Анализ состояния занятости населения как экономического показателя на рынке труда РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание

Согласно данным таблицы 3 можно отметить, что экономически активное население в 2011 году составило 8774,6 тыс.человек, увеличившись на 1,9% по сравнению с 2010 годом и на 6,6 % по сравнению с 2007 годом. Занятое население, несмотря на прошедший кризис, показывает рост. Так в 2011 году занятое население увеличилось по сравнению с 2010 годом на 2,3 % и составило 8301,6 тыс. человек. По сравнению с 2007 годом занятое население увеличилось на 8,8%. Причиной увеличения занятого населения являются работа государственных программ по занятости населения, в частности «Дорожная карта» и «Программа занятости-2020». Безработное население соответственно показывает снижение в 2011 году на 20,8 % по сравнению с 2007 годом и на 4,7% по сравнению с 2010 годом.

Работа состоит из  1 файл

2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ(перед).docx

— 119.52 Кб (Скачать документ)

Широкое применение в рамках Дорожной карты  активных форм содействия занятости (социальные рабочие места, молодежная практика, переподготовка и повышение квалификации) способствовало активизации граждан  из целевых групп населения, а  уровень молодежной безработицы               (4,7 %) впервые был зафиксирован на отметке ниже общего уровня безработицы  в стране. Основными результатами Дорожной карты стали: реализация почти                9 тыс. проектов; создание 392 тыс. рабочих  мест; направление на подготовку и  переподготовку около 150 тыс. человек, из которых около половины трудоустроены; трудоустройство более 192 тыс. человек на социальные рабочие места и рабочие места в рамках молодежной практики.

Однако, несмотря на позитивные изменения, национальный рынок труда не сбалансирован. При  наличии безработных, сохраняются  незаполненные вакансии, отсутствует  объективный прогноз потребностей отраслей экономики в специалистах. Отмечается дефицит рабочей силы, в первую очередь, квалифицированных  кадров, работников технического и  обслуживающего труда, связанный с  низким качеством трудовых ресурсов и отсутствием реальной связи  производства и обучения. Примерно треть занятого населения не имеет  профессионального образования. В  структуре занятого населения велика доля самостоятельной занятости  – 33,3 % или более 2,7 млн. человек. Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находятся на уровне выживания. В подавляющем большинстве самозанятые не охвачены системой социальной защиты и поддержки. Особую тревогу вызывает положение сельской молодежи, которая в силу ограниченного доступа к получению профессионального образования практически неконкурентоспособна на формальном рынке труда.

 Сложившаяся,  таким образом, ситуация не  только замедляет темпы снижения  бедности, но и означает недоиспользование  имеющихся в стране трудовых  ресурсов вопреки растущему спросу  на рабочую силу в условиях  перехода к новому витку экономического  роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ  РЫНКА ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ

 

В своем ежегодном Послании народу Казахстана«Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана».» от 27 января 2012 года Глава государства поставил задачу по повышению эффективности рынка труда, вовлечению малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные программы содействия продуктивной занятости.

Правительством  Республики Казахстан разработана  и принята «Программа занятости-2020», нацеленная на повышение доходов  населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости. С 1 июля 2011 года новая Программа занятости  населения стартовала во всех регионах Казахстана.

Основанием для разработки «Программа занятости-2020» являются :  Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от   28 января 2011 года, Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922, Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958.

Прежде  всего, программа занятости направлена на самостоятельно занятых, безработных  и малообеспеченных казахстанцев. Но среди задач программы также обозначено развитие кадрового потенциала для реализации форсированной индустриализации, и совершенствование системы оказания адресной социальной помощи. В первую очередь предусматривается обучение и трудоустройство, содействие в открытии или расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей, добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в населенные пункты с высоким. Почему же поставлены такие цели, что даст нашей стране реализация поставленных задач, и какие меры и механизмы для этого будут применяться?

В целях  обеспечения трудоустройства участников программы будет создана и  функционировать общенациональная база данных текущих вакансий и перспективных рабочих мест, с учетом реализации всех инвестиционных проектов в стране.

Программой  предусмотрено  три направления.

Первое  – профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством. Оно будет базироваться на получении знаний в учреждениях  технического и профессионального  образования. Помимо этого будут  предложены как курсы переподготовки кадров (до шести месяцев), так и  курсы повышения квалификации (до трех месяцев). Обучающимся государство предложит меры поддержки в виде бесплатного обучения, компенсации расходов за проезд до места обучения и обратно (разово), оплаты проживания и выплаты ежемесячной стипендии. Наряду с постоянным трудоустройством после обучения, будет широко применена программа создания на предприятиях социальных рабочих мест сроком до двенадцати месяцев, с субсидированием заработной платы государством.

Также предприятиям и организациям, готовым обучить  и трудоустроить участников программы  возместят до 70% затрат на подготовку кадров.

Второе  –  содействие в организации и расширении собственного дела и, прежде всего на селе. Учитывая, что большая часть самозанятых, безработных и малообеспеченных проживает в сельской местности, и, принимая во внимание, что не везде возможно создание постоянных наемных рабочих мест, программа предусматривает меры содействия развития предпринимательства на селе. Это направление программы для тех, кто желает организовать или расширить свое дело. Основным механизмом станет микрокредитование.

Предусматривается выдача микрокредитов на срок до пяти лет в сумме до трех миллионов тенге. Возможна отсрочка по уплате процентов по основному долгу сроком до 18 месяцев. При этом микрокредиты не предоставляются на потребительские цели, погашение предыдущих займов и на приобретение жилой недвижимости.

В микрокредитовании  будут задействованы наряду с  микрокредитными организациями и кредитные товарищества, создаваемыми потенциальными участниками программы. Кредитные ресурсы микрофинансовым организациям будут предоставляться по ставкам в пределах средней доходности государственных ценных бумаг на момент выдачи кредита. Государство в лице местных исполнительных органов станет регулировать максимальную эффективную ставку для конечного заемщика.

Желающим  принять участие в этом направлении  программы окажут бесплатную консультативная  помощь, помощь в составление бизнес-плана, и бесплатно обучат основам предпринимательства. Дополнительно будут распространяться материалы, направленные на повышение  информированности населения в  решении текущих проблем, в выборе профессии, в ведении бизнеса, в  том числе домашнего.

Помимо  этого, если для организации своего дела предпринимателю будет необходимо доведение недостающей инфраструктуры, то есть строительство дороги, подведение тепло- и водоснабжения, канализационных, телефонных и электрических сетей,–  все эти расходы государство  по программе готово взять на себя.

Третье - в  случае, когда перспектив для трудоустройства  или развития бизнеса по месту  проживания нет, имеется возможность  переехать в более развитый регион. Предусмотрены меры повышения мобильности  лиц, относящихся к самозанятому, безработному и работоспособному малообеспеченному населению за счет содействия добровольному переезду граждан из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в центры экономического роста. При этом в программе заложено субсидирование переезда и предоставление типового жилья в аренду. Его строительством и распределением будут заниматься местные исполнительные органы, которые могут решать это также за счет покупки готового жилья, предоставления мест в общежитиях, достройки уже начатых объектов или ремонта и благоустройства пустующих объектов. После переезда участники программы смогут участвовать в других ее направлениях по новому месту проживания.

Управление  реализации программы будет иметь  вертикальную структуру, в состав которой  войдут республиканская Межведомственная комиссия под председательством  Премьер-Министра, оператор программы  – Министерство труда и социальной защиты населения, региональные и районные (городские) комиссии по реализации программы  на местном уровне, центральные и  местные исполнительные органы областного, районного и сельского значения.

Программа предусматривает и институциональное  совершенствование органов занятости. Во всех регионах на уровне районов  и городов будут дополнительно  созданы Центры занятости населения.

Таким образом к 2016 году планируется охватить различными мерами господдержки в рамках программы до полутора миллиона человек из числа безработных, самозанятых и малообеспеченных граждан, снизить уровень бедности с 8,2% до 6%, а уровень безработицы не будет превышать 5,5%.

В результате у безработных, самозанятых и малообеспеченных граждан появляется возможность и шанс получить работу вместо пополнения отряда безработных, научиться основам предпринимательства и  организовать или расширить собственное дело путем получения микрокредитов и подведения недостающей инфраструктуры. Самозанятые, малообеспеченные и безработные могут  бесплатно освоить новую профессию, повысить свою квалификацию, пройти профподготовку и переподготовку с выплатой стипендии и предоставлением субсидий (на проезд, проживание). Граждане, которые в силу отсутствия возможности трудоустроиться или заняться собственным делом по месту жительства, обретают возможность при переезде на новое место жительства обучиться новой профессии, получить работу или заняться предпринимательством. Люди получают реальную возможность повысить свои доходы и качество жизни.

 

 

 


Информация о работе Анализ состояния занятости населения как экономического показателя на рынке труда РК