История статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:40, реферат

Описание

В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях. Во-первых, под статистикой понимают особую отрасль практической деятельности людей, направленную на сбор, обра¬ботку и анализ данных, характеризующих социально-экономиче¬ское развитие страны, ее регионов, отраслей экономики, отдель¬ных предприятий. Во-вторых, статистикой называют науку, за-нимающуюся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой.

Содержание

Введение
1. Зарождение хозяйственного учета и статистики
1.1. Начало развития хозяйственного учета
1.2. Влияние реформ Петра I на развитие учета и статистики в
России
2. Бухгалтерский учет и статистика в Дореволюционной России
3. Бухгалтерский учет и статистика в СССР
4. Бухгалтерский учет и статистика в современной России
5. Теневая экономика
5.1. Учётно-статистический подход
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

зарождение.docx

— 46.17 Кб (Скачать документ)

П.П. Семенов придавал большое значение изданию разных справочных материалов. Под его редакцией издавался сборник ЦСК «Статистический временник Российской Империи». Это был первый русский статистический ежегодник.

Как глава русской правительственной  статистики П.П. Семенов участвовал в работе международных статистических конгрессов, что способствовало изучению положительного опыта и перенесению его в практику российской статистики. Придавая большое значение организации статистического дела, П.П. Семенов провел в 1870 г. Первый статистический съезд в России.

Для хозяйственного учёта  отмена крепостного права и развитие капитализма явились мощным стимулом бухгалтерской мысли в России. В своем развитии она прошла несколько этапов, первый из которых начинается с трудов двух крупных ученых второй половины XIX века П.И. Рейнбота и А.В. Прокофьева. Они представляли традиционное знание и были их выразителями. Вместе с тем именно им пришлось столкнуться с первыми попытками «бунта в теории», с новаторскими предложениями, направленными на пересмотр бухгалтерской мысли. 

3. Бухгалтерский учет и статистика в СССР

 

История бухгалтерского учета в  СССР продолжила традиции старой дореволюционной  России, а зачатки нового учета  можно проследить с первых недель февральской революции. Уже в  марте 1917 г. возникает и проводится в жизнь Рабочий контроль. Великая  Октябрьская социалистическая революция  привела к огромным социально-экономическим  изменениям, которые не могли не отразиться на ведении учета. Эта  эволюция прошла несколько этапов:

1917—1918—попытки стабилизации хозяйства,  пути адаптации традиционных  методов учета в новой системе  хозяйствования;

1918—1921 — подходы к формированию  коммунистического, развал старых  систем и форм бухгалтерского  учета, создание принципиально  новых учетных измерителей;

1921—1929—НЭП, реставрация традиционной  системы бухгалтерского учета;

1929—1953—построение социализма, деформация  принципов бухгалтерского учета;

1953—1984—совершенствование производственного  учета, анализ его организационных  структур и распространение механизированной  обработки экономической информации;

с 1984—1992 - перестройка всех социально-экономических  отношений в стране, попытка возрождения  классических принципов бухгалтерского учета. 
 После революции 1917 г., в июне 1918 г. в России был проведен Первый Всероссийский съезд статистиков, на котором был обсужден проект Положения о государственной статистике, а 25 июля это Положение было подписано, и в соответствии с ним был создан высший орган государственной статистики — Центральное статистическое управление (ЦСУ) на правах народного комиссариата. Первым управляющим ЦСУ был назначен П.И. Попов (1872-1950), имевший практику работы в земствах. В сентябре 1918 г. было утверждено Положение об организации местных статистических учреждений, в соответствии с которым во всех губерниях и уездах были созданы статистические бюро. Так начала функционировать единая централизованная система государственной статистики в России после 1917 г.

В условиях гражданской войны и  разрухи народного хозяйства  в работе органов статистики преобладали специально организованные обследования, различного рода переписи: 1918 г. — промышленно-профессиональная перепись, 1919 г. — выборочное обследование крестьянских хозяйств, 1920 г. — совместная комплексная перепись населения, промышленности и сельского хозяйства, 1923 г. — городская перепись населения, в 1925 г. — Всесоюзное обследование мелкой (нецензовой) и кустарно-ремесленной промышленности.

Наиболее значительными работами ЦСУ в 20-х гг. можно назвать  составление баланса народного  хозяйства СССР 1923—1924 гг. (под руководством П.И. Попова) и Всесоюзную перепись населения 1926 г., результаты которой и в настоящее  время не потеряли своего значения и изучаются широким кругом пользователей. Одновременно с проведением специальных обследований в эти годы налаживался текущий учет на предприятиях, была введена статистическая отчетность как основной источник данных текущей статистики.

В последующие годы органы статистики неоднократно подвергались реорганизации. Так, в 1930 г. ЦСУ было передано в ведение  Госплана и в 1931 г. переименовано  в Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ) при Госплане СССР, чем подчеркивалось подчинение деятельности органов статистики нуждам планирования.

В 1932 г. были созданы районные и  городские инспектуры народнохозяйственного  учета, одновременно укреплялся аппарат  ведомственной статистики. В ведомствах создавались сектора учета и  статистики, которые собирали сведения от подведомственных предприятий для своих нужд и в обобщенном виде направляли отчетность в статистические органы.

В 1940 г. ЦУНХУ снова было преобразовано  в ЦСУ при Госплане СССР. Начальником  ЦСУ с 1940 по 1975 г. был В.Н. Старовский.

В годы войны деятельность органов  государственной статистики как  никогда была направлена на точный и оперативный учет материальных и трудовых ресурсов, выявление возможных  резервов. Для решения этой задачи широко применялся особый вид учета  — срочные переписи. Всего за годы войны и два послевоенных года было проведено 142 переписи; большинство  из них осуществлялись за 7-15 дней, а  некоторые и менее чем за 5 дней.

В 1948 г. ЦСУ вышло из состава Госплана и превратилось в самостоятельный  орган — ЦСУ при Совете Министров  СССР.

В 50-е гг. после ликвидации промышленных министерств (1956 г.) и создания совнархозов  роль органов ЦСУ СССР резко возросла, увеличился объем их работы, так как на них возлагалась разработка отчетности по отраслям.

Возросший объем работы по обработке  отчетности в органах ЦСУ СССР привел к усиленному развитию механизации  и автоматизации статистических работ, созданию вычислительных центров, оснащенных современной электронно-вычислительной техникой, что в свою очередь привело в 70-е гг. к созданию Автоматизированной системы государственной статистики (АСГС) и Автоматизированного банка данных (АБД).

В 1987 г. с целью дальнейшего усовершенствования организации статистики в стране ЦСУ СССР было преобразовано в  Государственный комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР).

В 80-х гг., когда в связи с  процессом гласности расширился круг исследуемых явлений и многое из того, что было «закрыто» раньше, стало публиковаться: дефицит госбюджета, младенческая смертность, продолжительность  жизни и др., — начался переход  от баланса народного хозяйства  к международной системе национальных счетов (СНС).

4. Бухгалтерский учет и статистика в современной России

С распадом СССР и выделением России как нового государства в ее экономической  политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе  бухгалтерского учета. Произошел переход  к системе Международных стандартов.

Становление и развитие новых рыночных отношений, управление экономикой, использование  Международных стандартов бухгалтерского учета предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского учета.

Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению  в деятельности предприятий, которое  должно было найти адекватное отражение  в бухгалтерском учете. И бухгалтерский  учет в России действительно подвергся  коренному изменению. В настоящее  время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета. Сравнивая общий план счетов СССР и настоящего времени, можно увидеть, что он претерпел некоторые изменения.

Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики.

Роль  и концепции бухгалтерского учета  потерпели кардинальные преобразования с переходом российской экономики  к рынку. Был декларирован переход  к современной системе учета. И действительно, преобразованная  система учета много лучше  соответствует потребностям рыночной экономики. Основное отличие все  же продолжает сохраняться - основным потребителем бухгалтерской информации продолжает оставаться государство  в лице налоговых органов, а регулирующая роль участников делового оборота - инвесторов, кредиторов, менеджеров, а также  самих бухгалтеров и аудиторов - сведена к минимуму.

С определением нормативной базы бухгалтерского учета в Российской Федерации  нет никаких проблем. Основой  системы учета являются законодательные  акты, такие как “Положение о  бухгалтерском учете и отчетности”  и другие. 
 После распада СССР и образования самостоятельного Российского государства главным статистическим органом страны становится Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).

В Положении о Госкомстате России (1994 г.) сказано, что он является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой, а также то, что Госкомстат России, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, районах и городах, подведомственные предприятия, организации, учебные заведения составляют единую систему государственной статистики. Согласно Положению основными задачами Госкомстата России являются: предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, Федеральному Собранию, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям; разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей международным стандартам; координация статистической деятельности федеральных и территориальных органов исполнительной власти; разработка и анализ экономико-статистической информации; составление национальных счетов, балансовых расчетов. В соответствии с возложенными на него задачами Госкомстат России организует сбор необходимой информации, ее обработку и хранение; согласовывает программы проведения отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений; обеспечивает функционирование Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО), созданного для единого государственного учета всех хозяйствующих субъектов на территории России с присвоением им идентификационных кодов исходя из общероссийских классификаторов; взаимодействует с региональными и отраслевыми информационно-вычислительными системами; внедряет новейшие технологии обработки информации. Кроме того, Госкомстат России выпускает справочные информационно-аналитические издания, издает журналы и др.

Госкомстат России вправе получать государственную отчетность и иные необходимые материалы от всех юридических  и других хозяйствующих субъектов; издавать в установленном порядке  постановления и инструкции по вопросам статистики и осуществлять контроль за их исполнением; заключать в предусмотренном законодательством порядке договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств; созывать совещания по вопросам статистики; вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства в области статистики.

Наряду с общегосударственной  статистикой в лице Госкомстата  России и его местных (территориальных) комитетов в России имеется ведомственная  статистика, основанная на первичном учете, который ведется на отдельных предприятиях. Данные ведомственной статистики необходим прежде всего для планирования деятельности подведомственных предприятий. Ведомственная статистика проводится под единым методологическим началом и руководством Госкомстата России.

Для сохранения единого статистического  пространства на территории бывшего СССР в 1992 г. был создан Межгосударственный статистический комитет СНГ. Его основными задачами являются: сбор и распространение сравнимой в рамках СНГ статистической информации о наиболее важных социально-экономических явлениях. С этой целью Статкомитет СНГ разрабатывает единую для стран СНГ методологию исчисления наиболее важных макропоказателей.

 

5. Теневая экономика

 
5.1. Учётно-статистический подход

 

При учетно-статистическом подходе  основным критерием выделения теневых  экономических отношений выступает  их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последовательным и развитым является учетно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели системы национальных счетов - максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП).

В соответствии с методологией системы  национальных счетов все проявления теневой экономики разделяются  на две группы:

продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе  ВВП;

преступления против личности и  имущества, не включаемые в состав ВВП  и фиксируемые на специальном  счете для уменьшения статистических погрешностей.

В состав производительной части теневой  экономики, включаемой в ВВП, включаются следующие элементы:

Показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой производителями  в целях уклонения от уплаты налогов  или выполнения других обязательств;

Показатели неформальной (неофициальной  легальной) деятельности, в том числе:

- деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;

- деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;

- деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.).

Показатели неофициальной нелегальной  деятельности, в том числе:

Информация о работе История статистики