Расчет поездной радиосвязи, дальности связи в гектометровом, метровом и дециметровом диапазонах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:30, курсовая работа

Описание

Технологическая железнодорожная радиосвязь является составной частью комплекса технических средств, обеспечивающих оперативное руководство перевозочным процессом и безопасность движения поездов.
Цель курсового проекта - ознакомление с реальной организацией технологической радиосвязи на железнодорожном транспорте, техническими устройствами радиосвязи, использование их для управления технологическими процессами на участках и станциях железных дорог и обеспечение соответствующего качества радиосвязи между машинистами поездных и маневровых локомотивов и оперативными руководителями организации движения поездов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Поездная радиосвязь……………………………………………………………………..4
1.1 Исходные данные……………………………………………………………………….6
1.2 Проектирование поездной радиосвязи…………………………………………….......6
1.3 Расчет дальности связи в гектометровом диапазоне
при использовании антенн…………………………………………………………… ..7
1.4 Расчет дальности связи в гектометровом диапазоне
при использовании направляющих линий…………………………………………….8
2. Расчет дальности ПРС в радиосетях диапазона метровых волн 160 МГц……………10
2.1 Базовые кривые распространения радиоволн………………………………………...10
2.2 Типы трасс радиосвязи………………………………………………………………..10
2.3 Поправочные коэффициенты……………………………………………………….. ..12
2.4 Расчет дальности связи между локомотивами…..…………………………………..12
2.5 Расчет координационного расстояния……….…..………………………………….12
3. Расчёт дальности связи в радиосетях поездной радиосвязи
диапазона дециметровых волн (330 МГц)……………………………………………..13
3.1 Базовые кривые распространения радиоволн……………………………………… 13
3.2 Расчетные коэффициенты…………………………………………………………….13
3.3 Минимально допустимый уровень полезного сигнала (U2мин) на входе
приемника возимой радиостанции…………………………………………………….14
3.4Расчет высоты установки стационарной антенны…………………………………. 14
3.5Расчет дальности поездной радиосвязи………………………………………………15
Вывод……………………………………………………………………………………….16
Приложение 1……………………………………………………………………………...17
Список использованной литературы……………………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

Курсовой_сист жд связи(вар43,мой2).doc

— 895.00 Кб (Скачать документ)

 lп   - расстояние между соседними стационарными радиостанциями, км.

 

 

 

1.3 Расчет дальности  связи в гектометровом диапазоне  при использовании антенн.

 

 При использовании гектометрового диапазона волн  обеспечить передачу информации можно обеспечить излучением и приемом  электромагнитных волн при помощи антенн. В этом случае рассчитать напряженность поля в точке приема по формулам Шулейкина –Ван-дер-Поля;

                                       мВ/м                                              (1.2)

                                         ;                                                      (1.3)

                                                                   (1.4)                

 

Здесь  РА –мощность, подводимая к антенне в Вт;  - к.п.д. антенны; для стационарных Г-образных антенн =0,38-  для 20м;  D=1,5 – коэффициент направленного действия антенны;  l -  расстояние в км до точки приёма 13км; W- множитель ослабления, зависящий от расстояния и параметров почвы;  l  - длина волны, м (l= 140,7 м для 2,13 МГц, l = 139,4 м для 2,15 МГц);    s- проводимость почвы 0,1См/м;   e- относительная диэлектрическая проницаемость почвы, равна 20. 

Подводимая мощность  зависит  от длины фидера lф и затухания в устройстве согласования aсу :   .

Р - выходная мощность радиостанции, заданная в таблице,


 aф – погонное затухание в фидере на  1 м его длины равно (0,7-0,8),10-2 дБ/м, 

aсу= 1,5 дБ. 

 

При  λ=140,7 м и aф = дБ/м

  ,

Для обеспечения  уверенной связь необходимо, чтобы уровень напряженности поля для стационарной радиостанции при электротяге переменного тока был не менее 4000мкВ.

 

Улучшим погонное затухание  в фидере aф = дБ/м, тогда

  , -связь не обеспечивается.

 

Изменим длину волны λ=139,4 м и aф = дБ/м, тогда

  , . Е меньше 4000 мкВ, поэтому связь тоже не обеспечивается.

 

 

 

 

При aф = дБ/м

  , < 4000 мкВ.


 

Проверим будет ли связь на участке К-Л равном 13км

При λ=140,7 м и aф = дБ/м

  ,

 Связь  не обеспечивается, т.к полученное  значение Е меньше 4000мкВ (нормированный уровень полезного сигнала на перегоне участка)

 

Улучшим погонное затухание  в фидере aф = дБ/м, тогда

  , -связь не обеспечивается.

 

Изменим длину волны λ=139,4 м и aф = дБ/м, тогда

  , . Е меньше 4000 мкВ, поэтому связь тоже не обеспечивается.

 

При aф = дБ/м

  , < 4000 мкВ.

 

     Таким образом можно сделать вывод, что в гектометровом диапазоне на участке И-К длиной 11км связи нет. Также связи нет и на участке К-Л длиной 13км. Не удалось обеспечить связь на участках И-К и К-Л даже при использовании более дорогого кабеля.

 

 

1.4 Расчет дальности  связи в гектометровом диапазоне  при использовании  направляющих  линий.

 

Дальность уверенной  радиосвязи, км,  между стационарными и локомотивными радиостанциями при применении направляющих линий

;                                            (1.5)

где Адоп – максимально допустимое затухание сигнала в радиотракте, дБ ,   (при одновременной работе на антенну и запитку волноводной линии затухание равно  145 дБ[6]) ;

- суммарные затухания соответственно  в станционных, линейных и локомотивных  устройствах поездной радиосвязи, дБ;

Апер –переходное затухание между направляющими проводами и локомотивной антенной, дБ;

αнп  -постоянная затухания направляющих проводов на перегоне, дБ/км (Затухание сигнала в локомотивных устройствах определяется в основном к. п. д. согласующего устройства и составляет = 2 дБ.

Суммарное затухание, дБ, на станционных устройствах радиосвязи в общем случае

;                                                        (1.6)

 

 

 

 

где aф- погонное затухание фидера, дБ/м; aф =(0,7-0,8),10-2 дБ/м

lф- длина фидера, соединяющего радиостанцию с согласующим устройством, м;

 

 

 

асу    - затухание, вносимое согласующим устройством, равно 1,5 дБ;

 η -к. п. д. индуктивного способа возбуждения направляющих (для расчёта использовать значение 0,6).

 a - концевое затухание (a0=5 дБ). В данном случае концевое затухание не берется.

 

дБ;

 

Таблица 1.4.  Переходное затухание и километрическое затухание

Характеристики тракта

Апер ,дБ

αнп, дБ/км

Синфазное возбуждение  проводов ДПР, подвешенных с разных сторон пути

32

 

4,5-6


 

Суммарное затухание  линии зависит от типа и количества линейных  устройств на участке  длиной lур:


;                                                     (1.7)

где затухания, вносимые соответственно схемами высоко частотного обхода тяговой подстанции и нормально разомкнутого разъединителя, дБ (равны по 2 дБ)

aн -затухание, вызываемое нарушением однородности длины направляющих проводов, дБ; учитывается только при использовании линии ДПР, когда один из них переходит на противоположную сторону пути (aн = 2,6 дБ). Так как у меня не предусмотрена линия ДПР, то и aн   не берется.

aп - затухание, вносимое изменением сторонности подвески направляющих проводов, дБ; при воздушном переходе провод aп = 0,5-0,8 дБ, а при кабельном переходе с использованием согласующих контуров aп = 2,2 дБ;

n - количество переходов направляющих проводов в пределах длины линии;

aтр= 0.55 дБ - затухание, вносимое силовым трансформатором в тракт передачи (при использовании высокочастотных заградителей в месте отпая не должно превышать 0,1 дБ.);

 

т- число трансформаторов в пределах lур. т =18.

Рассматриваем 2 трансформатора и кабельный переход для участка в 20км:

 дБ

  = 2 дБ.

 км.

Из полученных расчетов можно сделать вывод, что дальность уверенной радиосвязи между станционными и локомотивными радиостанциями при применении направляющих линий равняется 20,8 км. Это удовлетворяет длинам почти всех перегонов, кроме перегона Г-Д, равный 19+3 км. На этом перегоне устанавливаем дополнительную выносную радиостанцию для обеспечения связи на нем.

 

 

 

 

2. Расчет дальности ПРС в радиосетях  диапазона  метровых волн 160МГц.

2.1 Базовые кривые распространения радиоволн

 

  Расчет выполняется по базовым кривым распространения (рис.2.1), представляющим собой зависимости медианного значения напряженности поля Е¢2 от расстояния r между точкой приема и источником излучения по прямой линии.


Рис.2.1 Базовые кривые распространения.

 

 

 

 

 

Кривая 1 соответствует случаю, когда направление       распространения  радиоволн   совпадает   с   направлением   трассы   железной   дороги, а кривая 2- когда не совпадает, кривая 3 используется для расчета связи с локомотивами. В данном случае выбирается кривая 1.

 

 

 

2.2 Типы трасс радиосвязи

 

Трасса  типа 4-горная местность, кст=4.

Коэффициент аT учитывает отличие условий распространения радиоволн на конкретной трассе радиосвязи от условий, при которых снимались базовые кривые.

 

 

 

 

 

 

Уровень сигнала, дБ, на входе приемника подвижного объекта:

U2 = Е¢2m+Bm+G1+G2-a ф1l1- Кэ-aф2l2аф1 кc-g2ивм.                                   (2.1)

 

     где: Е¢2,дБ - уровень напряженности поля, отсчитываемый по соответствующей базовой кривой для заданного расстояния;

aT = -6,8 дБ.

Вм-коэффициент, учитывающий отличие мощности передатчика от мощности 1Вт;

Вм = l0∙lgP1

Вм = l0∙lg7=8,45 Вт.

G1 =8,G2 =8- коэффициенты усиления передающей и приемной антенн;

a ф1 и aф2-0,08-0,23 дБ/м в зависимости от типа коаксиального кабеля.

a ф1l1 = 6,67 и aф2l2 = 1,15 - погонные затухания и длины антенных фидеров соответственно передатчика и приемника, при a ф1 и aф2=0,23 дБ/м ;

Кэ - коэффициент экранирования, учитывает ослабление напряженности поля крышевым оборудованием подвижного объекта; Кэ. зависит от типа локомотива и места установки антенны на крыше; для тепловозов:

Кэ = 3,0 дБ;

М - высотный коэффициент, который учитывает отличие произведения высот установки антенн от 100 м2 ,дБ:   M=20∙lg(h1h2/100)

M=20∙lg(100/100) = 0 дБ.

Ккс - коэффициент ослабления напряженности поля контактной сетью, для двухпутного участка Ккс = 2 дБ;


g2 -коэффициент, учитывающий трансформацию напряженности поля в пространстве к напряжению на разъеме приемной антенны, g2 = 12 дБ для антенно-фидерных систем с волновым сопротивлением 50 Ом;

Ки, Км и Кв-вероятностные коэффициенты, которые учитывают флуктуации полезного сигнала вследствие явлений интерференции (Kи), изменения рельефа местности (Км) и изменения рефракции в тропосфере (Кв). При этом Кв = 1,8 дБ; Ки = 5 дБ для электрифицированных участков.

Коэффициент Км зависит от типа трассы (тип 4): Км =5 дБ.

Дальность связи  рассчитывается исходя из условия U2³U2min (где U2min-минимально допустимый уровень полезного сигнала, который необходимо обеспечить на входе приемника радиостанции в конкретных условиях эксплуатации радиосредств, с тем чтобы получить требуемое качество связи).

 

 

Минимально  допустимый уровень полезного сигнала

Условия  эксплуатации радиосредств

УПП 2

Участок, электрофицированный  на постоянном токе при скорости движения, км/ч: до 120

12


 

Дальность связи  рассчитывается исходя из условия  . Считая, что , определяем уровень напряженности поля Е2:

 

Е¢2= U2m-Bm-G1-G2-М+a ф1l1+ Кэ+aф2l2 кc+g2ивм

 

 

 

 

 

При a ф1=   a ф2=0,23 дБ/м, G1=8,    G1=8                        

Е¢2= 12 -6,8-8,45-8-8-0+6,67+ 1,15+3 +2+2+5+1,8+5=17,37дБ

r=28 км

    Вывод:

    Полученное  значение удовлетворяет условию  дальности уверенной радиосвязи. Следовательно, в диапазоне метровых волн можно обеспечить уверенную радиосвязь на данных перегонах.

2.3 Поправочные коэффициенты.

Коэффициент экранирования Кэ учитывает ослабление напряженности поля, вызванное влиянием металлической крыши и наличием в месте расположения возимой антенны различного оборудования. Значения Кэ для дискоконусных антенн АЛП/2,3,  расположенных на крыше тепловоза составляет 2 Дб.

Коэффициенты  Км учитывают медленные колебания напряженности поля вследствие изменения рельефа местности. Коэффициенты Кв учитывают колебания напряженности поля (суточные и сезонные) из-за изменения рефракции в тропосфере.

Коэффициент мощности, дБ:

ВM=10∙lg(P/P1),                                                                      (2.2)

учитывается отличие мощности передатчика P от мощности P1=1 Вт,

ВM=10∙lg(7/1)=8,45, дБ

Высотный  коэффициент М, дБ:

M=20lg(h1h2/100),                                                                   (2.3)

учитывает отличие  произведения высот установки антенн от 100 м2 и используется при расчетах по кривым 1 и 2 (см. рис. 2.1).

M=20lg(100/100)=-0 дБ


2.4 Расчет дальности связи между локомотивами.

 

Напряжение сигнала  на входе приемника возимой радиостанции определяется при условии, что параметры  передающего и приемного антенно-фидерных трактов одинаковы:

Уровень сигнала на входе приемника возимой радиостанции:

u2 = E2 +aт + ВМ +2 G2 +М - 2a2l2 -2KЭ - KКС - g2 - KИ - KВ - KМ

Принимая , считаем:

E2=u2 - aт - ВМ - 2 G2 - М +2a2l2 +2KЭ + KКС+ g2 + KИ + KВ + KМ

E2=12 - 6,8 - 8,45 – 16 – 0+2,3+6+2+12+5+1,8+5= 14,85 дБ.

Информация о работе Расчет поездной радиосвязи, дальности связи в гектометровом, метровом и дециметровом диапазонах