Таможенная статистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является методология статистики внешней торговли Российской Федерации.

Предмет исследования - совокупность правил и методов статистического наблюдения за товарами, обращающимися во внешней торговле, и их соответствие потребностям информационного обеспечения анализа внешней торговли товарами Российской Федерации.

Содержание

ГЛАВА І. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ
1.1 Статистическое наблюдение…………………………………………………4
1.2 Сводка и группировка статистических данных…………………………….6
1.3 Статистический анализ и интерпретация полученных результатов……..10
ГЛАВА ІІ. ОСНОВА ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Правовая основа……………………………………………………………...11
2.2 Методологическая основа…………………………………………………...12
2.3 Документальная основа……………………………………………………..12
2.4 Конструкционная основа……………………………………………………13
2.5 Технологическая основа…………………………………………………….15
2.6 Статистическая отчетность………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Метод статистической группировки и его применение для анализа данных статистики внешней торговли.doc

— 376.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..2

Глава І. Основы общей теории статистики

    1. Статистическое наблюдение…………………………………………………4
    2. Сводка и группировка статистических данных…………………………….6
    3. Статистический анализ и интерпретация полученных результатов……..10

Глава ІІ. Основа таможенной статистики внешней торговли

2.1 Правовая основа……………………………………………………………...11

2.2 Методологическая  основа…………………………………………………...12

2.3 Документальная  основа……………………………………………………..12

2.4 Конструкционная  основа……………………………………………………13

2.5 Технологическая  основа…………………………………………………….15

2.6 Статистическая отчетность………………………………………………….16

Глава ІІІ. Практическое применение метода статистической группировки и анализ данных статистики внешней торговли

3.1 Пример типологической  группировки……………………………………..18

3.2 Пример комбинационной  группировки…………………………………….22

Заключение……………………………………………………………….....30

Список  используемой литературы………………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В современных условиях возрастает роль статистики внешней торговли в системе экономической информации и управлении внешнеэкономическим комплексом. Для эффективного регулирования внешнеторговой деятельности, принятия правильных торгово-политических решений необходим всесторонний анализ развития внешнеэкономических связей. Если в начале становления таможенной статистики внешней торговли большое внимание уделялось формированию информационной базы, то в настоящее время, когда собран достаточный массив данных, на первый план выступают задачи анализа.

     В настоящее время ведется работа по совершенствованию методологии таможенной статистики внешней торговли и готовится ее новая редакция. Целью работы является анализ статистической группировки в таможенной статистике внешней торговли. В соответствии с поставленной целью основные задачи исследования заключаются в следующем:  
- изучить и обобщить опыт ведения статистического исследования внешнеторговых операций с зарубежными странами;  
- рассмотреть развитие принципов и методов статистики внешней торговли в России;  
- проанализировать опыт применения в России международных рекомендаций по статистическому наблюдению и группировки за внешней торговлей;

- выявить  недостатки в действующей в  настоящее время системе сбора  
статистической информации по внешней торговле с точки зрения потребностей анализа.

     Объектом  исследования является методология  статистики внешней торговли Российской Федерации.

     Предмет исследования - совокупность правил и  методов статистического наблюдения за товарами, обращающимися во внешней  торговле, и их соответствие потребностям информационного обеспечения анализа внешней торговли товарами Российской Федерации.

     Специфика объекта и предмета исследования обусловливает применение соответствующих  методов: сравнения; системного анализа; статистических (группировки, графический).  

 

      Глава І. Основы общей теории статистики

    1. Статистическое наблюдение

     Любое статистическое исследование содержит следующие этапы:

  1. статистическое наблюдение;
  2. сводка и группировка статистических данных;
  3. анализ и интерпретация полученных материалов.

     Посредством статистического наблюдения осуществляется сбор информации.

     Статистическое  наблюдение – это планомерный, научно организованный сбор данных о массовых социально-экономических явлениях и процессах путем их регистрации по определенной программе наблюдения1.

     К  наблюдению предъявляются следующие  основные требования:

     - научная организация;

     - полнота статистических данных;

     - достоверность и точность данных;

     - единообразие и сопоставимость  данных.

     Массовый  характер статистического наблюдения предполагает, что оно охватывает достаточно большое число единиц наблюдения для того, чтобы получить правдивые статистические данные, характеризующие не только отдельные единицы, но и всю совокупность в целом.

     Планомерность статистического наблюдения означает, что оно готовится и проводится по разработанному плану, который содержит программно – методологическую и организационную части. Программно – методическая часть плана определяет цели и задачи наблюдения,  объект и единицы, подлежащие наблюдению, программу наблюдения. В организационной части плана определяются субъект наблюдения, его права и обязанности, а также сроки и место наблюдения, организация сбора данных и технология их обработки.

     Всякое  наблюдение максимально подчинено  поставленной цели и задачам исследования, которые должны быть четко сформулированы. Цель наблюдения может вытекать из правительственных постановлений, решений федеральных органов законодательной власти, потребностей других организаций и ведомств. От цели и задач исследования зависит выбор формы наблюдения и методов сбора данных.

     Одновременно  с определением цели устанавливается  объект статистического наблюдения, представляющий собой конкретное массовое социально – экономическое явление, подлежащее обследованию2.

     Объект  наблюдения состоит из элементов  – единиц наблюдения. Единицы наблюдения обладают множеством признаков, т.е характеристик, свойств, по которым устанавливается сходство или различие отдельных единиц.

     Признаки, которые регистрируются при наблюдении, могут быть качественными (атрибутивными) и количественными. Атрибутивные признаки отражают качественное состояние наблюдаемого предмета и выражаются содержательными понятиями (таможенный режим, торгующая страна, наименование товара и т.д.). Количественные признаки характеризуют размер, объем, величину данной единицы и выражаются числами (вес товара, фактурная стоимость, сумма таможенной пошлины и пр.).

     Программа статистического наблюдения – это перечень вопросов, на которые предполагается получить ответы в ходе обследования. Программа должна отличаться полнотой сведений и широтой охвата. Формулировки вопросов должны быть по возможности краткими и ясными, исключая неточность и расплывчатость ответов3.

 

    1. Сводка и группировка статистических данных

     В результате проведения статистического  наблюдения получают данные о признаках каждой обследованной единицы статистической совокупности. Статистическая информация, собранная в результате наблюдения, требует обработки – обобщения и систематизации, т.е. перехода от индивидуальных признаков к статистическим показателям.

     Под статистическим показателем понимается количественная характеристика изучаемого объекта, полученная расчетным путем4.

     Как правило, изучаемые статистикой  социально – экономические процессы и явления сложны, и их сущность не может быть отражена посредством отдельно взятого показателя. В таких случаях используется система статистических показателей.

     Система статистических показателей – это совокупность взаимосвязанных показателей, имеющая одноуровневую или многоуровневую структуру и нацеленная на решение конкретной статистической задачи.

     Обработка информации производится посредством  сводки и группировки.

     Статистическая  сводка включает в себя:

    1. систематизацию, обработку и подсчет групповых и общих итогов;
    2. группировку данных статистических наблюдений в соответствии с разработанной системой показателей для характеристики групп.

     Группировка – это расчленение элементов статистической совокупности на группы пол какому-либо одному или нескольким признакам5.

     На  этапе статистической сводки и группировки  получают различные показатели, одни из которых характеризуют совокупность в целом, другие – отдельные ее части.

     Группировка является главным инструментом обработки  статистических данных. В результате группировки данные статистического  наблюдения превращаются в упорядоченную информацию, пригодную для дальнейшего статистического анализа.

     Признаки, на основе которых получена группировка, называются группировочными. Выбор гуппировочных признаков имеет огромное значение. В основу группировки должны быть положены наиболее важные, существенные признаки. Выделение наиболее типичных черт, присущих некоторым единицам совокупности, позволяет получить качественно однородные группы. В таких группах легче обнаружить  изменения и развития явления.

     В зависимости от группировочного признака различают атрибутивные (качественные) и количественные группировки.

     Группировки, полученные по атрибутивному (качественному) признаку называются атрибутивными или качественными. Примером такой группировки является товарная номенклатура экспорта (импорта).

     Группировка, полученная по количественному признаку, называется количественной. Примером количественной группировки является деление участников внешнеэкономической деятельности на группы (федерального, регионального и местного значения) в зависимости от объема уплаченных таможенных платежей за отчетный период.

     По  решаемым задачам статистические группировки  делятся на: типологические, пространственные и аналитические.

     Анализируя  экономическую и социальную жизнь  общества, выделяют и изучают отдельные  типы явлений. Группировки такого рода называют типологическими. Примером типологической группировки является распределение таможенных органов по категориям в зависимости от объекта основных показателей деятельности. При этом пороговые значения количественных признаков, отделяющие одну группу от другой, изменяются во времени и пространстве.

     Пространственные группировки создаются по географическому признаку. В основу таких группировок могут быть положены: административно – территориальное деление; природно – климатические  зоны; части света и т.д. Примером такой группировки является географическое распределение внешнеторгового оборота (по странам – торговым партерам России).

     Для исследования зависимости между  явлениями используют аналитические группировки. При их построении можно установить взаимосвязь между двумя признаками и более. При этом один признак будет результативным, а другой (другие) – факторным. Факторными называются признаки, под воздействием которых изменяются результативные признаки.

     По  количеству группировочных признаков статистические группировки делятся на простые и сложные. Группировка, в которой группы образованы по одному признаку, называется простой. Сложной называется группировка, в которой разделение совокупности на группы производится по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации).

     Иногда  требуется перегруппировка уже  сгруппированных данных, если при  анализе явления необходимо из большого количества первоначально созданных  групп образовать более крупные  группы. Операция образования новых групп на базе ранее созданных группировок называется вторичной группировкой.

     Результаты  статистических сводок и группировок  представляются в основном виде статистических таблиц и графиков, с помощью которых  обеспечивается рациональное использование полученных статистических данных6.

     В таможенной статистике внешней торговли применяются следующие наиболее рациональные, сложившиеся в международной  практике группировки данных по экспорту и импорту:

        - общие итоги внешней торговли;

        - внешняя торговля по группам стран;

        - объем внешней торговли по странам (с разбивкой стран по континентам);

Информация о работе Таможенная статистика