Статистическое изучение активов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является статистическое изучения активов предприятия. Для осуществления хозяйственной деятельности каждое предприятие должно располагать определенным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности или владения. Все имущество, которым располагает предприятие и которое отражено в его балансе, называется его активами. Активы предприятия — совокупность имущественных прав, принадлежащих предприятию, в виде основных средств, запасов, финансовых вкладов, денежных требований к другим физическим и юридическим лицам.

Содержание

Введение…………………………………………........................................3
1.Понятие активов…………………………………………………..........
2.Информационное основа статистического исследования активов…..
3.Статистические показатели оценки активов по факторной модели Дюпона ……………………………………………………....
4Статистический анализ активов ЗАО «ППР Майский» за 2007-2009 годы……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников…………

Работа состоит из  1 файл

надя.docx

— 86.49 Кб (Скачать документ)

Рисунок 1. Схема модели Дюпон

В основу данной модели была заложена жестко детерминированная  зависимость:

                       или                                         (1),

где Рn – чистая прибыль;

А – сумма активов организации;

S – выручка от реализации.

В теоретическом плане  специалисты фирмы Дюпон не были новаторами; они использовали оригинальную идею взаимосвязанных показателей, высказанную впервые Альфредом  Маршаллом и опубликованную им в 1892 году в книге “Элементы отраслевой экономики”. Тем не менее их заслуга очевидна, так как ранее эти идеи на практике не применялись.

В дальнейшем эта модель была развернута в модифицированную факторную модель, представленную в  виде древовидной структуры, в вершине  которой находится показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а в основании  – признаки, характеризующие факторы  производственной и финансовой деятельности предприятия. Основное отличие этих моделей заключается в более дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя. Надо сказать, что модели факторного анализа, предложенные специалистами фирмы Дюпон, довольно долго оставались невостребованными, и только в последнее время им стали уделять внимание.

Математическое представление  модифицированной модели Дюпон имеет  вид:

                                                                                         (2),

где Рск – рентабильность собственного капитала;

ЧП – чистая прибыль;

ВР – выручка от реализации;

СК – собственный капитал  организации.

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости  активов и структуры авансированного  капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает форму №2 “Отчет о прибылях и убытках”, второй – актив баланса, третий – пассив баланса.

Теперь охарактеризуем каждый из основных показателей, входящих в модель Дюпон.

Рентабельность собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

                                                                                (3),

где Рск – рентабильность собственного капитала;

ЧП – чистая прибыль;

СКнп, СКкп  - величина собственных средств на начало и конец периода.

В практике анализа применяется  множество показателей эффективности  работы предприятия. Показатель рентабельности собственного капитала выбран потому, что он является наиболее важным для  акционеров компании. Он характеризует  прибыль, которую собственники получают с рубля вложенных в предприятие  средств. Этот коэффициент учитывает  такие важные параметры, как платежи  по процентам за кредит и налог на прибыль.

Оборачиваемость активов (ресурсоотдача).

Формула для расчета показателя имеет вид:

                                                                                      (4),

где ОА – оборачивоемость активов;

ВР – выручка от реализации на расчетный период;

Анк, Акн  - активы на начало и конец периода.

Этот показатель можно  интерпретировать двояко. С одной  стороны, оборачиваемость активов  отражает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный  в активы предприятия, т. е. оценивает  интенсивность использования всех активов независимо от источников их образования. С другой стороны, ресурсоотдача показывает, сколько рублей выручки предприятие имеет с рубля, вложенного в активы. Рост данного показателя говорит о повышении эффективности их использования.

Рентабельность продаж.

Рентабельность продаж также  является одним из важнейших показателей  эффективности деятельности компании. Он рассчитывается как:

                                                                                                     (5),

где Рпр – рентабельность продаж;

ЧП – чистая прибыль;

ВР – выручка от реализации продукции.

Этот коэффициент показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля  проданной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия  после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и  уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший  аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет  оценить долю себестоимости в  продажах.

Рентабельность активов.

Показатель рентабельности активов рассчитывается по следующей  формуле:

                                                                                         (6),                                                              

где Ра  - рентабильность актива;

ЧП – чистая прибыль;

Анп, Акп  - величина активов на начало и конец периода.

Рентабельность активов - это показатель эффективности оперативной  деятельности предприятия. Он является основным производственным показателем, отражает эффективность использования  инвестированного капитала. С точки  зрения бухгалтерской отчетности этот показатель связывает баланс и отчет  о прибылях и убытках, то есть основную и инвестиционную деятельность предприятия, поэтому он является весьма важным и для финансового управления (виды деятельности предприятия мы подробно рассмотрим в следующей  главе).

Финансовый рычаг (леверидж).

Данный показатель отражает структуру капитала, авансированного  в деятельность предприятия. Он рассчитывается как отношение всего авансированного  капитала предприятия к собственному капиталу.

                                                                                                    (7),

где АК - авансированный капитал;

СК - собственный капитал.

Уровень финансового левериджа можно трактовать, с одной стороны, как характеристику финансовой устойчивости и рискованности бизнеса, и с другой стороны, как оценку эффективности использования предприятием заемных средств.

Прежде чем перейти  собственно к факторному анализу, сделаем  ряд важных оговорок, касающихся сферы применения модели Дюпон.

Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном  аспекте, необходимо учитывать три  важные особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов.

Первая связана с временным  аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и  планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Например, когда коммерческая организация совершает переход  на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших  инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, и  в этом случае снижение рентабельности в отчетном периоде не означает низкой эффективности работы предприятия.

Вторая особенность определяется проблемой риска. Одним из показателей  рисковости бизнеса является коэффициент финансовой зависимости – чем выше его значение, тем более рисковым с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является данный бизнес.

Таким образом, необходимо учитывать  взаимосвязи между факторами, которые  прямо не отражены в модели Дюпон. Например, исходя только из математической формулы модели, может показаться, что бесконечное увеличение финансового  рычага будет приводить к столь  же бесконечному увеличению рентабельности собственного капитала. Однако при  увеличении доли заемных средств в авансированном капитале возрастают и выплаты за пользование кредитами. Вследствие этого уменьшается чистая прибыль и повышения рентабельности собственного капитала не происходит. Кроме того, нельзя не учитывать финансовый риск, сопровождающий использование заемных источников.

Третья особенность связана  с проблемой оценки. Числитель  и знаменатель коэффициента рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Прибыль – динамичный показатель, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен  на товары и услуги в основном за истекший период. В отличие от прибыли, собственный капитал складывается в течение ряда лет. Он выражен  в учетной оценке, которая может  сильно отличаться от текущей рыночной стоимости.

Кроме того, учетная оценка собственного капитала не отражает будущих  доходов предприятия. Далеко не все  может быть отражено в балансе, например, престиж фирмы, торговая марка, новейшие технологии, высокая квалификация персонала  не имеют адекватной денежной оценки в отчетности (если речь не идет о  продаже бизнеса в целом). Таким  образом, рыночная цена акций предприятия  может сильно превышать учетную  стоимость, и в этом случае высокое  значение рентабельности собственного капитала не означает высокой отдачи на инвестируемый в фирму капитал. Поэтому следует принимать во внимание рыночную стоимость фирмы.

Назначение модели Дюпон  – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и  складывающиеся тенденции в их изменении  и значимости. Эта модель используется и для сравнительной оценки риска  инвестирования или кредитования данного предприятия.

Всем факторам модели и  по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, которую аналитик должен учитывать. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь относительно невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью, напротив, показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли и сбыта, банки). Следовательно, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

Для того чтобы судить, насколько  эффективно используются основные средства, существует ряд показателей, среди  которых важнейшими являются фондоемкость и фондоотдача.

Фондоотдача – это прямая величина, характеризующая уровень  отдачи капитала.

Фондоотдачу рассчитывают по формуле

 

                                           ФО= В/Сср                                                        (8)

 

где    Фо – фондоотдача;

В – годовой выпуск продукции  в стоимостном или натуральном  выражении;

С ср – среднегодовая стоимость основных средств.

Фондоемкость или коэффициент закрепления основных средств - это величина обратная показателю фондоотдачи. Ее определяют по формуле

 

                                          ФЕ= Сср/В                                                         (9)

 

где Фе - фондоемкость единицы продукции.

Показатель фондовооруженности труда (ФВ) определяется по формуле:

                                      ФВ = Ф/Ч                                                      (10)

где Ф — стоимость основных фондов на начало (конец) года; 
Ч — численность работников на начало (конец) года;

Рентабельность производства в самом общем виде в отраслевой экономике определяют как:

                                    R = П/ОФ                                                       (11)

где  П – прибыль;

ОФ – стоимость основных фондов.

Оборотные активы— оборотные средства предприятий, фирм, отражаемые в активе их бухгалтерского баланса.

Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов характеризует эффективность использования (скорость оборота) оборотных активов. Он показывает сколько раз за период (за год) оборачиваются оборотные активы или сколько рублей выручки от реализации приходится на рубль оборотных активов. Чем выше этот коэффициент, тем лучше.

                                   Ко = В/Оба                                                    (12)

Где  В – выручка;

Оба – оборотные активы.

                                            Д = 360/Ко                                                     (13)

Демонстрирует возможности  предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к  используемым оборотным средствам  компании. Чем выше значение этого  коэффициента, тем более эффективно и быстро используются оборотные  средства. У разных отраслей желаемый коэффициент рентабельности разный- так у отраслей с большими капитальными вложениями и длительным производственным циклом рентабельность оборотных активов будет, как правило, ниже чем у отраслей с меньшими капитальными затратами и быстрым производственным циклом.

Информация о работе Статистическое изучение активов предприятия