Франчайзинг в России: проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание

Кредит – это разновидность экономической сделки, договор между юридическими и физическими лицами о займе, или ссуде. Один из партнеров
(кредитор) предоставляет другому (заемщику) деньги (в некоторых случаях имущество) на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости, как правило, с оплатой этой услуги в виде процента. Срочность, возвратность и, как правило, платность – принципиальные характеристики кредита.

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 253.28 Кб (Скачать документ)

Давая ссуду, ФРС увеличивает резервы  коммерческого банка, причем для  ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает избыточные резервы банка, его способность к кредитованию.

Если ФРС уменьшает учетную  ставку,  то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у  ФРС. В  этом случае можно  ожидать увеличения денежной массы.  Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.

Но и только! Изменив учетную  ставку, можно лишь ожидать соответствующих  действий банков.  Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству.  В своей дисконтной политике центральный банк  может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке центральный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать  роль учетной ставки:  изменяя ее,  центральный банк имеет большую силу для того,  чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И  все  же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке.

3. Операции на открытом рынке.

Постепенно два вышеописанных  метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали  интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается в  том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг  в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные  возможности, и наоборот. Центральные  банки периодически вносят изменения  в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность  своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые  стали активно применяться в  США, Канаде и Великобритании в связи  с наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки ценных бумаг, а также  используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в  соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

4. Некоторые прочие методы регулирования  денежно-кредитной сферы.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например,  использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь при  помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

Кроме трех основных вышеприведенных  инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо  ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка.  Маржу повышают при желании  ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство  хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

Государство в лице центрального  банка  может  влиять  на  банки путем словесного убеждения.  Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения  относительно  доступности  кредита  в   будущем. Иногда увещевания  оказывают  определенное  воздействие,  в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны  к  общественному  мнению, как и другие.

На наш взгляд,  серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно,  но ведь, сколько всего незаконного можно сделать в стране с нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз мы были свидетелями  подобных явлений!  Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег,  повышении цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам.  Несомненно, такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив"  их в товары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Проблемы с кредитованием

В процессе анализа функционирования современной системы ипотечного жилищного кредитования в России были выявлены следующие основные проблемы:  
 
- ограниченное количество кредитных ресурсов, привлекаемых для предоставления ипотечных жилищных кредитов, и, как следствие, неразвитость вторичного рынка, высокие процентные ставки и низкая доступность кредитов;  
 
- требующие доработки правовые основы ипотечного жилищного кредитования (особенно в части обращения взыскания на заложенное имущество).  
 
Проблему привлечения кредитных ресурсов для долгосрочного ипотечно-жилищного кредитования можно считать наиболее острой для развития системы ипотечного жилищного кредитования в России. Ни один коммерчекий банк не в состоянии формировать кредитный портфель из долгосрочных кредитов, опираясь при этом на краткосрочные источники. Несоответствие банковских активов и пассивов по срокам и ставкам рано или поздно приводит к потере ликвидности и банкротству банка.  
 
Одним из основных источников привлечения долгосрочных ресурсов в систему ипотечного кредитования можно считать выпуск и размещение эмиссионных ипотечных ценных бумаг.  
 
Важным шагом на пути решения данной проблемы стало принятие Федерального закона от 24.12.2002 г. № 179-ФЗ «О внесении в некоторые акты законодательства РФ изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)». Указанный закон вносит ряд изменений:  
 
- к жилым помещениям из фондов жилья для временного поселения относятся, в том числе, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого дома или квартиры, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа;  
 
- определяет порядок предоставления и пользования жилыми помещениями из фондов жилья для временного поселения, ограничения при пользовании жилыми помещениями из фонда жилья для временного поселения граждан (запрещается приватизировать жилое помещение, осуществлять обмен и бронирование жилого помещения, сдавать жилое помещение на основании договора поднайма или иного договора, осуществлять раздел занимаемого жилого помещения, вселять временных жильцов);  
 
- определяет порядок выселения собственника заложенных жилого дома или квартиры и членов его семьи в случае обращения взыскания на заложенные жилой дом или квартиру.  
 
Согласно новому закону, собственник жилого дома или квартиры, которые приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации на приобретение жилья, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, в случае обращения взыскания на заложенную квартиру и реализации этого имущества, а также совместно проживающие с ним члены семьи (бывшие члены семьи) обязаны освободить такую квартиру по требованию нового собственника квартиры (в течение месяца после предоставления жилого помещения из фонда жилья для временного поселения либо они выселяются в судебном порядке). При этом обращение взыскания на квартиру, заложенную в обеспечение возврата кредита, является основанием для предоставления жилого помещения из фонда жилья для временного поселения.  
 
Подобные шаги по реформированию законодательного обеспечения дают основание предположить дальнейшее успешное развитие системы ипотечного жилищного кредитования в России.

Бурный процесс развития рынка потребительского кредитования сопряжен с множеством проблем, как  старых, так и вновь образовавшихся. 
Работу западных банков существенно упрощают базы данных кредитных историй за длительный период. В России законодательная и практическая работа по созданию кредитных историй ведется (например, принят и с 1 июня 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях», создаются бюро кредитных историй), но больших массивов данных как таковых до сих пор нет. В силу хотя бы хронологического фактора. На Западе статистика по потребительскому кредитованию ведется десятилетиями (а в США, Канаде, Финляндии и ЮАР уже более века), что позволяет более точно оценивать риски, что упрощает выдачу кредиту и снижает процентные ставки. Такие эффекты на российском рынке очень желательны, но эту проблему (даже при условии наличия законодательной базы) способно решить только время.

Впрочем, даже наличие кредитных  историй не отменяет некоторой нестабильности в стране, несовершенства судебной системы и связанных с этим проблем реализации обеспечения  по «плохим» кредитам.

Значительная часть средств граждан остается в «серой» зоне экономики, а значит, продолжает быть недоступной для получения кредитов. В отсутствие реальной информации о доходах не может быть и речи о цивилизованном потребительском кредитовании.

Важной перспективой для  банков является также налаживание  долгосрочных отношений с потребителем. Огромная популярность одноразовых экспресс-кредитов – атрибут начального становления рынка. Можно предположить, что со временем будет развиваться рынок кредитных карт и овердрафтовых кредитов. Это также в интересах заёмщиков, так как при наличии долгосрочных отношений с банком ставка по кредиту будет ниже той, которую банк установит для заемщика, с которым познакомился час назад.

Кроме того, учитывая особую популярность экспресс-кредитов, со временм может проявить себя в полном объеме и проблема неплатежей по потребительским кредитам. 
Рынок бурно растет, в ближайшее время ожидается дальнейшее расширения участия иностранцев, банки-новички стремятся как можно быстрее выйти на рынок и занять свою нишу, а первопроходцы упрочить свою позицию. В такой лихорадочной обстановке недавно вошедшие на рынок отечественные банки в силу отсутствия опыта могут выдать значительное количество недостаточно обоснованных кредитов. Иностранные банки, незнакомые с местными условиями тоже могут быть причиной появления большого числа кредитов, выплаты по которым не будут осуществляться.

Отдельно стоит сказать  об участии на рынке иностранного капитала. Чувствуя большой потенциал российского рынка и в то же время испытывая некоторый застой на западном рынке потребительского кредита, крупные иностранные игроки стремятся войти на рынок, покупая доли в российских компаниях и создавая свои дочерние банки. Такие крупные западные банки как Societe Generale, GE Consumer Finance и Cetelem объявили о своих планах занять существенную долю российского рынка. С точки зрения потребителя это позитивные события, так как разнообразие кредитных продуктов будет расти, а ставки по кредиту падать. Но смогут ли выжить в таких условиях российские банки, с их относительно скромными ресурсами остается под вопросом.

Именно проблема низкой капитализации  остается основным препятствием на пути развития отечественного потребительского кредитования (впрочем, это общая  проблема для банков России). Большое  количество средних и мелких банков рады были бы выйти на рынок, но им не хватает средств. Рынок развивается, в основном, за счет крупных игроков, которые раньше считали потребительское  кредитование неперспективным для  себя видом услуг.

Несмотря на все проблемы, рынок потребительского кредита  активно развивается благодаря  огромному интересу со стороны населения  и розничных сетей, которые установили, что предоставление потребительского кредита является прекрасным способом увеличения своей прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Итак, Кредит представляет систему  экономических отношений по мобилизации  временно свободных в народном хозяйстве  денежных средств и использованию  их на нужды воспроизводства.   

 Банки и кредитные организации  предоставляют кредиты, осуществляют  расчеты, кассовое обслуживание  клиентов, принимают и размещают  денежные вклады, а также обеспечивают  иное банковское обслуживание. Они  строят свои взаимоотношения  с клиентами на рыночной хозрасчетной  основе.

Кредитные учреждения выполняют большой  объем работ, исчисляемый ежедневно  миллионами операций по приему и выдаче ссуд предприятиям, учреждениям, организациям и населению, по безналичным расчетам за выполненные работы и услуги, по расчетно-кассовому обслуживанию предприятий, организаций и населения, приему и выдаче вкладов населению.

Для управления процессами кредитования в народном хозяйстве, выявления  тенденций и закономерностей  необходима статистическая информация о кредитных вложениях и кредитных  ресурсах, ее составе по видам ссудозаемщиков, в разрезе отраслей и форм собственности, о размерах и составе просроченных ссуд, об эффективности ссуд в научно-технические мероприятия, оборачиваемости кредитов.   

Информация о работе Франчайзинг в России: проблемы и пути решения