Анализ состояния и путей развития розничной торговли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить розничную торговлю, её основные характеристики, пути развития.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
Понять сущность розничной торговли и её функции;
Рассмотреть классификацию предприятий розничной торговли и правила их работы;

Содержание

Введение 3
1. Характеристика розничной торговли 4
1.1 Сущность и функции розничной торговли 4
1.2 Классификация розничных торговых предприятий 5
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли 9
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ и РБ 14
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ 14
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ 21
2.4 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ 23
2.5 Состояние розничной торговли в России за 2010 год 27
2.6 Состояние розничной торговли в Башкортостане и пути её развития 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Reff.docx

— 71.46 Кб (Скачать документ)

установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с другими  странами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

 

 

2.5 Состояние розничной торговли в России за 2010 год

 

В январе-августе 2010 года оборот розничной торговли составил 10334,4 млрд.руб., 104,3% к соответствующему периоду 2009 года. При этом в августе 2010 года розничный товарооборот составил 1410 млрд. руб., 106,5% к августу 2009 года и 101,4% к июлю 2010 года [11].

В структуре оборота розничной  торговли в августе 2010 года доля непродовольственных  товаров составила 51,6% (51,7% в августе 2009 года), доля пищевых продуктов, включая  напитки, и табачных изделий – 48,4% (48,3%).

В разрезе отдельных видов  товаров по итогам января-августа 2010 года оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными  изделиями вырос на 5,7%, непродовольственными товарами – на 3,1% к январю-августу 2009 года. В августе 2010 года по сравнению с августом 2009 года наблюдается достаточно высокий прирост оборота розничной торговли как продовольственными, так и непродовольственными товарами: на 7,5% и 5,5% соответственно. По отношению к июлю 2010 года оборот розничной торговли продовольственными товарами вырос на 0,4%, непродовольственными товарами – на 2,3 процента.

В августе 2010 года по сравнению  с июлем 2010 года в организациях розничной  торговли, не относящихся к субъектам  малого предпринимательства, в группе основных продуктов питания отмечался  наиболее существенный рост продаж соли (на 8,5%), яиц куриных (на 4,9%), макаронных изделий (на 4,3%). Продажи мясных продуктов, рыбы и морепродуктов, растительных масел, молочных продуктов, крупы возросли на 0,8-2,3%. Снижение продаж наблюдалось  по следующим видам продовольственных  товаров: сахар, кондитерские изделия, чай, хлеб и хлебобулочные изделия, свежие овощи и фрукты.

В группе непродовольственных  товаров в августе 2010 года отмечался  рост продаж верхней одежды, компьютеров, стиральных машин, книг, газет и журналов, мобильных телефонов, телевизоров (на 2,5-14,4%). В то же время снизились продажи кожаной обуви, бытовой мебели, холодильников (на 0,9-6,3%).

В разрезе форматов торговли сохраняется тенденция динамичного  развития торговли вне рынка и  сокращение продаж товаров на рынках и ярмарках. По итогам января-августа 2010 года оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка вырос  на 5,2% (в августе 2010 года вырос на 7,7% к августу 2009 года), а продажи  на розничных рынках и ярмарках сократились  на 1,2% к январю-августу 2009 года (в  августе 2010 года - сократились на 1,7%).

В августе 2010 года торгующие  организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 87,4% оборота розничной  торговли (в августе 2009 года – 86,4%), розничные  рынки и ярмарки – 12,6% (в августе 2009 года –13,6%).

По предварительным данным, в январе-августе 2010 года реальные располагаемые  денежные доходы населения возросли на 5,6% к соответствующему периоду 2009 года (в январе-августе 2009 года - сократились  на 0,1% к январю-августу 2008 года). В  августе 2010 года прирост данного  показателя составил 7,9% к августу 2009 года.

Потребительские цены на товары и услуги в августе 2010 года выросли  на 0,6%, в то время как в августе 2009 года роста цен не наблюдалось. За период январь-август 2010 года цены на товары и услуги выросли на 5,4% (январь-август 2009 года – на 8,1%).

Цены на товары (без услуг) в августе 2010 года выросли на 0,7% (за январь-август 2010 года – на 4,7%), в  том числе на продовольственные  товары – на 0,9%, непродовольственные  товары – на 0,4%. При этом цены на продовольственные товары без учета  плодоовощной продукции в августе 2010 года выросли на 1,2%, на плодоовощную продукцию – снизились на 1,4%. В целом за январь – август 2010 года продовольственные товары подорожали на 6,6%, непродовольственные – на 2,5 процента.

В разрезе субъектов Российской Федерации в августе 2010 года цены изменялись достаточно неравномерно. Рост потребительских цен на 1% и более отмечался в 16 субъектах Российской Федерации, в том числе наибольший рост отмечен в Чеченской Республике – на 2,1%. Снижение потребительских цен в августе 2010 года наблюдалось в Чукотском автономном округе – на 1,6%, Калининградской и Тюменской областях – на 0,1%. В Москве потребительские цены за месяц выросли на 0,4% (с начала года – на 5,8%), в Санкт-Петербурге – увеличились на 0,1% (с начала года - на 5,6%).

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем  по России в конце августа 2010 года составила 2372 рубля, увеличившись за месяц  на 0,7% (за период с начала года –  на 10,8%).

В группе продовольственных  товаров наибольший рост цен в  августе 2010 года пришелся на отдельные  виды крупяных изделий, в том числе  на крупу гречневую-ядрицу - возросли на 31,4% (в 45 субъектах Российской Федерации цены выросли более чем на 30%). Максимальное удорожание гречки зафиксировано в Орловской и Волгоградской областях – в 1,7 раза. Цены на пшено выросли на 8,8% (в Тверской, Кировской и Калужской областях – более чем на 30%), на муку пшеничную - на 10,8% (в Пермском крае, Вологодской и Омской областях – более чем на 30%).

Хлеб и хлебобулочные  изделия в августе 2010 года подорожали на 2,1%, макаронные изделия – на 2,4%, сахар-песок – на 4,7 процента.

Существенный рост цен  отмечен на молочную продукцию. В целом данная группа товаров подорожала за месяц на 3,2%, в том числе цены на молоко питьевое выросли на 4,1%, кисломолочную продукцию – на 3,6%, сметану и творог нежирный – на 3,4%. Сливочное масло - на 3,7%. При этом максимальный рост цен на молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности зафиксирован в Алтайском крае (13,6%), Удмуртской Республике (13,3%), Кировской области (12,9%), Курганской области (11,5%) и Чувашской Республике (11,3%).

Кроме того наблюдался умеренный  рост цен на мясо и птицу –  на 0,9%, подсолнечное масло – на 0,8%, рыбу и морепродукты – на 0,4 процента.

Цены на яйца куриные  в августе 2010 года снизились на 1,3%, однако в 12 субъектах Российской Федерации  цены выросли более чем на 5%. Максимальный рост цен на яйца зафиксирован в Тверской области (на 21,4%), Чеченской Республике (на 28,4%) и Кабардино-Балкарской Республике (на 38,2%).

Отмечалось снижение цен  на отдельные виды плодоовощной продукции. Лук репчатый и виноград подешевели на 14,6% и 13,4% соответственно, морковь, капуста  белокочанная свежая, бананы, свекла –  на 6,6-7,7%. Одновременно цены на лимоны и  чеснок выросли в 1,5 раза и 1,2 раза, на апельсины и груши – на 6% и 2,6% соответственно.

Потребительские цены на картофель  в целом по России в августе  снизились на 0,4%. При этом в отдельных  субъектах Российской Федерации  отмечен рост цен на картофель: Республика Алтай (30,7%), Камчатский край (29,5%), Тамбовская область (28,8%), Республика Башкортостан (27,9%), Республика Марий Эл (27,6%).

В группе непродовольственных  товаров наибольший рост цен в  августе

2010 года отмечался на  табачные изделия, за месяц  цены на данную группу товаров  выросли на 1,9%. Одежда и белье,  ткани, трикотажные изделия и  обувь подорожали на 0,2-0,5%, электротовары  и другие бытовые приборы, телерадиотовары – на 0,3-0,4%, строительные материалы – на 0,9%. Продолжилось снижение цен на медикаменты (на 0,1% к июлю 2010 года) [11].

 

2.6 Состояние розничной торговли в Башкортостане и пути её развития

Торговля является одной  из важнейших отраслей экономики  Республики Башкортостан, состояние  и эффективность функционирования которой непосредственно влияют на развитие производства потребительских  товаров и уровень жизни населения. В настоящее время доля торговли в налоговых поступлениях в консолидированный  бюджет Республики Башкортостан составляет около 10% и превышает 15% в структуре  валового регионального продукта. По размеру налоговых поступлений  в бюджет Республики Башкортостан торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики после промышленности.

Торговая отрасль –  лидер среди отраслей экономики  по количеству созданных рабочих  мест: общая численность занятых  в сфере торговли республики превышает 200 тысяч человек.

В современных условиях в развитии торговой отрасли Республики Башкортостан имеет место ряд  проблем. Высокий уровень инфляции на фоне ограниченной покупательской способности, недостаточная степень  развития инфраструктуры, наличие административных барьеров в отрасли вызывают необходимость  принятия комплекса мер по поддержанию  уровня благосостояния населения, повышению  его удовлетворенности приобретаемыми товарами и эффективности функционирования организаций торговли.

С 2000 года торговля являлась одной из динамично развивающихся  отраслей экономики республики, ежегодный  прирост товарооборота в которой  в сопоставимой оценке составлял 17-23%.

Мировой экономический кризис внес коррективы в развитие торговой отрасли Республики Башкортостан и  затронул практически все сегменты ее потребительского рынка. В 2009 году в  связи со снижением платежеспособного  спроса и покупательской активности населения объем розничного товарооборота  снизился к уровню 2008 года на 2%, что  ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Следствием падения товарооборота  стало снижение рентабельности торговой отрасли, свертывание инвестиционных программ, приостановка строительства новых торговых объектов.

В 2010 году в результате постепенного восстановления покупательского спроса, увеличения потребительского кредитования и улучшения внутренней конъюнктуры  отмечалась относительная стабилизация ситуации на потребительском рынке. По итогам 2010 года оборот розничной  торговли увеличился в товарной массе  на 4,6% и составил 512,1 млрд. рублей, при  этом субъекты малого и среднего предпринимательства  формировали более 55% всего оборота  розничной торговли.

По абсолютному показателю оборота розничной торговли Республика Башкортостан по-прежнему входит в  первую десятку субъектов Российской Федерации и занимает первое место  в Приволжском федеральном округе.

Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы  торговли и открытием торговых организаций  различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, стремительным и масштабным развитием  розничных сетей. При этом развитие сетевого ретейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.

За последние три года доля неорганизованной торговли (розничные  рынки, ярмарки) в общем объеме розничного товарооборота сократилась с 20% до 14,5%.

За 2007-2009 годы введено в  эксплуатацию более 2,5 тыс. торговых объектов торговой площадью свыше 650 тыс. кв. м. На строительство и реконструкцию  объектов привлечено около 16 млрд. рублей. В 2010 году в сектор торговли поступило 1,7 млрд. рублей инвестиций, было введено  в эксплуатацию 669 объектов торговли и общественного питания площадью 150,9 тыс. кв. м.

В настоящее время в  Республике Башкортостан функционируют  более 24 тыс. организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания, в том числе свыше 900 торговых сетей. Среди крупнейших - сети международных торговых операторов, такие, как «Метро» (Германия), «Касторама» (Великобритания), «Леруа Мерлен» (Франция), завершившие в 2011 году свои проекты «ИКЕА» (Швеция) и «АШАН» (Франция) совокупной общей торговой площадью 133 тыс. кв. м.

Крупнейшими по числу магазинов  являются отечественные сети «Полушка» (122 магазина), ОАО «Башспирт» (110 магазинов), «Магнит» (75 магазинов) и другие.

На начало 2011 года обеспеченность населения республики площадью торговых объектов в соответствии с Правилами  установления нормативов минимальной  обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  от 24 сентября 2010 года № 754, составила 542 кв. м на 1000 человек. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации  Республика Башкортостан входит в пятерку  лидеров.

Несмотря на ежегодный  прирост торговых площадей, среднереспубликанский показатель обеспеченности ими по итогам 2010 года сложился ниже минимального норматива на 9%.

При относительно высоких  темпах развития сети организаций потребительского рынка имеет место неравномерность  развития его инфраструктуры в разрезе  муниципальных образований республики.

Динамика ввода в эксплуатацию торговых объектов в сельской местности  значительно отстает от городской, при этом средняя торговая площадь  строящихся магазинов в сельской местности около 100 кв. м, в городах  же - более 300 кв. м.

В целях выравнивания территориального размещения торговых предприятий необходимо повышение эффективности взаимодействия между республиканскими органами исполнительной власти и субъектами потребительского рынка.

Недостаточно развивается  социально ориентированная сеть торгового обслуживания.

В условиях роста потребительских  цен на социально значимые продовольственные  товары важными становятся задачи саморегулирования  на потребительском рынке, повышения  социальной ответственности бизнеса, формирования общих принципов сотрудничества в целях осуществления сбалансированной экономической политики.

Отсутствие прозрачности процесса ценообразования на продовольственные  товары зачастую приводит к неоправданному завышению цен как производителями, так и организациями торговли. Повышению финансовой и организационной прозрачности деятельности участников потребительского рынка должны способствовать усиление действенности договорных отношений торговых организаций и товаропроизводителей в соответствии с требованиями законодательства о торговле, взаимная экономическая ответственность за их выполнение.

Медленно идут качественные преобразования в организации торгового  обслуживания жителей сельских поселений. Розничный товарооборот в сельских населенных пунктах составляет в  среднем 20% от общего объема республиканского товарооборота, при этом в сельской местности проживает 40% населения  республики. Одной из основных причин, приведших к такой ситуации, является слабо развитая инфраструктура организаций  торговли в сельской местности.

Информация о работе Анализ состояния и путей развития розничной торговли в России