Шпаргалка по "Информационные процессы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:45, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Информационные процессы".

Работа состоит из  1 файл

Шпора ТИПИС.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.


16.   Разновидности информационных систем

Рис. 1.5. Классификация информационных систем по признаку структурированности решаемых задач

Рис. 1.6. Классификация информационных систем по разным признакам

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные И С предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру

Информационно-поисковые системы (см. рис. 1.6) производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиа кассах продажи билетов.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму.


17.   Структура и состав информационной системы.

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем  Рис. 1.4.

Рис. 1.4. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

 


18.   Обеспечивающая и функциональная подсистемы информационной системы

Функциональная подсистема ИС представляет собой комплекс функциональных задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.). Функциональная составляющая ИС полностью относится к прикладной области и сильно зависит от специфики ее задач,  определяя прикладную функциональность информационной системы. Требования к функциональным подсистемам сложны и зачастую противоречивы, так как выдвигаются специалистами из различных прикладных областей. Однако в конечном счете именно эта составляющая более важна для функционирования ИС в той области,  для которой и строится компьютерная инфраструктура. Разработку и внедрение функциональных подсистем можно выполнять постепенно. Например, сначала на наиболее важных и ответственных участках выполнять разработки, обеспечивающие прикладную функциональность системы (внедрять системы финансового учета, управления кадрами и т. п.), а затем распространять прикладные программные системы и на другие, первоначально менее значимые области управления предприятием.

Функциональные подсистемы определяют составы задач и постановки задач, математические модели и алгоритмы решения которых разрабатываются в составе подсистемы «Математическое обеспечение» и которые, в свою очередь, служат базой для разработки прикладных программ, входящих в состав подсистемы «Программное обеспечение».

Обеспечивающие подсистемы ИС являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области, отражает системно-техническую, структурную сторону любой информационной системы.

Все обеспечивающие подсистемы связаны между собой и с функциональными подсистемами.

Состав обеспечивающих подсистем определяется на этапе проектирования информационной системы и может быть различным в зависимости от целей и задач автоматизации экономического объекта. Однако надо иметь в виду, что функционирование информационных систем невозможно, если отсутствует хотя бы одна из трех основных обеспечивающих подсистем: информационное обеспечение, техническое обеспечение, программное обеспечение. Эти три обеспечивающие подсистемы являются основой любой информационной системы.


19.   Понятие модели и моделирования. Виды моделей

Модель  –  некий              обьект-заместитель, который в опред условиях может заменять обьект-оригинал, воспроизводя интересующие нас свойства и харастеристики оригинала, имеет существенные преимущества, удобства (наглядность, обозримость, доступность испытаний, легкость оперирования с ним и тд.)

Моделирование – процесс адекватного отображения наболее существенных сторон исследуемого обьекта или явления с точностью, которая необходима для практических нужд.

Виды моделей:

Информационная (абстрактная) модель – целенаправленно отобранная информация об обьекте, которая отображает наиболее существенные для исследования свойства этого обьекта.

Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, средством соединения новых знаний с имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождения между моделью и реальностью встаёт задача устранения этого рас-

хождения с помощью изменения модели путём приближения модели к реальности.

     Прагматические модели являются средством управления, средством организации практических действий, способом

представления образцово правильных действий или их результата. Поэтому при обнаружении расхождения между моделью

и реальностью встает задача устранения этого расхождения с помощью изменения реальности так, чтобы приблизить её к модели.

Сенсуальные модели – модели каких-то чувств, эмоций, либо модели, оказывающие воздействие на чувства человека (поэзия, музыка)

Концептуальная модель – абстрактная модель, выявляющая причинно-следственные связи, присущие исследуемому обьекту и существующие в рамках определенного исследования.

ДЕСКРИПТИВНАЯ МОДЕЛЬ— модель, предназначенная для описания и объяснения наблюдаемых фактов или прогноза поведения объектов.

  Гносеологические модели направлены на изучение объективных законов природы (например, модели солнечной системы, биосферы, мирового океана, катастрофических явлений природы) Инфологическая модель - объединением частных представлений о содержимом базы данных, полученных в результате опроса пользователей, и своих представления о данных, которые могут потребоваться в будущих приложениях.

Математическая модель — приближённое описание какого-либо класса явлений внешнего мира, выраженное с помощью математической символики.

Так же есть наглядные, смешанные, кибернетические модели.


20.           Уровни моделей. Классический подход отличается от системного тем, что предполагает последовательный переход от частного к общему и синтезирует систему путем слияния ее элементов, разрабатываемых раздельно.

Изучение любой системы предполагает создание модели системы, позволяющей произвести анализ и предсказать ее поведение в определенном диапазоне условий, решать задачи анализа и синтеза реальной системы. Оно может производиться на различных уровнях абстракции.

Следовательно, модель, это описание системы, отражающее определенную группу ее свойств.

Методика моделирования зависит от уровня моделирования, т.е.от степени детализации описания реальной системы.

Основные уровни:

1)             уровень структурного или имитационного моделирования сложных систем с использованием их алгоритмических моделей и применением специализированных языков моделирования, теорий множеств, алгоритмов, графов и т.д.

2)             уровень логического моделирования функциональных схем элементов и узлов сложных систем, модели которой представляются в виде уравнений непосредственных связей (логических уравнений) и строятся с применением аппарата двухзначной или многозначной алгебры логики.

Уровень количественного моделирования (анализа) принципиальных схем элементов сложных систем, модели которой представляются в виде систем не линейных алгебраических или интегро-дифференциальных уравнений и исследуется с применением методов функционального анализа, теории диффер уравнений, матем статистики.

На структурном уровне моделируется состав элементов объекта на низшем уровне структурирования. К структурным

относятся бинарные отношения иерархической подчинённости, отношения порядка, смежности, сопряжённости, функцио-

нальной связи.

На логическом уровне моделирования каждому множеству, булевой матрице бинарных отношений или структурному

графу соответствуют наборы логических отношений между входящими в них элементами, представленными в виде логиче-

ских переменных.

На каждом из основных уровней моделирования возможны описания объекта с различной степенью полноты и обобще-

ния, так как существуют разные степени детализации структурных, логических и количественных свойств и отношений. Од-

нако задача построения требуемой приближённой модели, которая бы достаточно точно отражала характерные свойства

объекта или его элемента на данном уровне проектирования и в то же время являлась доступной для исследования, пред-

ставляет значительные трудности.


неверно

21. МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТУИЦИИ И ОПЫТА СПЕЦИАЛИСТОВМЕТОДЫ

ТИПА «МОЗГОВОЙ АТАКИ»

Мозговая атака основана на гипотезе, что среди большого числа идей имеется по меньшей мере несколько хороших, полезных для решения проблемы, которые нужно выявить. Методы этого типа известны также под названием коллективной генерации идей, конференций идей, метода обмена мнениями.

     В зависимости от принятых правил и жёсткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов

МЕТОДЫ ТИПА «СЦЕНАРИЕВ»

Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев.

Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели (в этом собственно и заключается основная роль сценария), но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами. Группа экспертов, подготавливающая сценарий, пользуется обычно правом получения необходимых сведений от предприятий и организаций, необходимых консультаций. Далее формируется согласованный текст.

МЕТОДЫ СТРУКТУРИЗАЦИИ

Структурные представления разного рода позволяют разделить сложную проблему с большой неопределённостью на более мелкие, лучше поддающиеся исследованию, что само по себе можно рассматривать как некоторый метод исследования, именуемый иногда системно-структурным.

МЕТОДЫ ТИПА «ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ»

Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, получаемой путём расчленения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые в конкретных приложениях называют подцелями нижележащих уровней, направлениями, проблемами, а начиная с некоторого уровня – функциями.

МЕТОДЫ ТИПА «ДЕЛЬФИ»

Основные средства повышения объективности результатов при применении метода «Дельфи» – использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учёт этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.

МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

   1) проблемы формирования экспертных групп, включая требования к экспертам, размеры группы, вопросы тренировкиэкспертов, оценки их компетентности;

     2) формы экспертного опроса (разного рода анкетирования, интервью, смешанные формы опроса) и методики организации опроса (в том числе методики анкетирования, мозговая атака, деловые игры и т.п.);

     3) подходы к оцениванию (ранжирование, нормирование, различные виды упорядочения, в том числе методы предпочтений, попарных сравнений и др.);

     4) методы обработки экспертных оценок;     5) способы определения согласованности мнений экспертов, достоверности экспертных оценок (в том числе статистические методы оценки дисперсии, оценки вероятности для заданного диапазона изменений оценок, оценки ранговой корреляции Кендалла, Спирмена, коэффициента конкордации и т.п.) и методы повышения согласованности оценок путём соответствующих способов обработки результатов экспертного опроса.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛОЖНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

Рассмотренные выше недостатки экспертных оценок привели к необходимости создания методов, повышающих объективность получения оценок путём расчленения большой первоначальной неопределённости проблемы, предлагаемой эксперту для оценки, на более мелкие, лучше поддающиеся осмыслению.


23.     Методы экспертных оценок

Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной  форме с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР - лицами, принимающими решения.

Мeтoды экcпepтныx oцeнoк мoжнo paздeлить на две гpyппы: мeтoды кoллeктивнoй paбoты экcпepтнoй гpyппы и мeтoды пoлyчeния индивидyaльнoгo мнения члeнoв экcпepтнoй гpyппы.

Мeтoды кoллeктивнoй paбoты экcпepтнoй гpyппы пpeдпoлaгaют пoлyчeниe oбщeгo мнения в xoдe coвмecтнoгo oбcyждeния peшaeмoй пpoблeмы. Инoгдa эти мeтoды нaзывaют мeтoдaми пpямoгo пoлyчeния кoллeктивнoгo мнения. Оcнoвнoe пpeимyщecтвo этих мeтoдoв зaключaeтcя в вoзмoжнocти paзнocтopoннeгo aнaлизa пpoблeм. Нeдocтaткaми мeтoдoв являeтcя cлoжнocть пpoцeдypы пoлyчeния инфopмaции, cлoжнocть фopмиpoвaния гpyппoвoгo мнения по индивидyaльным cyждeниям экcпepтoв, вoзмoжнocть дaвлeния aвтopитeтoв в гpyппe.

Мeтoды пoлyчeния индивидyaльнoгo мнения члeнoв экcпepтнoй гpyппы ocнoвaны на пpeдвapитeльнoм пoлyчeнии инфopмaции от экcпepтoв, oпpaшивaeмыx нeзaвиcимo дpyг от дpyгa, c пocлeдyющeй oбpaбoткoй пoлyчeнныx дaнныx. К этим мeтoдaм мoжнo oтнecти мeтoды aнкeтнoгo oпpoca, интepвью и мeтoды "Дeльфи".

Информация о работе Шпаргалка по "Информационные процессы"