Статистическое наблюдение как основа для характеристики явлений и процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:50, курсовая работа

Описание

Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т. д.), формы и программы которых утверждены Государственным комитетом РФ по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Формы, виды и способы статистического наблюдения 6
1.1 Понятие статистического наблюдения. Основные формы статистического наблюдения
1.1 Статистическая отчетность
1.2 Статистический опрос
1.3 Статическая перепись
Глава 2. Организация статистического наблюдения
2.1 Подготовка статистического наблюдения
2.2 Контроль данных статистического наблюдения
Глава 3.
Заключение
Приложение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик Статистическое наблюдение как основа для характеристики явлений и процессов.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Нижегородский государственный  архитектурно-строительный университет

Кафедра экономики, финансов и статистики

Курсовая  работа на тему

«Статистическое наблюдение как основа для характеристики явлений и процессов»

Выполнила:

студентка 2ого курса

Маракина  Светлана Евгеньевна 

Проверил:

Доцент  Поначугин Виктор Александрович

Нижний  Новгород

2009

 

Содержание

Введение 3
Глава 1. Формы, виды и способы статистического наблюдения 6
1.1 Понятие  статистического наблюдения. Основные  формы статистического наблюдения  
1.1 Статистическая  отчетность  
1.2 Статистический  опрос  
1.3 Статическая  перепись  
Глава 2. Организация статистического наблюдения  
2.1 Подготовка  статистического наблюдения  
2.2 Контроль  данных статистического наблюдения  
Глава 3.  
Заключение  
Приложение  
Список  литературы  
 

 

Введение 

 

 
 
Глава 1. Формы, виды и способы  статистического  наблюдения.

1.1 Понятие статистического наблюдения. Основные формы статистического наблюдения.

1.2 Статистическая отчетность

 

      Статистическая  отчетность - особая форма организации  сбора данных, присущая только государственной  статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т. д.), формы и программы которых утверждены Государственным комитетом РФ по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом РФ. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.

      Отчетность  различается по периодичности: срочная - содержит данные за месяц и менее; квартальная: полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой  отчетности. Срочная отчетность часто  передается по телеграфу (или электронной почте).

      Статистическая  отчетность претерпевала изменения  на протяжении длительного времени. В начале XVIII в. предпринятые Петром I реформы охватили все основные стороны общественной жизни. Петр I создал систему коллегий, которые требовали отчетов от подведомственных производств, заведений, а также от местной администрации. Руководящим центром было высшее правительственное учреждение страны - Сенат, который выносил решения и давал указания по проведению важнейших учетно-статистических работ. Здесь же концентрировались полученные материалы. Каждое подведомственное производство должно было давать в отчетной ведомости сведения о том, где оно находится, на чьей земле, сколько земли, лесов, какие строения, сведения о рабочих.

В 1802 г. были созданы  министерства, которым поручено собирать частные данные по отраслям. Были созданы циркуляры, согласно которым губернии обязаны ежегодно представлять отчеты по установленным формам, содержащие наравне со всякого рода административными сведениями данные о населении и населенных пунктах, сельском хозяйстве, промышленности. с самого начала удалось организовать довольно аккуратное поступление этой отчетности, нарушенное только в 1812 г. Однако достоверность материалов была невысока, так как функции низовых статистических органов выполнял местный административно-полицейский аппарат.

В 1811 г. был создан официальный центр правительственной  статистики России - Статистическое отделение  при Министерстве полиции. После 1917 г. статистика начала играть большую  роль в существовании социалистического общества. Иное место в общественной жизни, иные задачи - все это требовало новой организации статистических учреждений и работ. Было создано Центральное статистическое управление (ЦСУ), организована текущая статистика. Формированию статистической отчетности было посвящено Положение о государственной текущей промышленной статистике от 4 января 1919 г., в котором предусматривалась унификация записей в фабрично-заводских книгах в пределах каждой отрасли промышленности. Оговаривались сроки и порядок представления данных  в губернские статистические бюро (не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца) на бланках общегосударственной статистики за подписями лиц, ответственных за правильность данных. По сути Положение представляло собой первый вариант организации статистической отчетности, которая формировалась в начале 30-х годов и стала основным источником данных. Однако недостатки, а во многих случаях полное отсутствие первичного учета на предприятиях, с одной стороны, громоздкость и сложность предлагаемой программы учета - с другой, не позволяла быстро наладить текущую статистику. Составляемые на ее основе сводки были неполными и не исполнялись в срок. В 1922 г. было издано постановление Совета труда и обороны "Об отчетности государственных, кооперативных и частных предприятий перед государственными учреждениями". Постановление обязывало все предприятия представлять отчетные сведения в ЦСУ и ВсНХ по установленным программам и согласно инструкциям.

В 1930 г. в статистические органы регулярно стали поступать  годовые отчеты предприятий, охватывающие все главные показатели (объем продукции, рабочая сила, отработанное время, себестоимость продукции и т.д.). Дальнейшее расширение отчетной базы произошло в 1933 г., когда была введена единая форма годового отчета предприятий. Переход к отраслевому принципу управления повлек за собой возрастание объемов отчетности. В предвоенные годы была проведена большая работа по ее пересмотру, введена суточная и декадная отчетность. Текущей и годовой отчетностью были охвачены колхозы и совхозы. В послевоенные годы вся работа государственной статистики была подчинена оперативным нуждам.

В 1956 г. с ликвидацией  союзных промышленных министерств  значение органов ЦСУ СССР резко  возросло. Они были призваны и руководить статистической отчетностью, и разрабатывать ее по отраслям. К 1985 г. в работе государственной и ведомственной статистики стали очевидны застойные явления. Они сказывались в недооценке фундаментальных методологических исследований, недостаточном изучении связи статистической информации с потребностями управления народным хозяйством, ограниченности публикуемых статистических материалов.

     В настоящее время отчетность является основной формой статистического наблюдения в России. Отчетность - совокупность отчетов, содержащих систему показателей, которые характеризуют итоги производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за определенный (отчетный период).

     Отчетность  как форма наблюдения характеризуется  следующими основными особенностями:

1. Обязательность: каждое предприятие или организация  обязаны предоставлять отчетные данные об определенном круге показателей по формам, в адреса и сроки, которые утверждаются в установленном порядке.

2. Отчетность  охватывает не только все хозяйствующие  субъекты, но и все стороны их деятельности: труд и его оплату, основные средства и нематериальные объекты, материалы, материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, капитальное строительство.

3. Юридическая  сила: форма отчетности является официальным документом, она подписывается руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером, которые несут ответственность по закону за достоверность содержащихся в отчете показателей и за своевременное и правильно оформленное их представление.

4. Документальная  обоснованность: все данные статистической  отчетности получаются на основе первичной документации, которой оформляются хозяйственные операции. Тем самым обеспечивается высокая достоверность отчетных данных и возможность их контроля.

5.Отчетность - формы  государственного статистического наблюдения, утверждаемые органами статистики. Статистические органы имеют право менять как перечень отчетности, так и ее форму, сокращать число отчетов, вводить новые формы.

     Важным  направлением совершенствования статистической отчетности является не только сокращение количества форм, но и их упрощение по составу показателей. Устраняются факты дублирования информации, обеспечивается координация показателей и их увязка.

     Приоритетным  направлением являются статистические наблюдения на дискретной основе.

     Пересмотр форм отчетности осуществляется на основе новых подходов к формированию системы статистических показателей. Этот каталог действует с 1 марта 1997 г. в центральном аппарате Госкомстата России и содержит свыше 3,5 тысяч показателей.

     Для отслеживания тенденций потребительского рынка Российской Федерации Госкомстат России утвердил формы еженедельного мониторинга организаций промышленности, оптовой и розничной торговли за производством и оборотом важнейших потребительских товаров и

     лекарственных средств.

     По  своему содержанию формы отчетности бывают типовыми (общими) и специализированными.

     Общая отчетность - это отчетность, содержащая одни и те же данные для определенной отрасли народного хозяйства. В специализированной отчетности содержатся специфические показатели отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т.п. Специализированными являются также формы отчетности о технико-производственных показателях предприятий определенных отраслей (черной металлургии, текстильной промышленности и т.д.).

     По  периоду времени, за который предоставляется  отчетность, различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года (соответственно квартальная, месячная, недельная) называется текущей.

     По  способу представления различают отчетность срочную, когда сведения представляются по телетайпу, телеграфу, и почтовую. Срочная отчетность может иметь любую периодичность: недельную, двухнедельную, месячную, полугодовую и годовую. Такое деление определяет различия в организации не только сбора данных, но и их свободной обработки.

В зависимости  от установленного порядка прохождения  отчетность делится на централизованную и нецентрализованную.

     Таблица 1.1 в приложении отражает перечень основных форм статистической отчетности. 

1.3 Статистический опрос

Информация о работе Статистическое наблюдение как основа для характеристики явлений и процессов