Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 21:35, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг», овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.»

Поставленная цель достигается решением следующих задач: во – первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в – третьих, - решить задачи в соответствии с номером варианта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…3

Теоретическая часть:

1.Понятие потребления, источники данных о потреблении населения….5

2.Показатели, используемые при изучении потребления населением

товаров и услуг…………………………………………………………….7

Расчетная часть…………………………………………………………….15

Аналитическая часть………………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………32

Список используемой литературы………………………………………..34

Приложения……………...…………………………………………………35

Работа состоит из  5 файлов

Диаграмма1.doc

— 42.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Доработка 1.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

Доработка. 

     Потребительская корзина.

     Одним из наиболее важных показателей Статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.

     Различают минимальный и рациональный потребительские  бюджеты.

     Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг.

     Существуют  следующие подходы к определению  и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный.

     При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления.

     При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами.

     При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.

     Потребительские бюджеты (особенно минимальные) широко используются за рубежом. В США особое место среди потребительских бюджетов занимает бюджет Геллера, характеризующий "общепринятый уровень жизни", основанный на наборе тех товаров и услуг, которые общественное мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной жизни. Поэтому размеры этого бюджета существенно превышают средний уровень потребления страны.

     Измерение ПМ или МПБ представляет собой  комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины (потребительская корзина - набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека) – Госкомстат РФ, а определением ПМ – Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до 1997 г.) и 25 (с 1997 г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг (Приложение 2, Приложение 3; табл. 1,табл. 2, табл. 3). (Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, в апреле в Кировской области увеличилась на 1,3% и составила 1 462,6 рублей, в Кирове - на 1,4% до 1 465,6 рублей.) Состав минимального набора определяется с учетом:

  • научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
  • фактического объема потребления в малоимущих семьях;
  • состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;
  • объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

     Рациональный  потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Фактическая структура потребления населения далека от рациональной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2 

     Таблица 1

     Продукты  питания1

Наименование Единица измерения Объем потребления в  среднем на одного человека в год
Трудоспособное  население пенсионеры дети
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы,бобовые) кг 133,7 103,7 84,0
Картофель кг 107,6 80,0 107,4
Овощи и бахчевые кг 97,0 92,0 108,7
Фрукты  свежие кг 23,0 22,0 51,9
Сахар кондитерские изделия в пересчете  на сахар кг 22,2 21,2 25,2
Мясопродукты кг 37,2 31,5 33,7
Рыбопродукты кг 16,0 15,0 14,0
Молоко  и молокопродукты в пересчете  на молоко кг 238,2 218,9 325,2
Яйца штука 200,0 180,0 193,0
Масло растительное, маргарин и другие жиры кг 13,8 11,0 10,0
Прочие  продукты (соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,6
 

     Таблица 2

     Непродовольственные товары

Наименование Единица измерения Объем потребления в  среднем на одного человека в год
Трудоспособное  население пенсионеры дети
 Верхняя  пальтовая группа штук/лет 3/7,6 3/8,7 3/2,6
 Верхняя  костюмно платьевая группа штук/лет 8/4,2 8/5,0 11/2,0
 Белье  штук/лет 9/2,4 10/2,9 11/1,8
 Чулочно-носочные  изделия  пар/лет 7/1,4 4/1,9 6/1,3
 Головные  уборы и галантерейные изделия штук/лет 5/5,0 4/5,6 4/2,8
 Обувь  пар/лет 6/3,2 6/3,5 7/1,8
 Школьно-письменные  товары штук/лет 3/1,0 3/1,0 27/1,0
 Постельное  белье  штук/лет 14/7,0 14/7,0 14/7,0
 Товары  культурно-Бытового и хозяйственного  назначения  штук/лет 19/10,5 19/10,5 19/10,5
 Предметы  первой необходимости, санитарии  и лекарств  процентов от общей  величины расходов на непродовольст-венные товары в месяц 10 15 12

 

      Приложение 3

     Таблица 3

     Услуги

Наименование Единица измерения Объем потребления в  среднем на одного человека в год
Трудоспособное  население пенсионеры дети
Жилье кв.м общей площади 18 18 18
 Центральное отопление Гкал в год 6,7 6,7 6,7
 Холодное  и горячее е водоснабжение  и водоотведение  л в сутки 285 285 285
 Газоснабжение  куб. м в месяц 10 10 10
 Электроэнергия  кВт.ч в месяц 50 50 50
 Транспортные  услуги  поездок в год 619 150 396
 Услуги культуры процентов от общей  величины расходов ну услуги в месяц 5 5 5
Другие  виды процентов от общей  величины расходов ну услуги в месяц 15 15 15
 
 

Таблица 4 

     Индексы потребительских цен в Кировской  области   
 

процентов
  Все товары 
и услуги
из них
продовольственные товары1 непродо-вольствен-ные  товары платные 
услуги  
населению
2009 к предыдущему  месяцу
Январь 102,8 101,5 101,3 108,1
Февраль 101,3 101,1 101,8 100,9
Март 101,5 101,5 101,8 100,8
Апрель 100,8 100,8 101,1 100,1
2009 к декабрю предыдущего года
Январь 102,8 101,5 101,3 108,1
Февраль 104,2 102,6 103,2 109,1
Март 105,7 104,2 105,1 110,0
Апрель 106,5 105,0 106,2 110,1
 

     
 
 

 
 

1 Включая алкогольные напитки (www.kirovstat.kirov.ru)

Доработка2.doc

— 350.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Статистика.doc

— 717.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Статистика.xls

— 16.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг