Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для ис

Содержание

1. Определение и сущность теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики................3
1.2 Структура теневой экономики................7
1.3 Масштабы теневой экономики...............9 2. Причины и последствия теневой экономики
2.1 Причины возникновения теневой экономики.........11
2.2 Эволюция теневой экономической деятельности......13
2.3 Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности.........16
Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в
России......................27
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики.......35

Заключение..........................38

Список использованной
литературы.............39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая теневая экономика.doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)

части. Например, это может относиться к позитивной экономической

деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и  вносящей вклад в

производство ВВП.

К числу положительных  сторон скрытой экономической деятельности можно отнести

возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и

обеспечение занятости  части населения.

Некоторые социологи  рассматривают нелегальный сектор как реакцию на

безразличие и  враждебность к человеку в современном  обществе. Этому сектору,

в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят

более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты,

поскольку опасность  разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги

обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют  личного доверия.

Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит

контрольные сведения властям. А тот, кто платит без  квитанции, вряд ли сможет

обратиться в  суд, если товар или качество труда  окажутся не на уровне.

В заключение можно  отметить, что все же большая часть исследователей считают

подпольную работу в основном негативным феноменом. Нелегальная  деятельность

может дать некоторые  преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение

прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или потребителям

(возможность получить  товары и услуги по более  низким ценам). Нелегальная

деятельность не вносит усовершенствований в систему  регулирования экономики,

а лишь приводит к  усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие

нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно -

другим экономическим  агентам, действующим в рамках закона. Среди всех форм

криминальной экономической  деятельности наибольшую опасность  представляет

сегодня деятельность организованной преступности. Последствия ее деятельности

не ограничиваются социально-экономической сферой и  затрагивают практически

все стороны общественной жизни.

На восьмом Конгрессе  ООН по предупреждению преступности и обращению с

правонарушителями отмечено, что организованная преступность иногда глубоко

проникает в государственную  администрацию и политические структуры, включая

вооруженные силы. Она подрывает демократический  процесс, размывает этические

нормы и являет причиной покорности, а ее последствия  пронизывают все аспекты

жизни общества.  В руководстве для дискуссии  на девятом Конгрессе ООН по

предупреждению  преступности и обращению с правонарушителями  отмечено

следующее: "Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и

международной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную

атаку на политические и законодательные власти, а также  создает угрозу самой

государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и

экономических институтов компрометирует их, что приводит к  утрате доверия к

демократическим процессам. Она подрывает процесс  развития и сводит на нет

достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и

эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она

охватывает, опутывает  и даже закабаляет целые слои общества, особенно женщин

и детей, и вовлекает  их в различные и взаимосвязанные  преступные предприятия,

в частности в  проституцию".

     Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой

     3.1 Социально-правовой  контроль над экономической преступностью в России

     Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по

контролю над  противоправным поведением в сфере  экономики, осуществляемую

государственными  органами и институтами гражданского общества, преследующую

цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты

экономической преступности. Сущностью социально-правового контроля над

экономической преступностью  в самом общем виде является установление правового

порядка в жизни  и деятельности общества. Он не связан, как правило, с

применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует

здесь лишь в той  мере, в какой выполняет предупредительную  функцию при

неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно

социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над

экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается

международными  исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, ".коэффициент

корреляции между  углублением социально-правового контроля и удержанием

преступности на терпимом уровне выше, чем между  социально-экономическим

развитием и уровнем  преступности"1

.

Зарубежные и  отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и

взаимообусловленность между гражданскими, административными  правонарушениями

и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в

сфере экономики. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения,

общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника

и деликатной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены

сходными причинами  и имеют единую направленность. Поэтому  эффективная борьба

с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-

правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является

эффективным средством  предупреждения преступности в сфере  экономики.

     Объектами социально-правового контроля являются материальные и

финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов

экономических отношений. В зависимости от субъектов контроля различают

следующие его  виды:

     Государственный контроль - осуществляется государственными органами.

     Контроль негосударственных организаций. В зависимости от

конкретного субъекта можно выделить:

    

  • банковский контроль - его      субъектами выступают
  • коммерческие банки;

     

  • страховой контроль      -
  • осуществляется страховыми организациями при страховании ответственности,      а
  • также при некоторых видах имущественного страхования и страхования
  • предпринимательских рисков;

     

  • потребительский контроль     
  • - осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей.

     

  • аудиторский (независимый) контроль      - осуществляется
  • специализированными негосударственными аудиторскими      организациями;

     

  • контроль, осуществляемый      специализированными негосударственными
  • организациями на договорной основе      (частные охранные,
  • консалтинговые и другие организации на рынке услуг      безопасности
  • экономической деятельности).

     

  • Внутренний контроль -
  • осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих
  • субъектов: подразделения внутреннего аудита, ревизионные комиссии, службы
  • экономической безопасности организаций.

 

В зависимости  от предмета и сферы контроля различают:

·    финансовый контроль (в том числе - налоговый, валютный,

бюджетный, аудиторский и т.п.)

    

  • финарегистрационный      контроль -      контроль за соблюдением
  • законодательства при регистрации субъектов      предпринимательской
  • деятельности;

     

  • лицензионный      контроль и надзор - контроль
  • за соблюдением законодательства при осуществлении      деятельности, подлежащей
  • лицензированию;

     

  • антимонопольный      контроль -
  • контроль за соблюдение антимонопольного законодательства хозяйствующими
  • субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления;

     

  • контроль      соблюдения законодательства о защите прав потребителей;

     

  • контроль      за соблюдением законодательства в отдельных сферах экономики и
  • на отдельных рынках, в том      числе - на рынке ценных бумаг, в сфере
  • страхования, негосударственного пенсионного      обеспечения, в сфере торговли,
  • в сфере оборота алкогольной продукции.

 

     Регистрационный контроль. Это вид государственного контроля,

осуществляемого Государственной регистрационной  палатой. Этот орган производит

регистрацию предприятий  различных организационно-правовых форм. Законом РФ "О

местном самоуправлении в Российской Федерации" полномочия по регистрации

предпринимательской деятельности предоставлены также  районной, городской и

районной в городе администрации (и. 5 ст. 57, и. 5 ст. 68, и. 3 ст. 78).

Разрешительный  способ возникновения юридических  лиц является средством

контроля за надлежащим их образованием, который позволяет  осуществлять

предварительный контроль до фактического начала их деятельности. Контроль при

создании предприятий  имеет целью исключить или воспрепятствовать осуществлять

незаконную экономическую  деятельность. В частности, в интересах  борьбы с

коррупцией не могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей и

работать по совместительству в коммерческих структурах должностные лица

органов государственной  власти и управления и государственные  служащие.

Юридический статус любое предприятие приобретает  только в результате

государственной регистрации. При внесении изменений  и дополнений в уставные

Информация о работе Теневая экономика