Статистика инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 04:54, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны.

Работа состоит из  1 файл

Текст работы посл.docx

— 264.07 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.

Как экономическое явление  инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.

Однако, инфляция, хотя и  проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к  чисто денежному феномену. Это  сложное социально-экономическое  явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных  сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, в том числе в России.

Инфляция является сложным  социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Проявлением инфляции является повышение общего уровня  цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.

В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших  макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Способность государства  поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Сущность и происхождение  инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты  борьбы с инфляцией. 

Целью работы является изучение и статистическая оценка инфляции на современном этапе.

В соответствии с целью  были поставлены и решены следующие задачи:

  • дать понятие, сущность, виды цен и инфляции;
  • охарактеризовать задачи и системы показателей инфляции;
  • проследить статистическое наблюдение за инфляцией;
  • провести анализ уровня инфляции на основе индексов потребительских цен и цен производителей продукции за 2006-2010 годы;
  • исследовать инфляцию с использованием индекса-дефлятора и индекса покупательной способности рубля за 2006-2010 годы;
  • оценить уровень инфляции на основе динамики курса валют
  • проследить и оценить влияния факторов на динамику уровня инфляции;
  • провести корреляционно-регрессионный анализ влияния инфляции на макроэкономические показатели за 2006-2010 годы;
  • спрогнозировать  уровень инфляции на основе модели тренда
  • предложить направления совершенствованию статистического изучения инфляции.

Объект исследования – инфляция.

Предметом исследования является методы статистического анализа инфляция и цен.

Периодом исследования является 2006-2010 гг.

Методологической и теоретической  основой курсового исследования главным образом послужили: Российский статистический ежегодник 2011, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, интернет-ресурсы официальных сайтов Росстата, Министерства финансов, Банка России, агентства Эксперт РА.

Теоретической основой исследования выступают труды российских ученых: Ковалевского Г.В., Гусарова В.М., Салиной В.Н., Назарова М.А., Деминой А.И. и др., связанные с изучением теории и практики организации денежного обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ

 

    1. Понятие, сущность, виды цен и инфляции

 

Цена является важнейшим  стоимостным измерителем, основным экономическим параметром рыночной среды. Многофункциональное значение цены вытекает из ее определения, которое может охватывать различные стороны рыночного механизма

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

 Цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги [7]. Цена- это выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу товара в конкретных условиях места и времени [11].

Цены, процессы  их образования  и изменения представляют  собой  предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен [7].

Категория цен  связана с функционированием  товарно-денежных отношений. В условиях развитого рынка цена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учетом спроса.

При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятиями и организациями. От уровня и динамики цен на товары зависит уровень жизни населения. В цене, таким образом, фокусируются экономические и социальные проблемы общества.

Цена выполняет  учетную, стимулирующую и распределительную функции.

Учетная функция  позволяет оценить затраты и  результаты производства.

Стимулирующая функция  призвана активизировать научно-технический прогресс, повысить ресурсосбережение, эффективность производства и качество продукции.

Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в федеральный и местный бюджеты. С помощью этой функции цены решаются социальные задачи [3].

Рыночная цена выполняет  различные функции. Цена - это посредник  и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы [8].

Цены классифицируют по различным  направлениям.

По сферам  товарного  обслуживания:

-  оптовые цены,  по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и  потребительского  назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках  поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

- розничные цены, по которым товары реализуются  конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

- закупочные цены, по которым  государство  покупает продукцию  у сельскохозяйственных предприятий  (фермеров);

- цены и тарифы на  услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы) [7].

По способу отражения  транспортных расходов:

-  цены франко-отправления  (на товары ограниченного производства  и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки  до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы  до пункта назначения.

 По формам продаж:

- контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности  между продавцом и покупателем;

- биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого  через биржу. Цена биржевого  товара складывается из биржевой  котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от  места поставки;

- цены ярмарок и выставок (часто льготные);

- аукционные цены, отражающие  ход продаж на аукционах (различают  стартовые цены и продажные)

   Аукционы (публичные  торги) бывают трех   типов:

1. С повышением цены (товар  продают по цене, наиболее высокой  из предложенных покупателями).

2. Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену).

3. С подачей заявок  в запечатанных конвертах, при  этом отсутствует  возможность  сравнения с запросами других  покупателей.

По стадиям продажи:

- цены предложения (цены  продавца, или стартовые), по которым  продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

- цены спроса, по которым  покупатель заинтересован приобрести  товар;

- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические,  или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен [7].

По степени регулирования:

- жестко фиксированные  (основной тип цен в условиях  административно-командной экономики);

- регулируемые (допускаются  изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);

- свободные (не подвержены  прямому вмешательству, формируются  в соответствии с конъюнктурой  рынка).

По степени устойчивости во времени:

- твердые: устанавливаются  при заключении договора на  весь срок действия;

- подвижные: зафиксированная  в договоре цена меняется в  момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;

- скользящие: в договоре  устанавливается исходная цена  и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

- с последующей фиксацией:  в договоре определяются условия  фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

  • расчетные цены, которые обосновываются  поставщиком для каждого конкретного заказа с  учетом его технических и коммерческих условий.
  • справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.
  • цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.

Информация о работе Статистика инфляции