Базовые социальные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:41, лекция

Описание

Процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии (13.С.286).

Содержание

1. Социальная диагностика

1.1 Понятие социальной диагностики.

1.2 Этапы социальной диагностики

1.3 Методы социальной диагностики

1.4. Диагностическая школа в СР

Работа состоит из  1 файл

Базовые технологии СР.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, принцип превентивности, предотвращение возникновения

проблемы, решение «ещё не возникших проблем».

В-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предпола-

гающий  обучение его необходимым умениям  и навыкам для самостоятельного

решения собственных  проблем.

В-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для субъекта.

В-пятых, принцип гуманизма, доверия и доверительности, являющийся универсальным принципом профессиональной деятельности социального работника. 

  1. Социальная  реабилитация
 

3.1.Цели социальной реабилитации

3.2.Виды и формы

3.3.Принципы 

Социальная  реабилитация – это  комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне ор-ганизованный процесс (8.С.327).

Факторы, которые  обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

1.Объективные,  т.е. социально  или природно- обусловленные:

- возрастные  изменения;

- природные,  техногенные или экологические  катастрофы;

- тяжёлые заболевания  или травмы;

- социальные  катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт,

рост национальной напряжённости и т.п.).

2.Субъективные  или личностно обусловленные:

- изменение целей,  интересов и ценностных ориентаций  субъекта и его собственные действия

- девиантные формы поведения и др.

Цели социальной реабилитации:

Во-первых, восстановление социального статуса, социальной

позиции субъекта.

Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости

В-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Основные виды социальной реабилитации.

1.Социально-медицинская

2.Социально-психологическая

3.Социально-педагогическая

4.Профессиональная и трудовая

5.Социально-средовая

Принципы  СР:

1.Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.

2.Дифференцированность, системность и комплексность, направленные

на осуществление  социально-реабилитационных мероприятий  как единой, целостной системы поддержки и помощи.

3.Последовательность и непрерывность в проведении социальнореабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

4.Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.

5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждаю-

щихся, независимо от их материального и имущественного положения

(23.С.328). 

  1. Социальная  адаптация
    1. Стадии социальной адаптации
    2. Механизмы социальной адаптации
    3. Формы и виды адаптационного поведения

«социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников

(9.С.47)

Стадии:

1.Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой (4.С.124).

2.Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё (4.С.125).

3.Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации (4.С.126).

Основные механизмы  социальной адаптации

Добровольная  адаптация 

Вынужденная адаптация

1.Психические  механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на неё различных факторов социальной среды и приспособление психического склада индивида под требования среды.

2.Социально-психологические  механизмы, предназначенные для приспособления индивида к среде через её освоение различными способами (11.С.49).

3.Социальные  механизмы представляют собой наиболее значительные элементы такой группы феноменов.

Формы адаптационного поведения.

- конформизм  или подчинение субъекта среде, когда он полностью выполняет новые требования, предъявляемые к нему;

- инновация  или обновление субъектом среды, когда освоение среды осуществляется субъектом через определённые изменения её отдельных сторон, свойств и характеристик;

- внешняя благопристойность  или ритуализм, при которой адаптация субъекта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъяемым к нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и несовпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окружения;

- «уход» субъекта  от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форма поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собственных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптационного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды;

- преобразование  субъектом среды или мятеж,  бунт, когда субъект стремится полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями о ней

Виды социальной адаптации.

1.Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций.

2.Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации.

3.Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности.  
 
 

  1. Социальное  консультирование
    1. Сущность социального консультирования
    2. Виды социального консультирования
    3. Принципы организации социального консультирования
    4. Этапы социального консультирования
 

1. Функциональное, консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.

2.Профессиональный, консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

По объекту  воздействия выделяют индивидуальное консультирование,

предполагающее работу с отдельным человеком,

 групповое консультирование, когда объектом воздействия специалиста является собой какая-либо группа или коллектив.

Виды консультирования:

медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое социально-правовое, управленческое и другие.

1.Принципы  организации социального консультирования.

1.1.Принцип анализа подтекста

1.2.Принцип отказа от конкретных рекомендаций

1.3.Принцип системности

1.4.Принцип уважения личности клиента

2.Принципы осуществления социального консультирования

2.1.Принцип компетентности и профессионализма

2.2.Принцип доверительности и сотрудничества

2.3.Принцип конфиденциальности

2.4.Принцип результативности

Этапов социального консультирования:

1.Анализ проблемы

2.Постановка проблемы

3.Формулировка целей, при котором человек, при поддержке и помощи консультанта, получает возможность поставить перед собой новые цели в соответствии с новой системой ценностей, выработанных на предыдущем этапе.

4.Выработка решений, на котором в ходе совместной с консультантом деятельности клиент имеет возможность выработать определённый диапазон возможных решений и при их практической реализации становится возможным достижение им новых жизненных целей.

5.Реализация решения, на котором осуществляется процесс выбора и реализации человеком какого-либо из принятых ранее решений по достижению новых целей. Последние, как и новые мотивы деятельности человека становятся основой для его последующей жизнедеятельности, выполнения им новой системы социальных ролей и приобретения новых социальных позиций и статусов. 
 
 
 

Литература:

1.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.

2. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков //Семья в России.- 1995.- № 2.

3. Ковалёв Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические

исследования.- 2001.- № 7.

4. Корель Л.В. Социальная адаптация: этюды апологий. - Новосибирск, 1997.-158 с.

5.Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. - М.: Междунар. Фонд «Культурная инициатива», 1992.

6. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. – Кишинёв: Центральная типография, 1997.- 326 с.

7. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. - М., 1997.

8. Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997.

9. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. - М.: Союз, 1997.- 358 с.

10. Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1994, 286 с.

11. Теория и практика социальной работы. В 2-х т. - М.: Союз.- 1994.

Информация о работе Базовые социальные технологии