со взрослыми людьми дети нуждаются в большем количестве витаминов в связи с интенсивным ростом и усиленным обменом веществ.

Существуют патологические формы различной обеспеченности организма витаминами:

Авитаминоз - Отсутствие или недостаток в пище одного из витаминов.

Гиповитаминоз - Состояние организма, характеризующее частичную, и проявляющуюся специфическим образом недостаточность витаминов.

Особое значение в детском питании имеют витамины, оказывающие влияние на процессы роста. К ним относятся главным образом Vit A и D.
Vit А влияет на интенсивность роста скелета и на функцию эндокринных желез, особенно гипофиза, состояние и функция, которого обеспечивает нормализацию процессов роста.

Вряд ли можно рассчитывать на полное удовлетворение потребности детского организма в Vit D за счет его экзогенного поступления в составе пищи. Пребывание детей летом и весной на открытом воздухе позволяет наиболее полно использовать эндогенный Vit D.
Зимой, когда отсутствует естественный источник UV-лучей, для предупреждения D-витаминной недостаточности могут успешно использоваться искусственные их источники для систематического облучения детей в детских учреждениях или специальных фотариях. В условиях UV-недостаточности потребность в Vit D возрастает до 1500 МЕ.
В детском питании важное значение имеет Vit E, который оказывает существенное влияние на рост и развитие организма. Способность его содействовать накоплению Vit A и D во внутренних органах ( печень, почки и др.) и тканях, а также стимулирование Vit E превращения в организме каротина в Vit A позволяет рассматривать его как фактор, косвенно влияющий на рост детского организма.

Аскорбиновая кислота способствует нормальному развитию соединительной ткани у детей. Лучшим источником витаминов являются натуральные продукты, особенно фрукты, овощи, ягоды и натуральные соки.

В обеспечении нормального роста и развития детей большое значение имеет йод. Он входит в состав альбумина и глобулинов, является компонентом гормона щитовидной железы - тироксина.
Процессы роста, связанные с интенсивным увеличением массы тела, обусловлены использованием значительного количества натрия. Прирост ребенка на 1 кг сопровождается ретенцией 3 г натрия. Суточная потребность в натрии у детей составляет около 25 мг/кг массы тела, что полностью обеспечивает потребности интенсивного роста.

В старшем детском возрасте поступление натрия происходит за счет поваренной соли, средняя суточная норма которой для детей школьного возраста составляет 8-10 г, считая и хлорид натрия пищевых продуктов. Источником натрия в детском питании служат продукты животного происхождения: молоко, мясо, рыба.

Для нормального развития растущего организма необходимо достаточное количество магния. Магний участвует в обмене веществ, оказывает влияние на активность ферментов. При недостаточном поступлении солей магния могут возникнуть тетания, трофические нарушения в коже; ухудшается и усвоение пищи. Источником магния для грудных детей является материнское молоко. Дети дошкольного и школьного возраста должны получать 11-19 мг магния на 1 кг массы тела. Удовлетворение потребности в магнии производится главным образом за счет мучных и крупяных изделий.

 

 

 

 

 

2. Принципы рационального питания детей.

Сегодня современное общество стало более внимательным при выборе и оценке детского питания. В результате несбалансированности рационов питания свыше 70% детей к окончанию школы страдают желудочно-кишечными заболеваниями, аллергией, анемией, ожирением и другими хроническими заболеваниями.

Одна из важных причин сложившейся ситуации - это неправильная организация системы питания детей в дошкольных, школьных учреждениях и даже дома, основанная на использовании продуктов общего назначения, не отвечающей требованиям к продуктам детского питания.

2.1. Режим питания детей

Должен быть определённый режим питания. При соблюдении этого режима вырабатываются условные пищевые рефлексы, повышается аппетит, выделяются пищеварительные соки, т. е.  обеспечивается нормальная работа пищеварительной системы, режим питания. Количество приёмов пищи и время еды меняется с возрастом. В промежутках между приемом пищи не следует давать детям булочки, сласти и прочее, привычка «кусочничать» самым пагубным образом сказывается на аппетите и работе пищеварительной системы.

Чёткое выполнение режима питания, приём пищи в определённое время обеспечивает более эффективное использование пищи, укрепляет нервную систему и повышает защитные силы организма ребёнка.

У здорового ребенка всегда хороший, устойчивый аппетит. Нельзя ребенка кормить насильно – это может вызвать у него отвращение к пище. Добавка дается детям с хорошим аппетитом при отсутствии противопоказаний в количестве не более 50 г супа.

Нормальному становлению аппетита способствует строгое соблюдение режима дня и режима кормления с определенной продолжительностью (завтрак, полдник и ужин – по 15 мин, обед – 30 мин).

 

2.2. Организация питания детей в ДОУ

Организация рационального питания детей предусматривает строгое выполнение режима. Для детей, начиная с 9-месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 ч. В ДОУ с 10-часовымпребыванием детей организуют 3-разовое питание с усилением полдников, с12-часовым - 4-разовое; с круглосуточным - 5-разовое с дополнительным ужином перед сном, с только ночным пребыванием - одноразовое (ужин).

В суточном рационе допускается отклонение калорийности на ± 5 %. В ДОУ с круглосуточным пребыванием за 1 ч до ночного сна рекомендуется выдавать детям стакан молока или кисломолочного продукта.

Для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ (3 - 4 ч) организуют одноразовое питание (второй завтрак, обед или полдник), в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня), при этом рацион питания должен обеспечивать не менее 15 -25 % суточной потребности в пищевых веществах и энергии.

В каждом учреждении следует иметь примерное 10-дневное или 2-недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. Примерное меню должно быть согласовано с учреждениями Госсанэпиднадзора.

Такие продукты, как хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи включают вменю ежедневно, а остальные продукты (творог, сыр, яйцо) 2 - 3 раза в неделю. В течение декады ребенок должен получить количество продуктов в полном объеме соответственно установленным нормам.

На основании примерного 10-дневного меню составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста.

 

 

3. Основные принципы составления меню

При составлении рациона питания необходимо предусмотреть и правильное распределение продуктов в течение недели и, особенно в течение суток. Недопустимо, когда в суточном меню две каши, да еще крупяной гарнир ко второму блюду. Желательно, чтобы дети в течении дня получали два овощных блюда и только одно крупяное. Также важно помнить, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков, поэтому рекомендуется блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца давать в первой половине дня - на завтрак и обед.

На ужин предпочтительна молочно-растительная, легкоусвояемая пища, так как ночью, во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.

Разрабатывая меню, следует учитывать, что некоторые продукты должны входить в рацион ребенка ежедневно, а некоторые продукты он может получать через день или 2-3 раза в неделю. Так в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, сливочного и растительного масел, сахара, хлеба, мяса. В то же время рыбу, яйца, творог, сметана можно давать детям не каждый день, но в течение декады (10 дней) количество этих продуктов должно быть представлено в полном объеме возрастной потребности. Допустимая повторяемость блюд не более 3 раз в 10 дней.

Объем пищи и выход блюд должен строго соответствовать возрасту ребенка. Большой объем способствует снижению аппетита, служит причиной нарушения нормальной функции пищеварительных органов. Маленькие же объемы не вызывают чувства насыщения.

Выбор первых блюд для детей 3-7 лет ничем не ограничен. Им показаны: бульоны, супы на этих бульонах, заправленные овощами, крупами, клецками, галушками, вегетарианские супы, супы молочные, фруктовые.

В качестве вторых блюд дают котлеты, биточки, тефтели, тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей.

В состав обеда обязательно должен включаться салат, преимущественно из сырых овощей, желательно с добавлением зелени.

В качестве третьего блюда лучше всего давать детям свежие фрукты или соки, а при их отсутствии компоты из свежих или сушеных фруктов, а также консервированные фруктовые или овощные соки, фруктовые пюре для детского питания.

На завтрак и ужин детям можно давать различные молочные каши, каши с овощами и фруктами.

Полдник в ДОУ обычно состоит из двух блюд - молочного напитка (кефира, ряженки, молока) и выпечки или кондитерских изделий (печенье, сухариков, вафель). Очень хорошо давать детям еще и третье блюдо - свежие фрукты, сок или пюре.

При организации щадящего питания в рецептуру блюд вносят некоторые изменения: исключается из меню костные бульоны, уксус заменяется лимонной кислотой, маргарин - сливочным маслом. Предусматривается специальная технологическая обработка продуктов: мясо и рыба отвариваются или готовятся в рубленном виде на пару, крупы и овощи развариваются до мягкости. Допускается легкое запекание блюд, исключается жаренное.

3.1. Котлеты капустно-соевые

Технологический процесс

Капусту нарезают соломкой и припускают в течение 10-15 мин в молоке с жиром до полуготовности. После этого всыпают манную крупу, тщательно перемешивают и варят в течение 10-15 мин.

Соевый фарш помещают в кастрюлю, заливают кипящей водой в соотношении 1:3,5, закрывают крышкой и оставляют на 30 мин для запаривания.

Полученную капустную массу охлаждают до 50-40С0, добавляют в нее сырые яйца, соль, запаренный соевый фарш, формуют котлеты по 2 шт на порцию, панируют в сухарях и обжаривают с обеих сторон при температуре 150С0.

Можно отпускать с соусом молочным или сметанным, сметаной или сливочным маслом.

 

Требования к оформлению, подаче, реализации и хранению

Блюдо «Котлеты капустно-соевые» подают на столовой тарелке, сбоку подливают соус или сметану. Допускается оформление блюда рубленой зеленью петрушки или укропа в количестве 4 г на порцию. Температура подачи блюда не ниже 65С0. Блюдо находящееся на мармите, может быть реализовано не позднее чем через 3 часа после его изготовления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд

Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать санитарным правилам и нормам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также типовой инструкции по охране труда при работе в пищеблоках.

Для приготовления пищи используют электрооборудование и электрические плиты. В газифицированных районах допускается установка газовых плит. Помещение кухни оборудуют вытяжной вентиляцией.

Инструкция по применению моющих и дезинфицирующих средств обязательно доводится до сведения всех сотрудников, использующих данное средство (с учетом конкретного режима проводимой обработки).

Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Растворы хранят в емкостях из темного стекла с хорошо пригнанной пробкой, избегая воздействия на них света и влаги, не более 5 дней.

Для мытья кухонной посуды используют металлические ванны с подводкой к ним горячей и холодной воды с установкой смесителей. Температура горячей воды в точке разбора - не менее 65 град.

Для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячую воду из системы водяного отопления не используют.

Разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь: лопатки, мешалки и др. после мытья в первой ванне с горячей водой (50 град. С) с добавлением моющих средств ополаскивают горячей водой с температурой не ниже 65С0 во второй ванне, обдают кипятком, а затем просушивают на решетчатых металлических стеллажах.

Столовая и чайная посуда может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки). Столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия.

При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводится обеззараживание (дезинфекция) посуды в установленном порядке. Для обеззараживания посуды рекомендуется использование сухожарового шкафа, который устанавливают в каждой групповой ячейке. При его отсутствии для обеззараживания посуды в каждой группе следует иметь емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе.

Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 минут в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.

Пищевые отходы на пищеблоке и в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают с помощью шлангов над канализационными трапами, промывают 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивают горячей водой и просушивают.

4.1. Требования к производственному оборудованию и разделочному инвентарю пищеблоков

1. Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллические из нержавеющей стали или дюралюминия. Столы для обработки сырого мяса и рыбы покрывают оцинкованным железом (с закругленными углами).

2. Для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски из деревьев твердых пород без щелей и зазоров, гладко выструганные. Разделочные доски из пластмассы и прессованной фанеры к использованию не допускаются.

3. Доски и ножи должны быть промаркированы: «СМ» - сырое мясо, «СК» - сырые куры, «СР» - сырая рыба, «СО» -сырые овощи, «ВМ» - вареное мясо, «ВР» - вареная рыба, «ВО» - вареные овощи,«гастрономия», «Сельдь», «X» - хлеб, «Зелень».

4. Для приготовления и хранения готовой пищи следует использовать посуду из нержавеющей стали. Алюминиевую и дюралюминиевую посуду используют только для приготовления и кратковременного хранения пищи. Компоты готовят в посуде из нержавеющей стали. Для кипячения молока выделяют отдельную посуду.

5. Количество комплектов столовой и чайной посуды должно полностью обеспечивать одномоментную посадку детей без дополнительной обработки посуды и приборов в течение приема пищи.

4.2. Требования к условиям хранения продуктов

1. Мороженое мясо хранят на стеллажах и подтоварниках. Субпродукты хранят в таре поставщика на стеллажах или подтоварниках.

2. Птицу мороженую или охлажденную хранят в таре поставщика на стеллажах или подтоварниках.

3. Рыбу мороженную (филе рыбное) хранят на стеллажах или подтоварниках в таре поставщика.

4. Молоко фляжное или бутылочное следует хранить в той же таре, в которой оно поступило.

5. Масло сливочное хранят на полках в заводской таре или брусками, завернутыми в пергамент, в лотках. Крупные сыры - на чистых стеллажах (при укладывании сыров один на другой между ними должны быть прокладки из картона или фанеры), мелкие сыры хранят на полках в потребительской таре. Сметану, творог хранят в таре с крышкой. Не допускается оставлять ложки, лопатки в таре со сметаной, творогом. Яйцо в коробах хранят на подтоварниках в сухих прохладных помещениях.

6. Крупу, муку, макаронные изделия хранят в сухом помещении в мешках, картонных коробках на подтоварниках, либо стеллажах на расстоянии от пола не менее 15 см, расстояние между стеной и продуктами должно быть не менее 20 см.

7. Ржаной и пшеничный хлеб хранят раздельно на стеллажах и в шкафах; при расстоянии нижней полки от пола не менее 35 см. Дверки в шкафах должны иметь отверстия для вентиляции. При уборке мест хранения хлеба крошки сметают специальными щетками, полки протирают тканью, смоченной 1 % - ным раствором столового уксуса.

8. Картофель и корнеплоды хранят в сухом, темном помещении; капусту - на отдельных стеллажах, в ларях; квашеные, соленые овощи - в бочках, при температуре не выше 10 °С. Плоды и зелень хранят в ящиках в прохладном месте при температуре не выше 12 °С.

9. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь), следует хранить отдельно от других продуктов, воспринимающих запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, сахар, соль).

В помещениях пищеблока проводят санитарно-профилактические мероприятия по борьбе с мухами, тараканами и грызунами, а при их появлении - истребительные, с использованием разрешенных химических препаратов, в порядке, установленном Минздравом России.

4.3. Контроль качества продуктов.

Старшая медицинская сестра (фельдшер) яслей, яслей-сада осуществляет постоянный контроль за правильной постановкой питания детей. В ее обязанности входит осуществление контроля за качеством доставляемых продуктов питания, их правильным хранением, соблюдением сроков реализации, а также за соблюдением натуральных норм продуктов при составлении меню-раскладок, качеством приготовления пищи, соответствием ее физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах. Старшая сестра также контролирует санитарное состояние пищеблока, соблюдение личной гигиены его работниками, доведение пищи до детей, постановку питания детей в группах.

При отсутствии каких-либо продуктов можно проводить их замену на равноценные по химическому составу, пользуясь таблицей замены продуктов по основным пищевым веществам.

Большого внимания требует качество приготовления пищи, строгий контроль за соблюдением правил кулинарной обработки продуктов, проведение мероприятий по профилактике пищевых отравлений.

Следует неуклонно следить за соблюдением работниками пищеблока правил обработки сырых и вареных продуктов (на разных столах, с использованием специальных маркированных разделочных досок, ножей, мясорубок); выполнением всех технологических требований приготовления пищи (обработка овощей без длительного вымачивания, выдерживание необходимого срока термической обработки, своевременность приготовления блюд и др.).

Особое внимание необходимо обращать на недопустимость использования продуктов и блюд, не разрешаемых санитарной службой для питания детей в организованных коллективах. Запрещается изготовление простокваши-самокваса (прокисшее молоко может быть использовано только для приготовления теста), творога и других кисломолочных продуктов, а также блинчиков с мясом, макарон по-флотски, зельцев, кремов, напитков, морсов, форшмаков, изделий во фритюре, студней, паштетов. Категорически запрещается употребление грибов в пищу, использование фляжного и бочкового молока без кипячения, творога и сметаны без термической обработки, яиц и мяса водоплавающей птицы, мяса, не прошедшего ветеринарный контроль, консервированных продуктов домашнего приготовления.

Контроль за качеством приготовления пищи предусматривает также присутствие медицинских работников при закладке основных продуктов в котел и проверку выхода блюд.

Для удобства контроля за выходом блюд на пищеблоке должны иметься таблицы отходов пищевых продуктов при их холодной кулинарной обработке, выхода каш различной консистенции, выхода мясных, рыбных, творожных, овощных блюд при их различной кулинарной обработке.

Контроль за доброкачественностью пищи заканчивается проведением бракеража готовой продукции, который проводится, в основном, органолептическим методом. В Санитарных правилах определено, что выдачу готовой пищи детям следует проводить только после снятия пробы и записи медработником в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд и разрешения их к выдаче. При этом в журнале необходимо отмечать результат пробы каждого блюда, а не рациона в целом, обращая внимание на такие показатели, как внешний вид, цвет, запах, вкус, консистенция, жесткость, сочность и др. Лица, проводящие органолептическую оценку пищи, должны быть ознакомлены с методикой проведения данного анализа.

Ежедневно должна оставляться суточная проба готовых блюд. Отбор и хранение суточных проб находятся под постоянным контролем медицинских работников. Пробу следует отбирать в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры отбираются в отдельную посуду) и хранить в специально отведенном в холодильнике месте при температуре 6-8°.

К работе на пищеблоке детского дошкольного учреждения допускаются только здоровые, прошедшие медицинское обследование специалисты. Необходимо также следить за своевременной сменой санодежды (по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 2 дня), обязательной смены куртки или фартука при переходе одного работника от процессов обработки сырых продуктов к работе с готовой продукцией.

Определенного внимания врача требует организация питания детей в период летней оздоровительной кампании, когда на питание детей выделяются дополнительные ассигнования. При этом важно контролировать, чтобы они расходовались целесообразно. Летом, когда калорийность питания должна быть несколько повышена, учитывая большие затраты энергии детьми в связи с длительным пребыванием на свежем воздухе, большей подвижностью, активным проведением закаливающих мероприятий, а аппетит детей в жаркие дни снижается, в рацион питания детей следует включать больше кисломолочных продуктов, свежих фруктов, ягод, соков, свежую зелень, в том числе и дикорастущую - крапиву, щавель, ревень; в качестве питья использовать овощные и фруктовые отвары, настой шиповника. Следует также рекомендовать изменить режим питания: перенести обед на более поздние часы, а в жаркое полуденное время дать второй завтрак в виде кисломолочных продуктов, фруктов, соков.

Следует проверить правильность ведения журнала по контролю за доброкачественностью скоропортящихся продуктов, поступающих на пищеблок (журнал бракеража продуктов). В нем должны быть ежедневные отметки медицинской сестры или врача о качестве получаемых продуктов, условиях их хранения, сроках реализации. Желательно выборочно проверить сроки хранения и своевременного использования скоропортящихся продуктов, которые должны соответствовать срокам, рекомендуемым Санитарными правилами устройства и содержания детских дошкольных учреждений. Обратить внимание на соблюдение необходимых условий хранения этих продуктов, наличие холодильной камеры, холодильников, соблюдение в них необходимой температуры (4-8°), исправность термометров, обеспечение изолированного хранения таких продуктов как мясо, рыба, молочные продукты, наличие соответствующей тары.

При посещении пищеблока необходимо обратить внимание на соблюдение санитарного режима (наличие маркированного уборочного инвентаря, достаточного количества маркированных разделочных досок, хранение их в специальных металлических кассетах или непосредственно на рабочих местах; соблюдение правил обработки посуды, наличие соответствующих моющих средств, дезрастворов, их хранение). Проверяется правильность ведения журнала здоровья, наличие там ежедневных записей медицинской сестры, проводящей осмотр работников пищеблока.

 

Заключение

Для правильной организации питания детей дошкольного возраста очень большое значение имеет вся обстановка, в которой происходит прием пищи. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобными столиками и стульями. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не слишком холодными. Малышей нужно приучать к чистоте и опрятности за столом. Воспитатели должны быть спокойными.

В организации питания детей, посещающих ДОУ, очень большое значение имеет обеспечение четкой преемственности между ДОУ и семьей ребенка. Важно, чтобы питание дома дополняло питание в ДОУ. С этой целью для родителей следует вывешивать в группах рекомендации по питанию детей в вечернее время, в выходные дни и праздники. При этом даются конкретные рекомендации по составу домашних ужинов с учетом того, какие продукты получили дети в течение дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Сергеев А.Г. «Сертификация», М, 2000 г

2. Основы рационального питания детей / под ред. К.С. Ладо, Киев, 1987

3. Справочник по детской диететике / под ред. И.М. Воронцова и А.В. Мазурина, Л., 1980.

4. Журнал «Питание и общество» / под ред. В.Л. Варфоломеева и                             В.И. Малышкова, 6/2011

5. Справочник по товароведению продовольственных товаров /под ред. Родиной Т.Г. – М.: Колос С, 2003. – 608 с.

6. Технология переработки продуктов растениеводства / под ред. Н. М. Личко. – М.: Колос С, 2008, – 616 с.

7. Николаева М. А./ Товароведение плодов и овощей: Учебник для вузов. – М.: Экономика, 1990 – 228 с.

8. М.М. Безруких «Здоровье и ребенок» М.: ЮНИТИ 2007г.

9. В. Д. Сонькин  «Характеристика питания российских детей» Спб., 2006г.

10. И.Я. Конь  «Анализ опыта организации детского питания в Москве» М.: 2007г.

11. А. С. Эйберман. «Полноценное питание - важнейшее условие хорошего здоровья» М.:2007г.

12. А. Г. Макеева. «Пять принципов рационального питания детей»  Спб., 2005г.

13.  М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А. Г. Макеева. «Образовательная программа «Разговор о правильном питании»». М: 2007г.

14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03

 

 

 

 

 

Котлеты капустно-соевые

 

Продукт

Требования к качеству сырья

Нормативный документ или фирма-изготовитель

Сертификат соответствия и удостоверение качества

Капуста белокочанная

Молоко

Маргарин

Крупа манная

Яйца

Соевый фарш

Соль

Сухари панировочные

ГОСТ 27583-88

ГОСТ 21-78

ГОСТ 26574-85

РСТ РФ 372-96

ГОСТ 21122-75

ООО «Фирма Гислав»

ГОСТ 574-85

ГОСТ 560-16-64

 

 

Нормы закладки продуктов (сырья)

 

Продукт

Масса 1 порции, г

брутто

нетто

 

Капуста белокочанная свежая

Фарш из бобов сои

Молоко

Маргарин

Крупа манная

Яйца

Сухари панировочные

Полуфабрикат

Масло растительное

Жареные котлеты

 

 

 

170

8,5

25

4

9

0,43 шт

13

-

17

-

 

136

29,7*(запаренный соевый фарш)

25

4

9

7

13

173

17

150

Органолептические показатели

 

Внешний вид:  форма овально-приплюснутая с одним заостренным концом,           панировка лежит ровным слоем

Цвет:                   корочка золотистая, в разрезе кремовая или бледно-зеленая

Консистенция:  однородная, пышная, мягкая

Запах:                 капустно-соевый

Вкус:                  свежей капусты

 

 

Пищевая и энергетическая ценность (1 порции)

 

Белки, г                                                 10,4

Жиры, г                                                 19,6

Углеводы, г                                          17,3

Энергетическая ценность, ккал          286

 

Таблица 1

Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)*

Возраст детей

Энергетическая ценность, ккал

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

всего

в т.ч. животные

всего

всего

0 - 3 мес.

115

2,2

2,2

6,5 (0,7)

13

4 - 6 мес.

115

2,6

2,5

6,0 (0,7)

13

7 - 12 мес.

110

2,9

2,3

5,5 (0,7)

13

до 3 лет

1540

53

37

53

212

3 - 7 лет

1970

68

44

68

272

*Потребности детей первого года жизни в энергии, белке, жирах, углеводах даны в расчете г/кг массы тела.

В скобках указана потребность в линолевой кислоте (г/кг массы тела).

Величины потребностей в белке даны для вскармливания детей материнским молоком или заменителем женского молока с биологической ценностью (БЦ) белкового компонента более 80 %; при вскармливании молочными продуктами с БЦ менее 80 % указанные величины необходимо увеличить на 20 - 25 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Примерная потребность детей в воде.

Возраст детей

Количество воды в сутки на 1 кг веса ребенка (мл)

До 1 года

150 - 200

 

От 1 года до 2 лет

95

 

От 2 до 4 лет

60

 

От 5 до 6 лет

58

 

От 7 до 10 лет

54

 

 

Таблица 3

Распределение общей калорийности суточного рациона питания детей в зависимости от времени их пребывания в ДОУ

Для детей с круглосуточным пребыванием в ДОУ

Для детей с дневным пребыванием в ДОУ - 10 ч

Для детей с дневным пребыванием в ДОУ - 12,5 ч

Для детей с ночным пребыванием в ДОУ

завтрак - 25 %

завтрак - 25 %

завтрак - 25 %

ужин - 25 %

обед - 35 %

обед - 35 %

обед - 35 %

полдник - 15 %

полдник - 15 %

полдник - 20 - 25 %

ужин - 25 %

 

 

Таблица 4

Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях (граммов вдень на одного ребенка)

Продукты

Для детей в возрасте

В санаторных ДОУ

до 3 лет

от 3 до 7 лет

в учреждениях с пребыванием (ч)

в возрасте

9 - 10,5

12 - 24

9 - 10,5

12

24

до 3 лет

от 3 до 7 л

Хлеб пшеничный

55

60

80

110

110

70

110

Хлеб ржаной

25

30

40

60

60

30

60

Мука пшеничная

16

16

20

25

25

16

25

Мука картофельная

3

3

3

3

3

3

3

Крупа, бобовые, макаронные изделия

20

30

30

45

45

35

45

Картофель

120

150

190

220

220

150

250

Овощи разные

180

200

200

250

250

300

300

Фрукты свежие

90

130

60

60

150

250

300

Фрукты сухие

10

10

10

10

15

15

15

Кондитерские изделия

4

7

10

10

10

10

15

Сахар

35

50

45

55

55

50

60

Масло сливочное

12

17

20

23

25

30

35

Масло растительное

5

6

7

9

9

6

10

Яйцо (штук)

0,25

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

Молоко

500

600

420

500

500

700

700

Творог

40

50

40

40

50

50

75

Мясо

60

85

100

100

100

120

160

Рыба

20

25

45

50

50

25

70

Сметана

5

5

5

10

15

20

25

Сыр

3

3

5

5

5

10

10

Чай

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Кофе злаковый

1

1

2

2

2

1

2

Соль

2

2

0

5

8

5

8

Дрожжи

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростковоорганизованных коллективов

Мясо и мясопродукты:

     говядина I категории,

     телятина,

     мясо птицы (курица, индейка),

     мясо кролика,

     сосиски и сардельки (говяжьи), не чаще, чем 1 - 2 раза в неделю);

     колбасы вареные (докторская, отдельная и др.), не чаще 1 - 2 раз в неделю, после тепловой обработки;

     субпродукты(печень говяжья, язык).

Рыба и рыбопродукты - треска, хек, минтай, ледяная рыба, судак, сельдь (соленая).

Яйца куриные - в виде омлетов или в вареном виде.

Молоко и молочные продукты:

     молоко(2,5, 3,2, 3,5 %-ной жирности), пастеризованное, стерилизованное, сухое;

     сгущенное молоко (цельное и с сахаром), сгущенно-вареное молоко;

     творог(9 и 18 %-ной жирности; 0,5 %-ной жирности - при отсутствии творога более высокой жирности) - после термической обработки;

     сыр не острых сортов (твердый, мягкий, плавленый, колбасный без специй);

     сметана(10, 15, 30 %-ной жирности) - после термической обработки;

     кефир;

     йогурты(предпочтительнее: не подвергшиеся термической обработке - «живые», молочные и сливочные);

     ряженка, варенец, бифидок и др. кисломолочные продукты промышленного выпуска;

     сливки(10, 20 и 30 %-ной жирности).

Пищевые жиры:

     сливочное масло (в т.ч. крестьянское);

     растительное масло (подсолнечное, кукурузное, соевое - только рафинированное; рапсовое, оливковое) - в салаты, винегреты, сельдь, вторые блюда; ограничено для обжаривания в смеси с маргарином;

Кондитерские изделия:

     конфеты(предпочтительнее зефир, пастила, мармелад), карамель, шоколадные - не чаще одного раза в неделю;

     галеты, печенья, крекеры, вафли, кексы (предпочтительнее с минимальным количеством пищевых ароматизаторов);

     пирожные, торты (песочные и бисквитные, без крема);

     джемы, варенье, повидло, мед - промышленного выпуска.

Овощи:

     картофель, капуста белокочанная, капуста цветная, морковь, свекла, огурцы, томаты, кабачки, патиссоны, лук, чеснок (для детей дошкольного возраста с учетом индивидуальной переносимости), петрушка, укроп, сельдерей, томатная паста, томат-пюре.

Фрукты:

     яблоки, груши, бананы, ягоды (за исключением клубники);

     цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны) с учетом индивидуальной переносимости;

     сухофрукты.

Бобовые: горох, фасоль, соя.

Соки и напитки:

     натуральные отечественные и импортные соки и нектары промышленного выпуска (осветленные и с мякотью), предпочтительно в мелкоштучной упаковке;

     напитки промышленного выпуска на основе натуральных фруктов;

     витаминизированные напитки промышленного выпуска без консервантов и искусственных пищевых добавок;

     кофе(суррогатный), какао, чай.

Консервы:

     говядина тушеная (в виде исключения при отсутствии мяса) для приготовления первых блюд);

     лосось, сайра (для приготовления супов);

     компоты, фрукты дольками, баклажанная и кабачковая икра;

     зеленый горошек;

     томаты и огурцы стерилизованные.

Хлеб, крупы, макаронные изделия – все виды без ограничения.

Дополнительно при наличии финансовых возможностей в питании детей могут использоваться:

     икра осетровая и лососевая зернистая (не чаще 1 раза в 2 недели);

     рыба соленая красная (предпочтительнее горбуша, кета) - не чаще 1 раза в 2 недели;

     тропические фрукты (манго, киви, гуава и др.) - с учетом индивидуальной переносимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

Рекомендуемые объемы порций для детей

Наименование блюд

Вес (г)

Возраст детей

1 г. - 1 г. 6 м.

1 г. 7 м. - 3 г.

3 г. 1 м. - 5 л.

5 л. 1 м. - 7 л.

Завтрак

 

 

 

 

Каша, овощное блюдо

130

150

180

200

Яичное, творожное, мясное, рыбное блюдо

50

60

70

80

Салат овощной

20

30

40

50

Кофе, чай, молоко

100

150

180

200

Обед

 

 

 

 

Салат, закуска

30

40

50

60

Первое блюдо

100

150

180

200

Блюдо из мяса, рыбы, птицы

50

60

70

80

Гарнир

100

120

130

150

Третье блюдо (напиток)

100

150

180

200

Полдник

 

 

 

 

Кефир, молоко

150

150

200

200

Булочка, выпечка (печенье, вафли)

40

60

70

90

Блюдо из творога, круп, овощей

50

60

70

100

Свежие фрукты

100

100

150

200

Ужин

 

 

 

 

Овощное, творожное блюдо, каша

150

180

200

250

Молоко, кефир

150

150

200

200

Свежие фрукты

50

70

100

120

Хлеб на весь день:

 

 

 

 

пшеничный

40

70

110

110

ржаной

10

30

60

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов

Наименование продукта

Сроки хранения и реализации при температуре 2 - 6° не более, ч

Мясные крупнокусковые полуфабрикаты

48

Печень замороженная

48

Печень охлажденная

24

Мясо птицы, кролика охлажденное

48

Мясо птицы, кролика замороженное

72

Колбасы вареные:

 

высшего сорта

72

первого сорта

48

Сосиски, сардельки мясные высшего, первого и второго сорта

48

Молоко пастеризованное, сливки, ацидофилин

36

Кефир

36

Простокваша

24

Творог жирный, обезжиренный, диетический

36

Сметана

72

Сырково-творожные изделия

36 при температуре 0 - 2°

Сыры сливочные в коробочках:

 

из полистирола и других полимерных материалов - сладкий и фруктовый,

48

острый, советский

72

Рыба всех наименований охлажденная

24 при температуре 0 - 2°

Рыба и рыбные товары всех наименований мороженые

48 при температуре 0 - 2°

Овощи отварные неочищенные

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8

Таблица замены некоторых продуктов

Продукт

Масса, г

Продукт-заменитель

Масса, г

Мясо говядины

100

Мясо кролика

96

Печень говяжья

116

Печень свиная

107

Куры I категории

110

Куры II категории

97

Рыба (треска)

125

Творог

120

Молоко цельное

100

Молоко сухое цельное в герметической упаковке

11

Молоко сухое обезжиренное

7,5

Молоко сгущенное с сахаром

40

Творог 9 %-ный

17

Мясо (говядина I кат.)

14

Мясо (говядина II кат.)

17

Рыба (треска)

17,5

Сыр Российский

12,5

Яйцо куриное

22

Творог 9 %-ный

100

Мясо говядина

83

Рыба (треска)

105

Яйцо куриное (1 шт.)

41

Творог

31

Мясо (говядина)

26

Рыба (треска)

30

Молоко цельное

186

Сыр Российский

20

Яичный порошок

11,5

Рыба (треска)

100

Мясо (говядина)

87

Творог

105

Картофель

100

Капуста белокочанная

111

Капуста цветная

80

Морковь

154

Свекла

118

Бобы (фасоль)

33

Горошек зеленый

409

Горошек зеленый консервированный

64

Кабачки

300

Яблоки свежие

100

Яблоки консервированные

200

Сок яблочный

90

Сок виноградный

133

Сок сливовый

133

Сухофрукты:

 

яблоки

12

чернослив

17

курага

8

изюм

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меню

Выход (ясли) г.

Выход (сад) г.

Понедельник (1 день)

I Завтрак:
Плов фруктовый
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом


150
150
30/5 


200
200
50/10

 

II Завтрак:
Апельсин


150


150

 

Обед:
Борщ из свежей капусты на м/к бульоне
Лапшевник с мясом, с соусом
Компот из сухофруктов с вит. С
Хлеб ржаной



150 
150/30
150
30



200 
200/50
200
60

 

Полдник:
Молоко
Булочка домашняя


150
60


200
90

 

Ужин:
Салат морковный
Вареники с творогом
Молоко (ясли)
Чай с молоком (сад)
Хлеб пшеничный


40
120/4
150

30


50
150/5

200
60

Вторник 
(2 день)

I Завтрак:
Молочная манная каша
Какао с молоком
Хлеб с маслом с сыром


150/4
150
30/5/9


200/5
200
50/10/13

 

II Завтрак
Cок


150


150

 

Обед:
Салат из лука
Суп крестьянский вегетарианский
Жаркое по-домашнему
Компот из сухофруктов (вит. С)
Хлеб ржаной


20

150
150
150
30


25

200
200
200
60

 

Полдник:
Молоко
Печенье


150
20


200
25

 

Ужин:
Котлета рыбная
Капуста тушеная
Чай с лимоном
Хлеб пшеничный


30
120
150/5
30


50
150
200/7
60

Среда (3 день)

I Завтрак:
Суп молочный вермишелевый
Кофейный напиток с молоком
Хлеб
Масло


150
150
30
5


200
200
50
10

 

II Завтрак
Яблоко


150


150

 

Обед:
Салат морковный
Рассольник на м/к бульоне
Голубцы ленивые
Компот из сухофруктов
Хлеб ржаной


40
150
150
150
30


50
200
200
200
60

 

Полдник:
Кефир с сахаром
Булка сдобная


150/7
60


200/10
90

 

Ужин:
Творожная запеканка с повидлом
Чай с молоком
Хлеб пшеничный


150/20
150
30


200/30
200
60

Четверг
(4 день)

I Завтрак:
Молочная каша «Геркулес»
Какао с молоком
Хлеб с маслом


150/4
150
30/5


200/5
200
50/10

 

II Завтрак
Сок


150


150

 

Обед:
Суп овощной на м/к бульоне
Гуляш мясной с тушеными овощами
Напиток «Золотой шар»
Хлеб ржаной


150

40/120
150
30


200

50/150
200
60

 

Полдник:
Молоко
Вафли


150
20


200
20

 

Ужин:
Суфле рыбное
Картофель отварной с маслом
Чай с молоком
Хлеб пшеничный


40
120/4
150
30


60
150/5
200
60

Пятница
(5 день)

I Завтрак:
Каша гречневая на молоке
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром


150/3
150
30/5/9


200/5
200
50/5/13

 

II Завтрак
Груша


150


150

 

Обед:
Салат из свеклы с изюмом
Суп лапша домашняя на м/к бульоне
Оладьи печеночные со сметанным соусом
Картофельное пюре
Компот из сухофруктов
Хлеб ржаной


40

150

60/20
120
150
30


60

200

80/30
150
200
60

 

Полдник:
Молоко
Булка домашняя


150
60


200
90

 

Ужин:
Овощное рагу
Чай с молоком
Хлеб пшеничный


200
150
30


200
200
60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

Информация о работе Детское питание