Статистическая сводка и группировка: задачи и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:16, контрольная работа

Описание

По мере развития общественного производства, внутренней и внешней торговли увеличивалась потребность в статистической информации. Это расширило сферу деятельности статистики, вело совершенствованию ее приемов и методов. Многообразная практика учетно-статистических работ стала подвергаться теоретическим обобщениям. Началось формирование статистической науки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Понятие о статистической сводке…………………………………
6
Глава 2. Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании…………………………………..

9
Глава 3. Задачи статистических группировок, их виды………………...…
13
Глава 4. Принципы выбора группировочного признака. Образование групп и интервалов группировки…………………………………………....

21
Заключение…………………………………………………………………...
28
Список использованных источников……………………………………….
30

Работа состоит из  1 файл

Статистика моя работа.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 3

Характеристика  зависимости прибыли предприятий от оборачиваемости оборотных средств за 200_ г.

 

Продолжительность оборота средств, дней

Число предприятий

Середина  интервала, дней

Средняя прибыль, млн руб.

Изменение средней прибыли, млн руб.

XJ

nj

хj

Уj

Yj - Yj-1

11-30 31-50

51-70

6 8 6

20 40 60

14,60 12,95

7,40

-

-1,65

-5,55

Итого

20

X

11,78

X


 

Отсюда корреляционное отношение равно: rj = l-r-J2 = 0,628 – связь умеренно тесная.

Для изучения влияния нескольких факторов на результат строится многофакторная аналитическая группировка комбинационная группировка по признакам-факторам, и каждой подгруппы рассчитывается среднее значение результативного признака.

Обратимся к  рассмотренному выше примеру, который  дополним вторым фактором формирования прибыли – величиной запаса оборотных средств (z), по этому фактору выделены три группы (табл. 4).

Эта группировка  позволяет проследить колеблемость прибыли под влиянием двух факторов. Конечно, уверенность нашего заключения в том, что прибыль изменяется от группы к группе именно за счет изменений запаса оборотных средств и скорости их обращения, зависит от того, насколько обеспечено погашение влияния прочих факторов, т.е. от числа единиц в подгруппах (яд). В данном примере наполненность групп недостаточна для того, чтобы выявить «чистое» влияние изучаемых факторов.

Таблица 4

 

Характеристика  зависимости прибыли предприятий и оборачиваемости оборотных средств за

эт величины запаса 200_ г.

Средний запас оборотных средств, млн руб.

Оборачиваемость,

дней

Число предприятий

Средняя

прибыль, млн руб.

Колеблемость  прибыли по группам

Zk

XJ

njk

yjk

(yjk - y)2jk

55-85

 

 

85-115

 

 

115—145

11-30

31-50

51-70

11-30

1-50

51-70

11-30

31-50

51-70

1

2

1

2

4

2

3

2

3

14,300 10,650

7,300 12,150 12,075 6,850 16,333 17,000 7,800

6,3504

2,5538 20,0104 0,2738

0,3481 48,6098 62,1894 54,4968 47,5212

Итого

X

20

11,780

242,3537


 

Многофакторная аналитическая  группировка – очень гибкий прием изучения связей. Она позволяет уловить влияние факторов на результат с изменением условий (закреплением прочих факторов на разных уровнях).

Однако при  всех отмеченных плюсах этот метод  имеет огромный минус – дробление совокупности, в результате чего выделяются подгруппы с малым числом единиц. В этом случае средние значения результативного признака неустойчивы, не достигается погашение прочих факторов, соответственно ненадежными становятся и показатели связи. Но если совокупность большого объема и распределение признаков-факторов не являются крайне асимметричными, этот метод, как никакой другой, позволяет получить много информации об отношениях между переменными.

 

 

 

 

 

 

4. ПРИНЦИПЫ  ВЫБОРА ГРУППИРОВОЧНОГО ПРИЗНАКА. ОБРАЗОВАНИЕ ГРУПП И ИНТЕРВАЛОВ ГРУППИРОВКИ

 

Социально-экономические  явления отличаются большим многообразием  форм своего развития, и поэтому  при группировке встает вопрос о  выборе того признака, который адекватен  цели исследования и характеру исходной информации. Руководствуясь теоретическими положениями экономической науки и исходя из задач исследования, для осуществления группировки необходимо из множества признаков выбрать определяющие.

Определяющими являются признаки, которые наиболее полно и точно характеризуют изучаемый объект, позволяют выбрать его типичные черты и свойства. Например, торговое предприятие характеризуется различными признаками, каждый из которых имеет определенное значение. Тем не менее, основным, существенным признаком величины предприятия торговли является объем товарооборота, свидетельствующий о концентрации торгового процесса.

Важным моментом при  выборе группировочного признака является необходимость учета изменившихся обстоятельств, в которых действует  то или иное явление. Принцип соблюдения условия места и времени здесь должен выполняться.

Все многообразие признаков, на основе которых могут производиться  статистические группировки, можно  соответствующим образом классифицировать.

1. По форме выражения  группировочные признаки могут быть атрибутивными, не имеющими количественного значения (профессия, образование и т.д.), и количественными, т. е. признаками, принимающими различные цифровые характеристики у отдельных единиц изучаемой совокупности (число работающих, величина дохода и т. д.). При этом количественные признаки, в свою очередь, могут быть дискретными (прорывными), значения которых выражаются только целыми числами (число комнат в квартире и т.д.), и непрерывными, принимающими как целые, так и дробные значения (объем проданных населению товаров в стоимостном выражении, сумма издержек обращений).

2. По характеру колеблемости  группировочные признаки могут  быть альтернативными, которыми  одни единицы обладают, а другие – нет (например, поставка товаров в магазин может быть качественной или некачественной), и имеющими множество количественных значений (например, размер торговой площади, величина фонда оплаты труда и т. д.).

3. По той роли, которую  играют признаки во взаимосвязи  изучаемых явлений, их подразделяют  на факторные, воздействующие на другие признаки, и результативные, испытывающие на себе влияние других. Причем в зависимости от сложившихся объективных условий и цели исследования признаки могут меняться ролями. В одних случаях они являются факторными признаками, в других – результативными. Так, с одной стороны, величина прибыли предприятий торговли зависит от качества деятельности их коллективов, с другой – является основным источником дальнейшего расширения всего торгового потенциала (основных фондов, увеличения числа работников торговли и т. д.). Таким образом, в первом случае прибыль выступает результативным признаком, во втором – факторным. Это положение имеет важное значение в статистическом исследовании коммерческой деятельности.

Следующим важным шагом  после определения группировочного признака является распределение единиц совокупности по группам. Здесь встает вопрос о количестве групп и величине интервала, которые между собой взаимосвязаны. При прочих равных условиях, чем больше число групп, тем меньше величина интервала и наоборот. Одним из основных требований, возникающих при решении данного вопроса, является выбор такого числа групп и величины интервала, которые позволяют более равномерно распределить единицы совокупности по группам и достичь при этом их представительности, качественной однородности. Оптимальная наполняемость интервалов является важным критерием правильности группировки.

Вопрос о числе групп  и величине интервала следует  решать с учетом множества обстоятельств, прежде всего исходя из целей исследования, значенияизучаемого признака.

Количество групп во многом зависит от того, какой признак  служит основанием группировки. Так, нередко, атрибутивные группировочные признаки предопределяют число групп (группировка  работников по образованию, продавцов по категориям). По аналогии также расчленяется совокупность по дискретному признаку, изменяющемуся в незначительном диапазоне.

Интервалы групп устанавливаются  только при значительной колебаемости дискретного признака (например, торговая площадь, число работников) и тем более при непрерывно изменяющемся количественном признаке (например, величина зарплаты, сумма издержек обращения и т. д.).

Под величиной интервала  обычно понимают разность между максимальными  и минимальными значениями признака в каждой группе. Однако эту величину можно определить как разность между верхними или нижними границами значений признака в смежных группах. Так, разность, определяемая по нижним границам, характеризует предшествующую группу (интервал), а определяемая по верхним границам разность относится к последующей группе (интервалу). Опыт показывает, что величина интервала в каждой группе, устанавливаемая различными приемами, весьма незначительно влияет на результат.

В практике статистических группировок правильное установление величины интервала имеет первостепенное значение для образования качественно однородных групп. Например, нельзя объединять в одну группу явления, которые относятся к разным частным совокупностям. Так, при характеристике работы производителей товаров по уровню выполнения ими договоров, не следует включать в одну и ту же группу те из них, которые не выполнили обязательства, и те, которые их перевыполнили. Например, нецелесообразно образовывать группу 95 – 105%, а надо образовать две группы: 95 – 100%, 101 – 105%. При распределении продукции на стандартную и нестандартную необходимо точно соблюдать границы, по которым качественно различаются совокупности по ряду показателей, характеризующих их потребительские свойства.

В зависимости от степени  колебаемости группировочного признака характера распределения статистической совокупности устанавливаются интервалы равные или неравные. При более или менее равномерной разности между верхней и нижней границами интервалов устанавливаются одинаковые границы во всех группах.

Число групп тесно  связано с объемом совокупности. Здесь нет строго научных приемов, позволяющих решать этот вопрос при  любых взаимосвязях названных величин. Всякий раз эта задача решается с  учетом конкретных обстоятельств. Однако при равенстве интервалов для ориентировки существует формула, предложенная американским ученым Стерджессом, с помощью которой можно наметить число групп n  при известной численности совокупности N:

n = 1 + 3,322 lg N

При 200 единицах совокупности число групп определяется следующим образом:

1 + 3,322 lg 200 = 9.

Зная размах колебаемости значений изучаемого признака во всей совокупности и намечаемое число  групп, величина равного интервала i определяется по формуле:

i=

xmax – xmin

      n


 

при этом n – число групп.

В экономической практике, в большинстве своем, применяются  неравные интервалы, прогрессивно возрастающие или убывающие. Такая необходимость  возникает особенно в тех случаях, когда колеблемость признака осуществляется неравномерно и в больших пределах. Например, будет неправильным применять равновеликий интервал по товарообороту для мелких, средних и крупных магазинов, поскольку разница в обороте в несколько тысяч рублей для мелких магазинов, палаток имеет решающее значение, а для крупных – несущественное (при распределении их по группам). Нужны интервалы более короткие для мелких и более длинные (широкие) для крупных предприятий.

В пределах одной группировки  могут применяться несколько  признаков и устанавливаться  разной величины интервалы. Так, магазины по количественному признаку можно подразделить на подгруппы по товарообороту, численности работников, площади торгового зала, а палатки могут быть объединены в группы только по первым двум признакам, поскольку площади торгового зала они не имеют. При этом расчленение магазинов и палаток на подгруппы, например по числу работников, следует производить с применением разных по величине интервалов, обусловленных разной колеблемостью этого признака у изучаемых единиц.

Аналогично поступают  и в том случае, когда на основе мелких групп образуют более крупные (удлиняя интервалы), позволяющие получить новое качество групп, не нарушая их однородности. При определении величины интервала и распределении единиц объекта наблюдения по группам важное значение имеет точное установление границ, которые в большинстве своем обозначаются указанием значений признака «от» и «до» для единиц, включаемых в данную группу. Например, группы товарных секций по числу работников обозначаются так: от 1 до 3 человек, 4 — 7, 8 — 11, 12 — 15 человек. Этот прием позволяет четко обозначить границы и правильно распределить единицы совокупности по группам. Однако в практике построения группировки нередко (при непрерывном изменяющемся признаке) одно и то же число служит верхней и нижней границами двух смежных групп. Например, группы работников магазина по производительности труда обозначаются так: до 90 тыс. руб., 90 –120, 120 –150, 150 –180, свыше 180 тыс. руб. При таком построении интервалов вопрос об отнесении единиц объекта наблюдения по группам в практике решается двояко: по принципу «включительно» к первой группе относится работник, производительность труда которого обозначается – до 90 тыс. руб.; по принципу «исключительно» этот работник включается во вторую группу – 90 –120 тыс. руб. Применение этих принципов зависит от формы написания интервалов, особенно первой и последней групп. В данном примере работника, производительность которого 180 тыс. руб., включают в предпоследнюю группу, поскольку ее интервал обозначен 150 –180, а последний – свыше 180 тыс. руб. Соответственно работник, имеющий выработку 90 тыс. руб., относится к первой группе. Если бы запись была «180 и более», то по принципу «исключительно» работник, имеющий выработку 180 тыс. руб., включался бы в последнюю группу.

Информация о работе Статистическая сводка и группировка: задачи и виды