Инвестиционная привлекательность региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании роли государства в инвестиционной привлекательности России.
Предмет исследования: совокупность экономических отношений между субъектами рыночных отношений по вопросу привлечения и использования инвестиций.
Объект исследования: инвестиционный потенциал российской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И
ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. Роль современного государства в обеспечении социальной
направленности инвестиций
1.2. Сущность инвестиций 8
1.3. Роль государства в формировании и развитии источников
инвестиций 11
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 21
2.1. Особенности инвестиционной привлекательности экономики
России на современном этапе 21
2.2. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций
в экономику России 28
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНВЕСТИЦИЙ 41
3.1. Общие рекомендации по совершенствованию государственной
системы 41
3.2. Усиление государственного воздействия на привлечение
инвестиций в российскую экономику 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа - Инвестиционная привлекательностьtc.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)

    Инвестиционная  политика формируется совокупностью  предпосылок и проблем привлечения  иностранных инвестиций. Она вырабатывается в зависимости от экономической и промышленной политики, интеграции инвестиционной, технологической и торговой с фискальной и монетарной политикой, так как они все взаимосвязаны. Только полная и хорошо скоординированная политика стабилизирует приток иностранных инвестиций.

    На  наш взгляд существует ряд условий, в той или иной степени влияющих на привлечение иностранных инвестиций.

    К неблагоприятным относятся такие  как: нестабильное финансовое положение, сильное влияние политики на экономику, фискальные приоритеты федеральных и региональных властей, ненадежность банковской системы, ограниченная доступность для реального сектора долгосрочных кредитов, слабость законодательства о защите инвестиций, бюрократические барьеры при осуществлении вложений, неразвитость рынка недвижимости, криминализация экономики.

    Эксперты  Института немецкой экономики (г. Кельн) в 2002 г. дали интересную оценку факторам, влияющим неблагоприятно на инвестиционный климат в России, по четырехбальной системе и получили следующие данные (таблица 4.). Эти показатели актуальны и сегодня.

    Таблица 4

    Факторы, неблагоприятно влияющие на инвестиционный климат 

            Факторы
    Баллы
1
    Нестабильность  законодательной базы
    3.12
2
    Чрезмерное  налогообложение
    2.92
3
    Преступность  и коррупция
    2.82
4
    Высокий уровень  инфляции
    2.77
5
    Недостаточная покупательная способность населения
    2.74
6
    Высокие таможенные пошлины
    2.69
7     Бюрократизм и некомпетентность местных властей
    2.65
8
    Неплатежи партнеров  по бизнесу
    2.65

    Продолжение таблицы 4

9
    Недостаточные страховые гарантии государства
    2.31
10
    Неразвитость  инфраструктуры
    2.28
11
    Ограниченность  услуг местных банков
    2.27
12
    Нехватка надежных партнеров
    1.99
13
    Недостаток  рыночной информации
    1.84
14
    Кадровые проблемы
    1.79
15
    Монополизация рынков товаров и услуг
    1.46
16
    Нехватка производственных мощностей
    1.19
 

    С другой стороны, емкий и насыщенный рынок, выход на рынки стран СНГ, богатые запасы природных ресурсов, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал считаются благоприятными факторами для привлечения иностранных инвестиций.

    Оценка  рисков для инвесторов западными топ-менеджерами, работающие в России, приведена в табл. 5 (где 5- самый высокий риск, 1 — самый низкий риск):

                                     Таблица 5

    Оценка  факторов риска в России  

              Риски
Балл
1. Произвол бюрократии и коррумпированность 4,3
2. Неэтичная конкуренция, использование лазеек в законах, применение связей с чиновниками, черный PR 3,8
3. Риск потери собственности, возможность лишиться своих активов на формально законном основании 3,7
4. Менеджеры игнорируют права инвесторов 2,8
5. Непрозрачные  финансы 2,5
6. Риск смены  законодательства 1,8
7. Неэффективный менеджмент, устаревшие методы управления, недостаток знаний 1,8
 

    В настоящее время, привлекая иностранные  инвестиции, государство преследует следующие цели: ликвидация инвестиционного  голода в ряде отраслей, находящихся в состоянии спада; обеспечение расширенного воспроизводства; выход на внешние рынки и включение в систему международного разделения труда.

    Достижение  вышеперечисленных целей требует  вовлечения новых технологий, усовершенствования систем организации производства и маркетинга, что проще осуществлять в условиях взаимодействия с иностранными инвесторами.

    В своем исследовании мы исходим из того, что иностранные инвестиции предпочтительнее кредитов, так как  они не увеличивают внешний долг и при этом:

    служат  дополнительным источником капитальных  вложений в производство товаров  и услуг, разработку технологий, передовых  методов управления и др.;

    способствуют  получению средств для погашения  внешнего долга;

    обеспечивают  определенную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической корпорации;

    количество  и качество инвестиций в экономику  региона определяется степенью привлекательности его инвестиционного климата, что является комплексной характеристикой;

    пример  других стран показывает, что иностранные  инвестиции при наличии продуманной программы привлечения инвестиций, благоприятно влияют на внутреннюю экономику;

    существуют  отрасли экономики и отдельные  виды деятельности, где для иностранного капитала должны быть установлены ограничения в случаях монополизации в производство отдельных видов промышленной продукции, усиления безработицы, возникновения угрозы национальной безопасности, оказания неблагоприятного экологического воздействия;

    иностранные инвестиции не способны компенсировать недостаток отечественных инвестиций и активизация иностранных инвестиций может происходить только на фоне успешной деятельности отечественных инвесторов.

    В этой связи важно необходимо разработать  типовые предложения, касающихся целого ряда важных сторон организации инвестиционного процесса:

    дальнейшее  расширение мирохозяйственных и  дипломатических связей;

    устранение  информационной изолированности, вызывающей настороженность у иностранных инвесторов;

    обозначение порядка проведения технико-экономической экспертизы проектов, требующих гарантий со стороны правительства;

    предоставление  иностранным инвесторам налоговых  льгот;

    предоставление  льготных региональных кредитов для  инвестиционных проектов, обеспечивающих наивысший экономический эффект;

    выявление приоритетных отраслей, видов производств, экономических зон, в отношении  которых вводятся наиболее льготные условия привлечения инвестиций;

    проведение  инвестиционных конкурсов с участием иностранных инвесторов;

    разработка  механизма разрешения споров по контрактам между иностранными инвесторами и российскими предприятиями на территории региона и области;

    определение порядка спецификации продукции, как  отечественной, так и импортной для собственных нужд предприятиям с иностранными инвестициями на соответствие международным стандартам качества и экологической безопасности;

    создание  консалтинговых и инжиниринговых компаний, специализированных служб на предприятиях по разработке бизнес-планов и инвестиционных проектов.

    Подводя итог изложенному, можно резюмировать, что реализация указанных направлений будет во многом способствовать повышению эффективности инвестиционной политики, созданию условий, способствующих росту инвестиционной активности, разработке новых инструментов и технологий привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, первостепенное значение для улучшения инвестиционного климата в стране и ее регионах имеют политическая и экономическая стабильность, грамотная налоговая политика, гарантии иностранным инвесторам и др. 

    2.2. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в экономику России 

    В структуре иностранных инвестиций в Россию прямые инвестиции в 2002 г. составляли 20,2%, портфельные 2,4%, прочие — 77,4%. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. они выросли на 30,1%, в 2002 г. - на 50,4%.

    За 2003г. иностранные инвестиции увеличились  в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и достигли 30 млрд. долларов. Прямые иностранные инвестиций составили 6,8 млрд. долларов и выросли за 2003 г. почти на 70%. Однако более 75% всех зарубежных инвестиции приходится на прочие, что характеризует структуру зарубежного капитала в России как неблагоприятную. В 2003г. прямые инвестиции составили лишь 23% от общего объема иностранных капиталовложений, что в 3 раза меньше показателя 1995 г.

    В 2004 г. на прямые иностранные инвестиции приходилось 23% от общего объема прямых инвестиций в России.

    В 2005 г. получился весьма противоречивым с точки зрения притока иностранных инвестиций в Россию. Долгое время их уровень оставался ниже показателей 2004 г., что давало основания для пессимистических прогнозов. Однако благодаря резкому росту притока капитала в последнем квартале 2005 г, его итоговый результат превзошел показатели предыдущих лет, В 2005 г. в Россию поступило 53,7 млрд. долл. иностранных инвестиций, т.е. на 32, 4% больше, чем в 2004 г., и это отрадный факт для нашей страны. Уровень 2004 г., который до этого был максимальным, в абсолютном выражении был превышен сразу на 13 млрд. долл. При этом в течение 2005 г. приток капитала был крайне неравномерным. В частности, по итогам I полугодия в страну поступило всего 16, 5 млрд. долл., а за три квартала - 26, 8 млрд. долл. Таким образом, согласно данным Росстата, за IV квартал 2005 г. в страну пришло столько же капиталов, сколько за девять предыдущих месяцев вместе взятых. Это отличается от статистики предыдущих лет, когда приток капитала был более или менее равномерным на протяжении всего года.

    Прямые  зарубежные инвестиции в Россию в 2005 году составили $13 млрд. 072 млн. и выросли  на 38,8% по сравнению с 2004 годом. В том числе взносы в капитал составили $10 млрд. 360 млн. (рост на 41,8%), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий, - $2 млрд. 165 млн. (рост на 27,7%), лизинг - $143 млн. (рост в 6,2 раза), прочие прямые инвестиции - $404 млн. (рост на 2,0%).

    Благоприятным следует признать тот факт, что  темпы роста прямых инвестиций были самыми высокими. Это привело к росту их доли в притоке и накоплениях иностранного капитала.

    Наиболее  значительно среди видов прямых инвестиций выросли объемы лизинга. Это обстоятельство наглядно свидетельствует о повышении значения лизинга как инструмента инвестиционного сотрудничества, что является положительным фактором, поскольку до сих пор его роль была крайне незначительной по сравнению с той, какую он играет в развитых странах.

    Далее, по темпам роста среди видов прямых инвестиций следуют взносы в капитал. Они традиционно являются важнейшей составной частью прямых инвестиций в РФ (80%). Отметим также, что в 2004 г. рост взносов в капитал был все-таки более существенным. В 2005 г. продолжился рост кредитов от иностранных совладельцев предприятий, а объем прочих прямых вложений остался практически неизменным. Такая тенденция наблюдалась и в 2006 году.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность региона