Анализ качества изделия машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание

В курсовой работе приведена оценка технического уровня типовых соединений деталей транспортных машин: гладкие, резьбовые и шпоночные соединения, подшипники качения. Установлены требования к отклонениям формы, расположения и шероховатости поверхностей. Назначены отклонения линейных размеров с использованием, в том числе, размерных цепей. Выбраны измерительные средства. Рассмотрена предложенная схема сертификации вала и охарактеризован документ, используемый для подтверждения соответствия.

Содержание

Национальная система стандартизации НСС 3
Расчёт и выбор посадки с натягом 5
Расчёт и выбор посадок подшипников качения 9
Выбор размеров и посадок шпоночного соединения 13
Назначение размеров вала 16
Размерные цепи 17
Назначение полей допусков осевых и диаметральных
размеров вала 19
Выбор измерительных средств для контроля размеров
вала под посадку с натягом 20
Назначение допусков формы и расположения
поверхностей вала 21
Назначение требований к шероховатости поверхностей
вала 23
Анализ точности резьбового соединения 25
Характеристика схемы сертификации и документа о
подтверждении соответствия 28
Библиографический список 30

Работа состоит из  1 файл

МетрологияН3.doc

— 1.17 Мб (Скачать документ)

 

Таблица 3.1 - Исходные данные к задаче 3

Название и размерность параметра подшипника

Величина

Обозначение

228

Класс точности

6

Диаметр наружного  кольца, мм

250

Диаметр внутреннего  кольца, мм

140

Ширина кольца, мм

42

Радиус фаски, мм

4

Расчётная радиальная реакция опоры, Н

32000

Перегрузка  подшипника, %

300

Осевая нагрузка на опору

Отсутствует


 

Рисунок 3.1 –  Подшипник 228

 

По условию  задания  вращается внутреннее  кольцо подшипника, а наружное  медленно проворачивается в корпусе.

Согласно ГОСТ 3325-55 существует три вида нагружения подшипников. Посадку с зазором назначают для кольца, которое испытывает местное нагружение. Посадку с  натягом назначают преимущественно для кольца, которое испытывает циркуляционное нагружение. При таком подходе к выбору посадок в подшипнике обеспечивается необходимый рабочий зазор между телами качения и дорожками качения при установившемся рабочем режиме и температуре.

Интенсивность нагрузки подсчитывается по формуле

 кН/м       

Где R– радиальная нагрузка на опору, 32000 Н;

К1 – динамический коэффициент, зависящий от характера нагрузки, 1,8 – при 300% перегрузке;

К2 – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе, 1 – при сплошном вале;

К3 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между тел качения в двухрядных подшипниках, 1 – для подшипника с одним рядом колец;

b - рабочая ширина посадочного места, b = B-2r = 42 – 2 × 4 = 34 мм

В – ширина подшипника, 42 мм;

r- координата монтажной фаски внутреннего или наружного кольца подшипника, 4 мм

  кН/м

Подшипники 6 класса точности широко применяют в машиностроении и автомобилестроении.

Таблица 3.2 – Поля допусков посадочных поверхностей валов и отверстий  для сопряжения с кольцами подшипников

Класс точности

Поле допуска  вала

Поле допуска  отверстия

6

n6, m6, k6, js6, h6, g6

N7, M7, K7, Js7, H7


При нагружении внутреннего кольца более 1400 Нм выбираем посадку вала – n6;

Отверстия 

Расчёт  соединения Æ140n6/L6

Выполним расчеты предельных размеров, допусков и посадку для  соединения вторичного вала с внутренним кольцом подшипника Æ140n6/L6. Для этого определим предельные отклонения мм:

ES = 0; EI = -18; es=+52;  ei= +27  мкм.

Предельные  размеры: Dmax, Dmin, dmax, dmin, мм, допуски TD, Td, мм, зазор Smax,

Dmax = D+ES = 140 + 0 = 140 мм.      

Dmin = D+EI = 140 + (-0,018) = 139,982 мм.     

TD = ES-EI = 0 – (-0,018) = 0,018 мм.      

dmax = d+es = 140 + 0,052= 140,052 мм.              

dmin =d+ei =  140 + 0,027 = 140,027 мм.     

Td = es-ei = 0,052 – 0,027= 0,025 мм.

Nmax= es-EI= 52 – (-18)= 70 мкм.                 

Nmin= ei- ES = 27 – 0= 27 мкм.

Рисунок 3.2 – Поля допусков внутреннего кольца подшипника

 

Таблица 3.3 – Анализ посадки 80n6/L0

Наименование

Отверстие

вал

Обозначение поля допуска

140L6

140n6

Верхнее отклонение, мкм

Нижнее отклонение, мкм

ES=0

EI=-18

es= 52

ei = 27

Наибольший  предельный размер, мм

Dmax =140,0

Dmin=139,982

dmax= 140,052

dmin=140,027

Допуск размера,  мм

TD=Dmax-Dmin=0,018

Td=dmax-dmin = 0,025

Наибольший  натяг, мм

Наименьший  натяг, мм

Nmax = dmax-Dmin = 0,054

Nmin= dmin-Dmax = 0,027

Допуск посадки

TN=TD+Td = 0,018+0,025 = 0,043


 

Расчёт соединения Æ250H/l6

Выполним расчеты предельных размеров, допусков и посадку для  соединения задней крышки с наружным кольцом подшипника Æ250H7/l6.

Для этого определим  предельные отклонения, мм:

ES = 0,046; EI = 0,0; es = 0,00; ei =- 0,022.

Dmax = D+ES = 250 + 0.046 = 250.046 мм

Dmin = D+EI = 250 – 0,0 = 250,00 мм.

TD = ES-EI =  46 -  0 =  46 мкм.

dmax = d+ es = 250 - 0,00 = 250,0 мм.

dmin = d+ei = 250 + (-0.022) = 249.978 мм.

Td =es-ei =  0 – (-0,022) = 0,022  мм.

Smax =  ES-ei = 0,046 – (-0,022)  = 0,068 мм.

N = EI-ei = 0 – 0 = 0 мм.

Строим схему полей допусков 

Рисунок 3.3 - Поля допусков наружного кольца подшипника

Таблица 3.4 – Анализ посадки 140H7/l0

Наименование

Отверстие

вал

Обозначение поля допуска

250H7

250l6

Верхнее отклонение, мкм

Нижнее отклонение, мкм

ES=46

EI=0

es= 0

ei = -22

Наибольший  предельный размер, мм

Dmax =250,046

Dmin=250,00

dmax= 250,000

dmin=249,978

Допуск размера,  мм

TD=Dmax-Dmin=0,046

Td=dmax-dmin = 0,022

Наибольший  натяг, мм

Наименьший  натяг, мм

Smax = Dmax-dmin = 0,068

Smin= Dmin-dmax = 0,0

Допуск посадки

TN=TD+Td = 0,046+0,022 = 0,068


 

Рисунок 3.4 – Схема посадок колец подшипника

 

 

 

  1. Выбор размеров и посадок шпоночного соединения
  2. Привести эскиз шпоночного соединения. Подобрать размеры шпонки.
  3. Назначить посадки
  4. Построить схемы полей допусков
  5. Выполнить анализ посадок

 

Таблица 4.1 – Исходные данные

Наименование  и размерность параметров

величина

Диаметр вала, мм

140

Длина ступицы, мм

150

Вид шпоночного соединения

плотное


 

Учитывая характер соединения, посадка для паза на валу - 36 , в ступице колеса редуктора - 36 .

Для  стандартной  посадки     имеем

Верхнее и нижнее предельные отклонения 

ES=-26  мкм   EI = -78 мкм

Верхнее и нижнее предельные отклонения 36h9(-0,062)

es =0 мкм   ei = -62 мкм

 Для отверстия

Расчет предельных размеров Bmax, Bmin, мм, и допуск TD, мм, для ширины паза на валу рассчитывается по формулам.

Bmax = Bmax = bh+ES = 36 - 0,026 = 35,974 мм.

Bmin = ES-EI  = 36 – 0,088 = 35,912 мм.

TD = ES-EI  = -0,026 – 0,088 = 0,062 мм

Координата  середины поля допуска

 мкм

Для вала

Предельные  размеры bmax, bmin, мм, и допуск Td, мм, для ширины шпонки рассчитываются по формулам

bmax = bh +es =  36 + 0 = 36,0 мм.

bmin =  bh +ei = 36 + (-0,062) = 35,938 мм.

Td = 0 – (-0,062) = 0,062 мм.

Координата середины поля допуска

 мкм

Определяем  соответственно наибольший и наименьший натяги Nmax, Nmin, мм, и допуск TS, мм.

Nmax = es- EI =  0 – (-0,078) = 0,078 мм.

Nmin = ES-ei = -0,026 –( 0,62)  = 0,036 мм.

Схема полей допусков соединения 36 представлена на рисунке 4.1.


Рисунок 4.1 – Поле допуска посадки  36

Рисунок 4.2 – Шпоночное соединение

 

Таблица 4.2. – Анализ шпоночного соединения

Наименование

Паз вала

Паз шпонки

Паз втулки

Наименование  посадки

36Р9

36h9

25Р9

Верхнее отклонение, мкм

Нижнее отклонение, мкм

ES=-26

EI=- 78

es=0

ei=-62

ES=-26

EI=- 78

Наибольший  предельный размер, мм

Наименьший  предельный размер, мм

Bmax =35,974

Bmin=35,922

bmax = 36,00

bmin=36,938

Bmax =35,974

Bmin=35,922

Допуск размера,  мм

TB=Bmax-Bmin=0,062

Tb=bmax-bmin=0,062

TB=Bmax-Bmin=0,062

Наибольший  натяг, мм

 

Наибольший  зазор, мм

Nmax = Dmax-dmin = 0,088

 

Nmax = Dmax-dmin = 0,088

Допуск посадки

TN=TB+Tb = 0,062+0,062 = 0128

 

TN=TB+Tb = 0,062+0,062 = 0,128


  1. Назначение размеров вала

Назначить недостающие  осевые  и радиальные размеры  ступеней вала

 

Таблица 5.1 –  Размеры вала

Диаметр ступени

Заданные размеры  сопрягаемых деталей, мм

Конструктивно назначенные размеры вала, мм

Æ140

Ширина подшипника В=42

Ширина ступени  42 мм

Æ180

Ширина зубчатого  венца 200 мм

Ширина ступени  на 5 мм меньше ступицы зубчатого колеса – 195 мм

Æ190

Буртик –  упор для зубчатого колеса

Ширина 10 мм

Æ154

Ступень для  съёмника

Ширина 20 мм

Æ140

Ширина подшипника В= 42

Ширина ступени  42 мм

Æ140

Ступень под  манжету

Принимаем 28 мм

Æ120

Ширина шкива  150 мм

Принимаем ширину 145 мм

Общая длина  вала

482


 

 

Рисунок 5.1 –  Эскиз вала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Размерные цепи

 

При обработке  вала необходимо обеспечить  отклонения размера между опорами под подшипник по 12 квалитету (h12). Для этого необходимо:

  1. Составить схему размерной цепи;
  2. Решить прямую задачу методом полной взаимозаменяемости

 

  1. Составляем схему размерной цепи с учётом того, что допуск на ширину стандартного подшипника известен

 

Рисунок 6.1– Схема размерной цепи

 

Размер А1 увеличивающий; размеры А2, А3 и АD – уменьшающие.

 

2. Определим   номинальное значение замыкающего  звена  по формуле 

 мм     

3. Допуск на размер равен

ТAD = 0,46 мм

4. Верхнее предельное  отклонение замыкающего звена  ES АD равно

АDmax  - АD = 225 – 225 = 0 мм

5. Нижнее предельное  отклонение EI БS равно

АD min – АD =225 – 223,54 = 0,46 мм

Таким образом, значение зазора можно записать  как 

6. Координата  середины поля допуска ЕсAD равна

  мм

Используя данные табл. 6.1 найдём число единиц допуска, содержащихся в допуске замыкающего звена (без учёта допуска на ширину подшипника, т.к. подшипник является комплектующим изделием и поставляется с определённым допуском. По формуле имеем

Таблица 6.1 - Значения интервалов 1…500 мм

Интервал размеров, мм

 

До 3

 

3…6

 

6…10

 

10…18

 

18…30

 

30…50

 

50…80

Значения,

мкм

0,55

0,73

0,9

1,08

1,31

1,56

1,86

Интервал размеров, мм

80…

120

120…

180

180…

250

250…

315

315…

400

400…

500

 

Значения,

мкм

2,17

2,52

2,9

3,23

3,54

3,89

 

 

Сравнивая значения  арасч с атаб (табл.6.2), определяем требуемый квалитет, из которого назначаем допуски на составляющие звенья. При этом учитываем координаты полей допусков.

 

Таблица 6.2 – Зависимость а от квалитета допуска

Квалитет

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Значение

16

25

40

64

100

160

250

400

640


 

Из табл. 6.2 видно, что арасч  находится между 9 и 10 квалитетами и, следовательно, допуски и составляющие размеры следует выбирать из указанных квалитетов, в основном из 9.

Назначение  допусков на составляющие размеры- задача, как правило с многовариантным  решением. По существу мы имеем два  уравнения со столькими неизвестными, сколько неизвестных составляющих звеньев в цепи.

Последовательность  решения в данном случае заключается  в следующем:

Информация о работе Анализ качества изделия машиностроения