Статистика уровня безработицы Рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание

Переход из ХХ столетия в ХХI связано с возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема безработицы, которая неразрывно связана с людьми, с их производственной деятельностью. Многие в этом видят катастрофическую угрозу человечеству. Хотя эта угроза и реальна в контексте общей истории, эти проблемы сильнее всего проявляются, главным образом, в бывших социалистических странах, где происходят процессы приватизации, демократизации и развития высоких технологий, но в то же время накапливаются хозяйственные проблемы. Современные кризисы являются причиной образования новых производственных и общественных процессов, которые способствуют эмансипации человека и общества. Безработица является последствием новых трансформаций при создании нового мира ХХ века.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты статистики безработицы 4
1.1 Понятие, сущность и виды безработицы 4
1.2 Измерение уровня безработицы 11
2. Анализ динамики безработицы в РФ за период с 2004 по 2008 год 17
2.1 Расчет основных аналитических показателей в ряду динамики численности безработного населения в РФ за период с 2004 по 2008 год 17
2.2 Выявление тенденции развития безработицы методом аналитического выравнивания 25
3. Последствия безработицы и государственная политика по борьбе с ней 28
3.1 Социально-экономические последствия безработицы 28
3.2 Основные пути сокращения безработицы 33
Заключение 35
Библиография 37

Работа состоит из  1 файл

Статистика уровня безработицы в РФ.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

Безработица обеспечивает необходимое производству необходимое  перераспределение кадров. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. И здесь велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих позитивных для производства и населения процессов.

Безработица, ее рост, дают весьма эффективный "сигнал" работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. И, следовательно, она стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

Социальные последствия  безработицы заключаются в уничтожении  важнейшей компоненты привычного для гражданина России образа жизни уверенности во всеобщей занятости населения, в обязательности трудоустройства.

При оценке последствий  безработицы надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства  людей рассматривается не только источником дохода, но делом чести. Следовательно, лишение его возможности трудиться – это еще и большая социальная трагедия.

Безработица, снижая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. Факт безработицы человека подавляет нравственные начала его поведения. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, чувствует себя униженным. ненужным обществу, своей семье, даже самому себе. Безработица приводит к бездеятельности и деградации человека − пьянству, наркомании. Ухудшается социально-психологический климат в обществе.

Криминогенность ситуации обостряется высоким уровнем  безработицы молодежи. Анализ статистических данных показывает, что ее положение гораздо хуже других возрастных групп населения

Такая ситуация обусловлена  многими обстоятельствами. Наиболее важными являются: невысокий уровень профессиональной подготовки молодежи, несоответствие профиля подготовки и структуры рабочих мест, отсутствие практики работы по своей специальности и т. д. В связи с этим преступность среди молодежи растет быстрее, чем других групп населения.

Безработица приводит к  ослаблению семейных уз, забвению родительских обязанностей. За последние годы растет численность бездомных детей. По некоторым оценкам их сейчас больше чем после окончания Гражданской войны. Появилось новое понятие − "социальные сироты", т.е. дети, оставленные родителями и переданные в детские дома и т.д.

Оценивая последствия  безработицы, надо признать, что это  социальный стресс, существенно ухудшающий здоровье человека. Он становится более подверженным различным заболеваниям и прежде всего психическим расстройствам.

Последствием безработицы  может быть социальное возмущение и  даже социальный взрыв. Это возможно, когда ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считается уровень безработицы в 10-12%.

Безработица может выступать  как фактор социально-экономической  дестабилизации, если угроза безработицы  коснется работников многочисленных и  хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны, или вида деятельности, который затрагивает интересы многих людей.

Безработица становится фактором социально-экономической  дестабилизации и в том случае, когда существенно возрастает группа лиц, которая длительное время не может найти себе работу, так называемые "отчаявшиеся".

Все эти обстоятельства не могли не сформировать негативного  отношения населения к безработице. Появление безработицы неразрывно связано в сознании людей с экономическими реформами и, следовательно, сужает социальную базу реформ и сдерживает рост экономики в стране.

3.2 Основные пути сокращения безработицы

 

Важнейшая задача государства  − полное и рациональное использование  такого ресурса производства как  труд, недопущение масштабной безработицы, активная деятельность по ее уменьшению. В решении этой проблемы можно выделить два генеральных направления.

Первое (его можно назвать  субъективным) заключается в организации  такой подготовки человека к трудовой деятельности, когда он в связи  с изменениями условий производства, технической базы достаточно быстро сможет пройти переподготовку и овладеть новыми знаниями, умениями и навыками для успешной трудовой деятельности.

Необходимость этого  велика, поскольку современному производству свойственны систематические изменения технологий, технического базиса. И работник должен соответствовать такой тенденции развития производства. Обеспечение формирования такого работника предполагает развитие сети профессиональных учебных заведений (начальных, средних, высших) и рост численности учащихся.

Для уменьшения безработицы  сегодня особое значение приобретает  повышение квалификации работников и их переподготовка. Именно это  позволяет людям либо сохранять  себя в числе работающих при реорганизации  производства, либо быстрее найти новое место работы в случае увольнения.

Задачи службы занятости  в России очень велики. Это обусловлено  тем, что гарантами занятости  сегодня выступает не только государство, муниципалитеты и общественные организации, но и частный сектор экономики и, что не менее важно, возможность предпринимательской деятельности для каждого отдельного человека. Все это меняет трудовое поведение людей. В новых условиях хозяйствования трудоустройство человека стало его личным делом. Государство лишь оказывает помощь в решении таких вопросов. Более того, трудоустройство происходит в условиях безработицы, что существенно затрудняет решение проблемы занятости. И в этих условиях они должны быть хорошо подготовлены к тому, как вести себя на рынке, какими правилами они обладают, каковы их обязанности в новых условиях, как вести себя самому человеку оказавшемуся безработным, как наниматься на работу, как ее искать и т.д. Такое обучение населения должно стать главной задачей служб занятости.

Второе генеральное  направление по обеспечению занятости населения − деятельность государства по стимулированию развития экономики, что должно повысить спрос на товары и услуги потребительского и инвестиционного характера. Именно на этой основе оно может непосредственно открывать новые рабочие места на предприятиях государственной и муниципальной собственности, стимулировать частный сектор экономики и открытие новых рабочих мест. Однако в целом такая деятельность нуждается в своем скорейшем совершенствовании. Однако, нужно признать, что силами крупных государственных и частных предприятий проблему безработицы вряд ли можно успешно решить. Основная масса занятых в странах с развитой рыночной экономикой сосредоточена в малом и среднем бизнесе. И именно его развитие, равно как и промыслов, ремесленничества, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. самозанятости как формы экономической деятельности, когда человек сам находит для себя определенный ее вид, организует процесс труда, результаты которого обеспечивают его достойное существование, сможет кардинально решить проблему роста занятости и рассасывания безработицы.

Пока на данный момент такие проблемы решаются плохо. Это  определяется тем, что лица желающие иметь собственное дело, испытывают огромные трудности при юридическом  оформлении своего права на такое занятие. Устранение их − дело государства и уже сейчас можно наблюдать некоторые положительные сдвиги.

                                Заключение.

 

Важнейшим показателем  – индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Главными стратегическими  целями регулирования занятости  должны быть повышение экономической  и социальной эффективности занятости  за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

Библиография

 

  1. Статистика: Учебник под ред. И.И. Елисеевой.-М.: высшее образование, 2007.
  2. Васильева Э.К. Статистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления// М.: 2007.
  3. М.Г.Назарова. Курс социально экономической статистики// М.:2002.
  4. Плакся В.И. Безработица// М.: 2005.
  5. Социальная политика: Учебник под ред. Волгина// М.: 2003.
  6. Бузгалин А.В. Переходная экономика. - М.: Логос, 2007.
  7. Безработица-2009: официальный прогноз // Законность.- 2009.
  8. Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" // СПС Гарант, 2009
  9. Из-за глобального экономического кризиса ожидается резкий рост численности безработных - доклад МОТ // Ваш финансовый консультант.: 2009.
  10. Карташов С.А. Структура занятости и безработицы: проблемы и тенденции // Социологические исследования. 2009.
  11. Колобова С.В. Трудовое право России: - ЗАО Юстицинформ, 2009.
  12. Официальный сайт государственной статистики http://www.gks.ru/
  13. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: М.: 2004.
  14. Шкловец И.И. Практика применения законодательства о занятости // Гражданин и право. - 2008. - № 12.

 

 


Информация о работе Статистика уровня безработицы Рф