Статистика потребления товаров и услуг населением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание

Доход и потребление населением товаров и услуг – одна из основных характеристик в анализе уровня жизни населения. В качестве показателя уровень жизни рассчитывается как денежные доходы в расчете на одного человека или семью. Если доход увеличивается, то увеличивается потребление товаров и услуг, следовательно, увеличивается качество потребляемых товаров и услуг. Статистика изучает величину и состав доходов, его структуру, динамику в целом по всему населению, а также в разрезе территорий страны, отраслей экономики, типов домашних хозяйств, социальных групп населения.

Работа состоит из  1 файл

статистика.docx

— 220.81 Кб (Скачать документ)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине « Социальная статистика »

Тема: « Статистика потребления  товаров и услуг населением »

 

 

 

 

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода, исследующего количественную характеристику структуры  общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и  измерить основные закономерности в  поведении людей, в распределении  благ между ними. Социальная статистика призвана выявлять социальные индикаторы тех или иных процессов, оценивать  их устойчивость и изменчивость, их принадлежность к определенному  времени, определенной стадии развития общества.

Как известно, величина дохода населения полностью зависит  от потребления им товаров и услуг, и наоборот. Важной задачей социальной статистики является определение структуры  потребления населения на базе материалов систематических выборочных исследований бюджетов домашних хозяйств. Обычно эта  структура обусловливается структурой потребительских затрат населения. В составе этих затрат выделяются следующие направленности затрат: продукты питания, иногда с возможным отделением алкогольных напитков, непродовольственные  товары и оплата услуг.

Доход и потребление населением товаров и услуг – одна из основных характеристик в анализе уровня жизни населения. В качестве показателя уровень жизни рассчитывается как  денежные доходы в расчете на одного человека или семью. Если доход увеличивается, то увеличивается потребление товаров  и услуг, следовательно, увеличивается  качество потребляемых товаров и  услуг. Статистика изучает величину и состав доходов, его структуру, динамику в целом по всему населению, а также в разрезе территорий страны, отраслей экономики, типов домашних хозяйств, социальных групп населения.

Если же потребление товаров  и услуг уменьшается, то нужно  обратить внимание на доход. Снижение доходов приводит к снижению покупательной  способности населения, а следовательно, к уменьшению расходов. Расходы, произведенные на приобретение товаров и услуг, называются потребительскими расходами населения. Статистика изучает уровень, степень, динамику и строение потребительских расходов.

Статистика доходов и  расходов населения предоставляет  информационную базу для анализа  общего состояния экономики и  уровня жизни, для разработки социальной и налоговой политики, для оценки возможности расширения инвестиционного  процесса за счет мобилизации внутренних резервов.

 

  1. Потребление населения и его законодательное регулирование.

 

 

«Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточное  и конечное потребление.

Промежуточное потребление  представляет собой стоимость продуктов  и рыночных услуг, потребленных и  предоставленных в течение данного  периода с целью производства других продуктов и услуг. Это  потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления  включаются материальные продукты и  материальные услуги, расходы предприятий  и организаций, осуществляемые в  интересах производства, нематериальные услуги.

Конечное потребление, или  собственно потребление населения, - расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно  для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости  от того, кто фактически финансирует  расходы: потребительские расходы  домашних хозяйств финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений – за счет государственного бюджета; некоммерческих общественных организаций – за счет добровольных взносов членов этих организаций  и пожертвований, а также доходов  от своей собственности.

В структуре потребления  населения выделяются потребительские  товары (продукты питания, непродовольственные  товары) и услуги (материальные и  нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное  потребление и бесплатное.

Платное потребление осуществляется за счет личных доходов населения, т.е. средств семейного бюджета, и  поэтому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно  следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами  для собственных нужд.

Бесплатное потребление  населения включает потребление  товаров и услуг в учреждениях  здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров  и услуг населением, находящимся  на полном государственном обеспечении».1

Производство и потребление  активно влияют друг на друга. Назначение производства – служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие  элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной  рыночной экономики.

В России приняты некоторые  законодательные акты, защищающие интересы потребителя. В Законе Российской Федерации  «О защите прав потребителей», утвержденном в 1993г., определены общие правовые, экономические  и социальные основы защиты прав граждан  – потребителей продукции. Определено, в частности, что любой потребитель  имеет право на:

- государственную защиту  своих интересов;

- гарантированный минимальный  уровень потребления;

- надлежащее качество  продукции;

- безопасность продукции,  полную и достоверную информацию  о ней;

- возмещение в полном  объеме ущерба, причиненного продукцией  ненадлежащего качества;

- обращение в суд и  другие государственные органы;

- объединение в общественные  организации потребителей.

В российском законодательстве в 1993г. были приняты два закона: «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации».

 

1) сертификация продукции – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям;

2) стандартизация – деятельность по установлению норм, характеристик продукции, работ и услуг и правил (требований), предъявляемых к ним, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Сертификация бывает добровольной или обязательной. В обязательном порядке производится сертификация продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Организация этой работы также  возложена на Госстандарт России, разрабатывающий государственные  стандарты. Стандарты же отраслей и  стандарты предприятий подготавливаются соответствующими ведомствами, но они  не должны нарушать обязательных требований государственных стандартов.

«Основные задачи и направления  статистического изучения уровня жизни  следующие:

1) общая и всесторонняя  характеристика социально-экономического  благосостояния населения;

2) оценка степени социально-экономической  дифференциации общества, степени  различий по уровню благосостояния  между отдельными социальными,  демографическими и иными группами  населения;

3) анализ характера и  степени влияния различных социально-экономических  факторов на уровень жизни,  изучение их состава и динамики;

4) выделение и характеристика  малообеспеченных слоев населения,  нуждающихся в социально-экономической  поддержке».

 

2 раздел + спец. показатели

1.2 Потребление

 

Потребление является завершительным этапом воспроизводственного процесса. Потребление – использование произведенного продукта в целях удовлетворения определенных потребностей.

Потребление бывает :

1) промежуточное, т. е. это стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг (материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги);

2) конечное, или собственное, потребление населения – расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей;

3) платное – осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд;

4) бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и другие, а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов, живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).

Потребляемые товары предназначены  для удовлетворения определенных потребностей населения. В зависимости от степени  значимости товары делятся на:

1) товары первой необходимости  (продукты питания, жилье и т. п.);

2) товары, менее необходимые  (книги, телевизоры, стиральные машины и др.);

3) предметы роскоши (деликатесные  продукты питания, особо модная  одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

Увеличивающуюся роль в потреблении  населения играют различные услуги, оценка которых имеет свою специфику.

Услуги – это результат деятельности, направленный на удовлетворение определенной потребности человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.

Статистика  потребления исследует в качестве объекта только услуги, которые оказываются  населению и удовлетворяют потребности  человека.

Сопоставление фактического потребления отдельных товаров  с нормативным уровнем дает возможность  определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Соответственно, коэффициент  удовлетворения потребности в i-м  товаре будет иметь вид:

Так как динамика общего и среднедушевого потребления исследуется  с помощью индексов, то по отдельным  видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

 

1) общего объема потребления  i-гo товара:

 

Разница между числителем и знаменателем индексов демонстрирует  абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-гo товара:

 

 

Для определения как общего, так и среднедушевого потребления отдельных услуг населением чаще всего используется их стоимостная оценка, тем более если речь идет о платных (рыночных) услугах.

 

 

Определить обеспеченность населения услугами можно посредством  сравнения фактического потребления  услуг в среднем на душу населения  с нормативным его значением:

При необходимости используется среднее нормативное потребление:

 

Индексы потребления отдельных  видов услуг строятся идентично  индивидуальным индексам потребления  товаров:

2) в расчете на душу  населения:

где iN – индекс среднегодовой численности населения.

 

При этом необходимо обеспечить сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах для  определения динамики физического  объема их потребления при погашении  влияния цены. Достичь этого можно при прямом использовании сопоставимой (базисной) цены либо при пересчете стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода. Таким образом, применяется метод дефлятирования.

 

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским  товарам и услугам (КПО) в агрегатной форме исчисляется путем сопоставления  стоимости фактического потребления  этих товаров и услуг (? q x p и ? S x t) со стоимостью их нормативного набора (? q x p и ? SH x t):

 

 

Где p – цена товара;

 

q – количество фактически  потребленных товаров;

 

S – количество фактически  потребленных услуг;

 

t – фактический тариф  за определенную услугу;

 

qH – норматив потребления определенного товара в расчете на душу населения;

 

SH – норматив потребления  определенного вида услуг в  расчете на душу населения;

 

N – средняя численность  населения за период.

 

При определении стоимости  нормативного набора учитываются нормы  потребления в среднем на душу населения, т. е. нормы, составляющие нормативный  потребительский бюджет, а также  численность населения.

Стоимость общего недопотребления  товаров и услуг в сопоставлении  с нормативным его уровнем  устанавливает разность числителя  и знаменателя КПО. Возможно, что  потребление одних товаров и  услуг может быть компенсационно зачтено другими.

Однако результатом этого  является искажение истинной величины недопотребления. Исходя из этого производится расчет показателя удовлетворения потребностей на душу населения:

 

 

К тому же каждое фактическое  потребление товаров и услуг  учитывается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, сравнительным значением  КПДбудет 1,0. Разность величин числителя и знаменателя КПДпредставит реальный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом. Сопоставив этот размер с результатом предыдущего расчета недопотребления на основе КПО получим величину возможных компенсационных зачетов в потреблении.

Информация о работе Статистика потребления товаров и услуг населением