Статистическое изучение условий социально – экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:40, курсовая работа

Описание

Социально-экономическая статистика (СЭС) изучает массовые экономические и социальные явления на макроуровне, выявляет присущие им закономерности и взаимосвязи, даёт количественную и качественную характеристику проявления экономических законов в конкретных условиях места и времени. Предметом СЭС является национальная экономика страны. Объектами исследования являются массово-экономические и социальные явления, происходящие на уровне экономики страны в целом, как единого народно-хозяйственного комплекса.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по статистике.doc

— 583.50 Кб (Скачать документ)

     Рисунок 3– Результат SWOT-анализа: слабые стороны социально-экономического положения Орловской области 

     В соответствии со статистическими данными  в Орловской области наблюдается  снижение развития животноводства. До конца 2008 года сохранялась тенденция сокращения крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях и хозяйствах населения. В 2008 году по сравнению с 2007 годом в хозяйствах всех категорий на 13,5% сократилось поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров – на 1,8%.В 2008 году производство яиц во всех категориях хозяйств снизится к уровню прошлого года на 0,7% и составит 220 млн. штук, в том числе снизится в сельскохозяйственных предприятиях на 4 млн. штук, или 7,7% и составит 48 млн. штук. На результатах производства яиц в области отражается работа ЗАО «Птицефабрика «Орловская». За 8 месяцев 2008 года на фабрике произведено 23,4 млн. штук яиц или 87,3% к аналогичному периоду прошлого года. По состоянию на 1 сентября 2008 года птицефабрика не восстановила имеющуюся ранее численность птицы.

В области  так же наблюдается слабый объем  инвестиций в производство из-за высокого инвестиционного риска в промышленности. Прежде всего, это обусловлено следующими факторами:

     1. Отсутствует развитие наукоемкого  производства в регионе;

     2. Трудности развития обрабатывающих  производств, уступающих импорту в конкуренции за внутренний рынок, создают угрозу возобновления тенденции к замедлению экономического роста.

     Общая демографическая ситуация в области, как и в целом по России, продолжает оставаться сложной. Численность постоянного населения на начало 2008 года составила 821,9 тыс. человек и сократилась с начала года на 4,7 тыс. человек (0,6%). Основной причиной снижения численности является естественная убыль, не восполняемая миграционным приростом. Превышение числа умерших над числом родившихся в отчетном периоде составило 1,8 раза (в 2006 году – 2 раза). «Демографическая нагрузка» в области превышает средний показатель по ЦФО на 5%, по России – на 8%.

     По  данным органов службы занятости социально-трудовая сфера области характеризуется сокращением численности населения трудоспособного возраста, и, как следствие, снижением численности трудовых ресурсов области. За 2007 год численность трудовых ресурсов к предыдущему периоду сократилась на 1,3 тыс. человек (0,2%) и составила 522 тыс. человек. Численность занятых в экономике за этот период осталась практически на уровне 2006 года и сократилась на 200 человек, составив 412 тыс. человек, или 94,3% от численности экономически активного населения.

     Сложной остается по-прежнему экологическая  ситуация в Орловской области. Регион занимает 43 место среди регионов России. Данные регулярных наблюдений службы Орловского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды показывают, что население области подвержено воздействию загрязнителей воздуха, средняя концентрация которых иногда превышает предельно допустимые нормы. Наиболее сильными и опасными источниками воздействия на природу являются промышленные объекты. 

3.2 Реализация региональной промышленной и инновационной политики в Орловской области 

     В настоящее время все большую  актуальность приобретают вопросы  ориентации экономики на инновационный  путь развития и создания региональных инновационных систем. Управление региональным инновационным процессом происходит посредством выработки региональной инновационной политики, способной решать государственные задачи повышения конкурентоспособности и устойчивости экономики.

     Региональная  инновационная политика ориентирована  на решение территориальных проблем, к числу которых относятся  эффективное использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Мерами реализации региональной инновационной политики выступают программы по повышению конкурентоспособного потенциала приоритетных для региона производств посредством привлечения частных институциональных инвесторов к реализации инноваций; формирование режима экономического стимулирования инновационной деятельности.

Можно выделить внутренние и внешние составляющие инновационного потенциала региона. К числу внутренних относятся: финансово-кредитная система, хозяйственная структура, научно-исследовательская база, система формирования и развития кадрового потенциала региона. К внешним элементам относятся: интеграционное взаимодействие с другими регионами, социально-экономическая конкурентоспособность региона, возможности выхода на мировой уровень.

     Региональная  инновационная политика - составная  часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных  условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования.

     Инновационная политика в регионах Российской Федерации  имеет свои особенности. Однако едиными  остаются базовые средства ее реализации: законодательная база, целевые программы, концепции и др.

     В Орловской области в настоящее  время ведется широкомасштабная работа по активизации инновационных  и инвестиционных процессов на предприятиях и организациях; развитию взаимодействия промышленных предприятий, научных учреждений и вузов; увеличению численности и повышение престижа работников, занятых научно-технической и инновационной деятельностью. Этому способствуют принятые законы «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области», «О науке и инновационной деятельности», «Об инвестиционной деятельности в Орловской области». Коллегия администрации Орловской области ведет целенаправленную работу по выработке и реализации долгосрочной политики повышения конкурентоспособности и эффективности промышленного производства области [11].

     Индустриальный  комплекс области представляют 220 крупных, средних и 574 малых предприятия, в  которых работает 72,2 тыс. человек, что  составляет 26% занятого населения. Промышленность занимает 38% в структуре валового регионального продукта. В 2005 году произведено продукции на сумму 35 млрд. рублей. Наращивание инновационного и производственного потенциала промышленности области достигается за счет пяти основных элементов [13].

     Первый  элемент - Система стратегического  планирования и комплексный подход.

     С целью формирования конкурентной экономики  в области принята и реализуется  стратегия социально-экономического развития до 2010 года. Совместно с областным Советом народных депутатов коллегия администрации области наработала серьезное региональное законодательство, включающее в себя концепцию промышленной политики, ряд инновационных и инвестиционных законов и региональных программ. Принятая Концепция промышленной, научно-технической и инновационной политики Орловской области до 2010 года определила важнейшие стратегические приоритеты, принципы и поддерживающие механизмы развития экономики области.

     Второй элемент - Реформирование структуры промышленного производства.

     Реализация  важных инновационно-инвестиционных областных  программ создает условия для  производства рыночной продукции. Принята  «Программа развития промышленности в  Орловской области в 2006-2008 годах», которая предусматривает закрепление  достигнутых за последние годы положительных тенденций, дальнейшее развитие и значительное повышение экономической эффективности промышленности [14].

     Третий  элемент - Современный менеджмент.

     В области сложилась многоступенчатая система подготовки и переподготовки управленческих и инженерно-технических кадров. Успешно реализуется президентская программа в рамках которой за 7 лет подготовлено более 226 специалистов. Продуктивно ведут переподготовку кадров для промышленности с привлечение ведущих российских ученых и специалистов созданные региональные центры качества, логистики и маркетинга, Орловская школа бизнеса и другие.

     Четвертый элемент - Инновации, качество, инвестиции.

     Принята и успешно реализуется программа  «Развитие научно-инновационной  деятельности в Орловской области на период до 2010 года». Программа направлена на создание экономических и организационно - правовых условий для развития научно-инновационной деятельности в Орловской области. Программа представляет собой систему комплексных мероприятий, инновационных проектов, направленных на решение как государственных задач, так и важнейших проблем, стоящих перед предприятиями области.

Программа носит комплексный инновационный  характер и призвана стимулировать  инвестиционные и инновационные  процессы на предприятиях промышленности и АПК области за счет усиления механизмов государственной поддержки эффективных проектов, направленных на развитие инновационного предпринимательства в Орловской области [14].

      Основными задачами Программы являются:

- совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок;

-         увеличение числа организаций области, использующих инновации;

-         развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

-         развитие малого наукоемкого производственного бизнеса;

-     увеличение объема конкурентоспособной инновационной продукции, производимой организациями Орловской области;

-   создание постоянно действующей системы мониторинга научно-технического потенциала;

-         финансово-кредитная поддержка приоритетных разработок;

-    целевая ориентация подготовки специалистов в вузах в интересах перспективных направлений развития промышленности и социальной сферы на основе «кадрового сопровождения».

     В настоящее время определились более 100 участников областной программы. Сформирована региональная инновационная  инфраструктура, позволяющая достигать  системы «технологических коридоров», обеспечивающих коммерческое освоение научных знаний, изобретений, ноу-хау, и наукоемких технологий. Созданы такие важнейшие ее элементы, как ООО «Орел - технопарк», Центр логистики и маркетинга, интеллектуальной собственности и трансфера технологий, Региональный центр качества, Координационный совет по формированию и реализации политики в области качества.

     Нашли свое место и активно работают и федеральные структуры ФГУ  «Орловский ЦНТИ», ФГУ «Орловский ЦСМ», а также Орловская торгово-промышленная палата, Областной Союз предпринимателей, Центр государственных информационных ресурсов Орловской области.

     Ведется поиск новых форм организации  инновационной сферы, а также  принципов организации инновационной  инфраструктуры. В настоящее время  рассматривается возможность создания регионального Коучинг-Центра, целью  которого станет решение задач продвижения новых технологий и созданных на их основе продукции и услуг на региональный, российский и международный рынки. Возможно создание Центра Контрактации, деятельность которого должна ориентироваться на обеспечение заключения контрактов, договоров между предприятиями или лицами, производящими продукцию и организациями, заготавливающими и сбывающими ее, на создание единой информационной базы по поиску заказчиков и исполнителей.

В области  растут объемы инновационной продукции. В 2005 году 54 предприятия использовали более тысячи передовых производственных технологий, что на 28% больше, чем в 2004 году. Объем работ и услуг инновационного характера составил 1,26 млрд. рублей, темп роста 111, 8%. Удельный вес инновационно - активных предприятий вырос с 17% в 2003 году до 25% в 2005-м. Доля инновационной продукции составляет 6%.

 Пятый  элемент - Стратегическое партнерство.

       Оно рассматривается в нескольких  направлениях: стратегическое партнерство  государства и бизнеса, расширение  хозяйственных связей на уровне регионов, стратегическое партнерство с лидерами российской и мировой экономики [14].  

     3.3 Социально-экономические аспекты охраны природно-ресурсного потенциала Орловской области 

Информация о работе Статистическое изучение условий социально – экономического развития региона