Воспитание и обучение у древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:28, дипломная работа

Описание

Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков.

Работа состоит из  1 файл

Воспитание и обучение у древних славян.docx

— 37.46 Кб (Скачать документ)

После открытия Харьковского университета в 1805 году Киевская академия перестала играть роль культурного  центра Южной России, а в 1819 году была реорганизована в духовную академию.

 

Рост просвещения в  Русском государстве в XVII веке. Начальные  и греко-латинские школы. В начале XVII века русский народ отразил  попытки иностранных интервентов  лишить его самостоятельности. В  борьбе с внешними врагами выросло  национальное самосознание русского народа. В XVII веке росло феодальное землевладение, были освоены обширные пространства; развивались ремесла и торговля, возникли крепостная мануфактура, единый всероссийский рынок; усилились  торговые связи с Западной Европой. Сформировалась сословно-представительная монархия. Шла борьба народных масс против закрепощения, получившая отражение  в еретических учениях.

Все эти обстоятельства определили большие сдвиги в развитии русской  литературы, усилили потребность  в просвещении и обусловили развитие школы и педагогической мысли, особенно во второй половине XVII века.

Появляется много литературных произведений, в том числе ряд  светских и сатирических повестей, биографий различных деятелей, а  также много рукописных азбуковников и печатных букварей; развивается  книгопечатание. Русские мореходы и  землепроходцы делают на севере и  востоке Азии ряд важных географических открытий. Происходит постепенный переход  от славянского обозначения чисел  к так называемой арабской цифровой системе, что имело большое значение для развития математических знаний и обучения математике.

XVII век, особенно вторая  его половина, был в истории  России периодом, подготовившим  просветительные реформы начала XVIII века.

Число начальных школ при  церквах и в монастырях, где  обучали чтению и письму, возросло. Обучение чтению велось во второй половине XVII века по печатным букварям. Сначала  заучивали азбуку со славянскими  названиями букв: аз, буки, веди, глагол, добро, есть, иже и т. д. Затем ученики  заучивали «двоеписьменные» открытые слоги, сочетая все согласные буквы алфавита в последовательном порядке со всеми гласными:

 

 ба, во, га, да... ша, ща,

бе, ее, ге, де... ше, ще,

 

бя, вя, гя, дя...щя, шя.

 

 Далее следовали «троеписьменные» слоги:

 

бра, вра, гра... и т. д.,

бре, вре, гре... и т. д.,

 

причем требовалось сначала  назвать каждую букву, а затем  весь слог: буки-аз—ба, веди-аз—ва и т.д.

Процесс обучения чтению буквослагательным методом проводился на материале первых книг для чтения — часослова и псалтыри, сильно воздействовавших на эмоции детей. Обучение письму было сравнительно нетрудно, так как буквы славянской азбуки не имеют особого письменного начертания.

Кроме элементарных школ грамоты, в некоторых крупных городах  и монастырях, по-видимому, открывали  и школы повышенного типа, которые  называли грамматическими. Но и домашнее обучение при помещи более квалифицированных «мастеров грамоты» тоже усложнилось.

Доказательством этого служит большое число азбуковников, где  помещены курсы грамматики, как они  были изложены греческим ученым Иоанном  Дамаскиным и позже в грамматиках Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого. В рукописных азбуковниках, предназначенных для этих повышенных школ и домашнего обучения, кроме кратких курсов грамматики, помещались курсы арифметики, излагавшие четыре действия. Во второй половине XVII века в Москве возникает одна за другой несколько греко-латинских школ. Так, в середине века боярином Ртищевым была открыта в Андреевском монастыре, в окрестностях Москвы на Воробьевых горах, греко-латинская школа, в которой обучали латинскому и греческому языкам, риторике и философии.

В 1653 году под руководством Епифания Славинецкого была открыта греческая школа в Чудовом монастыре. В середине 60-х годов Симеоном Полоцким в Спасском монастыре (в центре Москвы) была организована греко-латинская Заиконоспасская школа. В начале 80-х годов XVII века правительство открыло греческое училище при Московской типографии, число учащихся которого в середине 80-х годов дошло до 233. Существовали училища переводчиков с разных иностранных языков (польского, шведского, немецкого) и частное обучение переводу, особенно в Посольском приказе.

Большая часть школ открывалась  не по инициативе церкви, а просвещенными  людьми или правительством, иногда и при сопротивлении церкви.

 Между сторонниками  нового образования, выступавшими  за приобщение к западноевропейской  науке, и старорусским духовенством, поддерживаемым православными зарубежными  патриархами, шла острая борьба  из-за содержания образования  во вновь открываемых школах. Консервативные церковники упорно  возражали против латинского  языка и элементов светской  науки (грамматики, риторики, арифметики) и требовали, чтобы учащиеся, «не  учася сим хитростям», ограничивались лишь чтением священного писания.

 

Славяно-греко-латинская  академия. Мысль о создании в Москве академии по образцу Киевской возникла в конце 70-х годов XVII века. Инициатором  создания такой академии был прибывший  в Москву из Белоруссии известный  писатель и педагог Симеон Полоцкий. Он в 1682 году составил «Привилею» (учредительную грамоту) академии, но она сначала не была утверждена царем.

По этому проекту в  академию должны были приниматься только православные люди. Академия имела  целью подготовку образованных людей, необходимых государству и церкви. Проектом намечалось преподавание «семи свободных наук» (т. е. грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки), богословия и «науки правосудия». Расширяя образовательные задачи академии, проект в то же время возлагал на нее задачи блюстительницы православных канонов и оплота борьбы с ересями и отступничеством от православия.

Патриарх и окружавшее его консервативное духовенство  долго тормозили открытие академии, которое состоялось лишь в 1687 году. Основными преподавателями академии были два ученых греческих монаха — братья Ионикий и Софроний Лихуды, доктора наук Падуанского университета. Они подбирали учителей, вели сами в старших классах академии риторику и философию, составляли на греческом и латинском языках учебники грамматики, пиитики и риторики православного содержания.

Старорусское духовенство, недовольное их новшествами, добилось устранения Лихудов из академии и заточения их в один из провинциальных монастырей. Лишь через пять лет им позволено было переселиться в Новгород, где они открыли славяно-греко-латинское училище по образцу Московской академии и стали преподавать в нем. Это училище послужило в начале XVIII века рассадником грамматических школ в различных городах Новгородской епархии.

Славяно-греко-латинская  академия подготовляла не только духовенство, но и учащихся для медико-хирургических  школ, многие из которых затем стали  студентами университета, открытого  в 1725 году при Академии наук. В Славяно-греко-латинской  академии обучались М. В. Ломоносов, известный писатель А. Д. Кантемир, архитектор В. И. Баженов и другие известные  деятели культуры, науки и просвещения XVIII века.

С открытием в 1755 году Московского  университета академия потеряла свое значение как высшее учебное заведение  филологического и философского характера и превратилась в духовную академию. В начале XIX века она была переведена в Троице-Сергиевскую лавру.

 

Учебные книги XVII века. Среди  первых книг, напечатанных в Москве в XVI и первой половине XVII века, было много учебных книг. Печатные книги  были в то время очень дороги и  редки. Для обучения в школах и  в домашнем обучении употреблялись  рукописные азбуковники. Часть этих азбуковников представляла собой учебные  пособия, в которых помещался  букварь, краткие сведения по грамматике, по арифметике, религиозно-нравственные поучения. В некоторых азбуковниках имелись первоначальные сведения по греческому языку, а также краткие статьи по природоведению («О громе и молнии», «О четырех временах года» и др., описания некоторых животных и т. п.) и по истории («О Иулии Кесаре», «О взятии Царьграда», «О сожжении Яна Гуса», «О возникновении Русского государства», «Об убиении Бориса и Глеба» и др.). Эти азбуковннки, вероятно, использовались в качестве учебных пособий при грамматическом обучении в школах повышенного типа и в процессе дальнейшего обучения.

Другим видом рукописных азбуковников были словари энциклопедического типа, содержавшие толкование «неудоборазумеемых речей», т. е. непонятных слов.

Азбуковники-словари энциклопедического типа употреблялись как справочники  при чтении книг взрослыми читателями и в школьном обучении (в школах повышенного типа).

Книга «Гражданство обычаев  детских» была написана во второй половине XVII века и распространилась во многих рукописных списках. Это был творческий перевод произведения Эразма Роттердамского о нравственном воспитании, составленный, по-видимому, Епифанием Славинецким, прогрессивным деятелем просвещения того времени.

В этом сборнике «благолепных обычаев детских», изложенных в 164 вопросах-ответах, даются подробные указания детям, как  прилично держать себя (поза, жесты, мимика, одежда и пр.), как вести  себя дома и в гостях за столом, при  встрече с кем-либо, в играх  с детьми, правила поведения в  школе и т. п.

«Гражданство обычаев  детских» — замечательное педагогическое произведение. В нем говорится, что  соблюдение детьми правил общежития  является отражением их высоких внутренних качеств: благорасположения и уважения к людям, сдержанности, сознания чувства  собственного достоинства и т. п.


Информация о работе Воспитание и обучение у древних славян