Статистика серого импорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание

Актуальность работы. Работники государственных структур склонны считать «серым» любой импорт, при котором стоимость товара намеренно занижается для того, чтобы не платить налоги и пошлины в общество полном объеме. А крупные западные корпорации, говоря о "серых" дилерах своей продукции, имеют в виду неофициальные каналы человек дела поставок, нередко срезающие прибыли официальных дилеров и дистрибьюторов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и значения «серого» импорта
1.1. Теневой бизнес России…………………………………………………….5
1.2. Схемы ввоза импортного товара в Россию: ретроспективный анализ………………………………………………………………………………9
1.3. Таможенная статистика - как инструмент выявления серого импорта…………………………………………………………………………...15
Глава 2. Анализ «серого» импорта в России с 2001-2009 гг………………….18
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Статистика .docx

— 70.00 Кб (Скачать документ)

    Федеральное агентство по образованию  РФ

    Нижегородский государственный  университет

    им. Н. И. Лобачевского

     Финансовый  факультет

    Специальность «Таможенное дело»

    Курсовая  работа

                    по  дисциплине таможенная статистика

    Тема  «Статистика серого импорта». 
 
 

                             Руководитель

                             Чалиев А.А.

                             Выполнил студент

                             третьего курса

                            дневного отделения

                             группа 13312

                             Папин Александр

                     
                   
                   

    г. Н. Новгород.

    2010 год. 
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и значения «серого» импорта

    1. Теневой бизнес России…………………………………………………….5
    2. Схемы ввоза импортного товара в Россию: ретроспективный анализ………………………………………………………………………………9
    3. Таможенная статистика - как инструмент выявления серого импорта…………………………………………………………………………...15

Глава 2. Анализ «серого» импорта в России с 2001-2009 гг………………….18

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………30 
 

 

     Введение 

     Актуальность  работы. Работники государственных структур склонны считать «серым» любой импорт, при котором стоимость товара намеренно занижается для того, чтобы не платить налоги и пошлины в общество полном объеме. А крупные западные корпорации, говоря о "серых" дилерах своей продукции, имеют в виду неофициальные каналы человек дела поставок, нередко срезающие прибыли официальных дилеров и дистрибьюторов.

     Чтобы стать "серым" импортером, совсем не обязательно нарушать закон или  вести двойную бухгалтерию. Если вы или ваши друзья закупите в арабских эмиратах или Турции партию сотовых телефонов, то никто не запретит вам ввозить их в Россию. Придется лишь заплатить за их растаможивание. Если растаможивать телефоны на вес, то выйдет примерно три доллара за килограмм, то есть растаможка одного телефона обойдется вам примерно в 30 центов. И в итоге цена за сотовый телефон окажется гораздо ниже, чем в офисе официального оператора мобильной связи.

     Из  всего вышеизложенного возникают  закономерные вопросы - если "серые" импортеры высокотехнологичных  товаров создают столько проблем, как для фирм-поставщиков, так  и для потребителей импортируемой  продукции, то почему "серый" импорт продолжает жить и процветать? за счет чего формируется спрос на импортируемую  продукцию? попытаемся ответить на эти  вопросы.

     Российский  рынок не относится к категории  привилегированных. Поэтому многие новые модели бытовой техники, сотовых  телефонов, а тем более специализированных устройств или автомобилей поступают  к нам по официальным каналам  с опозданием на несколько месяцев. А поскольку появляется свободная  ниша, появляются и люди, которые  способны ее заполнить, при этом неплохо  заработав на поставках сверхмодной  техники, ввозимой из-за рубежа небольшими партиями.

     Таким образом, объектом исследования является «серый» импорт в России.

     Целью данного курсового проекта является освоение инструментов статистики для  дальнейшего применения в анализа «серого» импорта в России.

 

     

Глава 1. Понятие и значения «серого» импорта

    1. Теневой бизнес России

     При всем разнообразии мнений о причинах и последствиях теневой экономики, есть утверждения, объединяющие сторонников  самых разных взглядов. Один из таких  распространенных и не вызывающих споры  тезисов касается решающей роли государства  в формировании и развитии теневого сектора. Только ленивый не упрекает государство во взращивании «тени». Однако одни считают это следствием слабости государства, не способного установить и контролировать обязательный для  всех экономический порядок. Другие же, наоборот, обвиняют государство  в излишней силе, без нужды применяемой  к частной инициативе, что проявляется  в чрезмерной зарегулированности экономики .

     Однако  дальше общих тезисов дело, как  правило, не идет. Между тем государственная  власть не однородна. У разных ведомств могут быть свои интересы и представления  о регулировании бизнеса. Меняются эти представления далеко не синхронно  и в силу разных обстоятельств. Бизнес тоже отнюдь не унифицирован: разные рынки  имеют (или не имеют) свои резоны к  выходу из «тени». Поэтому разумно  оставить разговоры про «власть  и бизнес вообще» и обратиться к конкретному анализу диалога  таможни и импортирующих фирм. Такой подход даст возможность на конкретном материале восстановить хронологию их взаимодействия, увидеть  общий вектор перемен и оценить  перспективы. Мы покажем, как в диалоге  с государством отстраивалась практика теневого растаможивания.

     Бизнес, связанный с таможней, существует в России в режиме трех схем, обозначаемых предпринимателями умилительно  просто: черные, серые и белые. В  этой цветовой гамме раскручивается роман бизнеса и власти.

     Белые схемы - абсолютно легальные, осуществляемые с соблюдением всех формальных требований Государственного таможенного комитета. Черные схемы - абсолютно нелегальные, иначе говоря, контрабандные. Серые - имитация законности по договорной цене, позволяющая на выходе иметь легальные документы [6]

     Безусловно, на сегодняшний день абсолютный приоритет  имеют серые схемы. По оценкам  предпринимателей, на рынке бытовой  техники и электроники контрабанда  занимает порядка 5 % розничного товарооборота, завезенный “в белую” товар — порядка 15-20 %. И это по самым высоким  оценкам. Весь остальной рынок существует за счет серых схем ввоза.

     Итак, наименее распространена контрабанда. Что провоцирует ее выбор?

     • авантюрный тип личности предпринимателя;

     • малый масштаб деятельности;

     • краткосрочная мотивация в данном бизнесе, когда ввоз товара рассматривается  как побочная (или предварительная, или реваншистская) операция по отношению  к основному виду деятельности;

     • шальные, легко заработанные деньги, которыми можно рискнуть в надежде  на одноразовую удачу;

     • встроенность в контрабандные сети поставки, сбыта, дистрибуции.

     В настоящий момент контрабандисты являются маргиналами в предпринимательской  среде, которая культивирует устойчивость развития как залог прогнозируемости деловых контактов. Порицание контрабанды  складывается из двух смысловых блоков: этического и прагматического. Этическое  неприятие современным “цивилизованным” бизнесом чистой контрабанды восходит к ее “вчерашности”, а стало быть, обреченности и бесперспективности. В этике бизнеса особое место  занимают устремленность в будущее, нацеленность на расширение и развитие. Соответственно, схема, связанная с  огромным риском и принципиально  осуществимая лишь в малых размерах, заведомо проигрывает с точки  зрения перспективы и масштабности.

     Но  есть и вполне приземленный, прагматический аспект такого неприятия. Речь идет о  ценовых проблемах. Контрабандный  товар содержит угрозу демпинга, потому что с него не платят таможенную пошлину, НДС, страховые платежи и т. д. И этот демпинговый потенциал почти всегда реализуется, потому что скорейшая реализация такого товара — залог спокойствия контрабандиста. Ценовые всполохи за счет контрабандного товара — регулярны, досадны и осуждаемы “правильными” предпринимателями. Такие товарные потоки на профессиональном сленге иногда называют “черносливом”, то есть “вчерную” на рынке “сливается” товар, что сбивает цены.

     Белые схемы представляют иную крайность, другой предельный случай предпринимательских  стратегий (импортеры называют их “лобовыми”). Они — предельно безопасны  и предельно дороги. Впрочем, одна из причин их существования состоит  как раз в том, что по некоторым  видам товаров легальные таможенные платежи меньше договорной “серой”  цены за растаможивание машины. В целом  белая схема подразумевает абсолютно  достоверное декларирование как  товарных кодов и количества ввозимого, так и ввозной (инвойсной) цены. С  декларируемой суммы платят таможенную пошлину, потом с образовавшейся суммы — НДС и, радуясь, что  “все по закону”, предлагают товар  российскому потребителю. Только делают так далеко не все и не всегда.

     Как правило, по белой схеме работают следующие предприниматели:

     • патологически законопослушные  или боязливые предприниматели, что в мире бизнеса встречается  редко;

     • крупные западные производители, имидж  которых на мировой арене как  законопослушных не позволяет вести  себя иначе даже в России, к тому же работающие на российском рынке  зачастую на дотационных условиях;

     • фирмы, находящиеся в силу разных обстоятельств “под колпаком” у  различных силовых и контролирующих структур, включая Государственный  таможенный комитет; 

     • фирмы, испортившие отношения с  конкретными представителями таможни  и опасающиеся ответных действий с упованием на закон;

     • фирмы, оперирующие эксклюзивными  товарами, реализуемыми с огромными  наценками, что позволяет им выдерживать  любые таможенные пошлины;

     • фирмы, ввозящие товары, по которым  легальные таможенные платежи меньше договорной “серой” цены [8].

     Но  на этом черно-белом фоне абсолютным лидером являются серые схемы  ввоза импорта. Эти схемы, экономя  на таможенных платежах, “облегчают”  цену товара, делая его доступным  для российского потребителя. Происходит это за счет увязывания воедино интересов  таможенников, околотаможенных агентов (брокеров, владельцев складов временного хранения и пр.) и предпринимателей. Суть этих схем — в искажении  деклараций в заранее согласованном  с таможней форме и масштабе, в  результате чего машина уходит с таможни  с легальными документами, позволяющими оперировать товаром на законных основаниях. Искажения возможны по следующим направлениям:

     • таможенные коды (что ввозят);

     • количество ввозимого (сколько ввозят);

     • инвойсные цены (по какой цене ввозят).

     “Серая” цена растаможивания дает возможность  предпринимателям экономить на таможенных платежах (соответственно, и на НДС), госбюджету получать необходимые средства (пусть меньшие, чем по писаным  правилам, но неизмеримо большие, чем  при контрабанде), таможенникам —  иметь неформальные доходы, потребителям — приобретать товар по приемлемой цене.

     Описывать серые технологии довольно сложно в  силу их качественного многообразия. К тому же в них возможны разные составы игроков. Где-то существенную роль играют склады временного хранения, где-то обходятся без них. В одних  случаях достаточна лояльность начальника таможни, в других — необходима лоббистская деятельность в верхних эшелонах власти. Другими словами, серые схемы — условное название целого спектра технологий, существенно различающихся по степени отклонения практики от нормативных требований. Но все они объединены тем, что неформальная практика согласования интересов множества агентов ставит конечной целью имитацию их легальной деятельности, в результате чего недостоверно задекларированный товар по договорной цене приобретает статус легального.

     В построении серых схем важную роль играют фирмы-однодневки, делающие цепочку  от производителя до потребителя  непрозрачной, сводя тем самым  результативность проверок практически  к нулю. В редких случаях такие  фирмы создаются собственно импортерами, но чаще они входят в сервисный пакет обслуживающих сделки банков. Эта отлаженная схема “гасит” риск фирм-импортеров и приносит приличные доходы финансовым институтам, являясь, таким образом, механизмом перераспределения (усреднения) рисков и прибыли.

Информация о работе Статистика серого импорта