Планирование экономической деятельности общества в условиях рыночной эккономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:53, реферат

Описание

Современное предприятие является сверхсложной системой, которой
приходится управлять в нестабильных условиях перехода к рынку. Сверхсложная
природа предприятия требует предварительного анализа как его самого, так и
внешней среды и выработки детальной последовательности действий по
постановке целей и их реализации, т.е. сверхсложная природа предприятия,
побуждает формировать план. Одновременно динамичная и нестабильная внешняя
среда делает неработающими жесткие и детерминированные планы.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты планирования на предприятии 3
1.1. Назначение и цели планирования 3
1.2. Стратегическое и оперативное планирование 7
1.3. Процесс планирования в организации 9
1.4. Система планов экономической организации 11
1.5. Организация внутрифирменного планирования 14

Работа состоит из  1 файл

Планирование 2.docx

— 39.29 Кб (Скачать документ)

          Санкт- Петербургская академия управления и экономики Красноярский филиал

 

 

Факультет: Финансы и кредит

Специальность: Экономист 

 

 

Контрольная работа

 

 

По  дисциплине: Прогназирование и планирование в условиях рынка

На Тему:”Планирование экономической деятельности общества в условиях рыночной эккономики”

 

 

 

 

                                                                                                   Проверил:

Емельянова А.Ю

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ФСС  09

Чарду Я.Г


 

Красноярск 2011г.                                                        

Совершенствование планирования на предприятии

Содержание

Введение    2

1.    Теоретические  аспекты планирования на предприятии  3

  1.1.     Назначение  и цели планирования    3

  1.2.     Стратегическое  и оперативное планирование    7

  1.3.     Процесс  планирования в организации     9

  1.4.     Система  планов экономической организации     11

  1.5.     Организация  внутрифирменного планирования    14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение

 

      Современное   предприятие  является  сверхсложной   системой,   которой

приходится управлять  в нестабильных условиях перехода к  рынку.  Сверхсложная

природа предприятия требует  предварительного анализа как его  самого,  так  и

внешней  среды  и  выработки  детальной   последовательности   действий   по

постановке целей и  их реализации,  т.е.  сверхсложная  природа  предприятия,

побуждает формировать план. Одновременно динамичная и  нестабильная  внешняя

среда делает неработающими  жесткие и детерминированные  планы.

      Получается,  что  план  предприятия  должен  быть,  с  одной  стороны,

достаточно  детальным,  чтобы  вовремя  предвидеть  и   решать   возникающие

проблемы, а также чтобы  координировать  усилия  различных  подразделений  и

специалистов. С другой стороны,  план  должен  быть  достаточно  гибким  для

того, чтобы позволять  специалистам реагировать на неожиданные  возмущения  со

стороны внешней среды  и чтобы с выгодой использовать  случайно  появляющиеся

возможности.  Для  решения  этой  дилеммы   —   одновременного   обеспечения

детальной  проработки  и  сохранения  гибкости  —  разработаны   специальные

методы, которые мы и рассмотрим.

      Планирование  хорошо   работает   в   условиях   стабильной,   четкой,

формализуемой и прогнозируемой среды. В этом случае  планирование  позволяет

заранее предвидеть все основные наступающие события и  вовремя  принять  все

полезные меры, включая  эффективное размещение и использование  ресурсов.

      Однако  планирование  может  использоваться  не  только   в   условиях

стабильной, четкой, формализуемой  и предсказуемой среды,  но  и  в  условиях

турбулентной, нечеткой и  плохо прогнозируемой среды. Поэтому, тема  курсовой

работы является очень  актуальной.

 

              Теоретические аспекты планирования  на предприятии

 

 

                      1 Назначение и цели планирования

 

      Успех предпринимательской  деятельности во многом зависит   от  качества

внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных  целей,

способов их достижения  и  ресурсного  обеспечения.  Каждый  предприниматель

должен решить три задачи: что, как и для кого производить. Не  импровизация,

не спонтанные ситуативные  действия, а  систематическая  подготовка  принятия

решений  о  целях,  средствах  и  действиях   путем   сравнительной   оценки

альтернатив в ожидаемых  условиях составляет сущность планирования бизнеса.

      А.  В.  Волков   в   учебнике   «Экономика   предприятия»   определяет

планирование  как  предвидение  цели  фирмы,  результатов  ее  деятельности;

ресурсов, необходимых для  достижения определенных целей. В этом  определении

планирование определяется через понятие « предвидение  ».

      При переходе  России к рыночным отношениям  от планирования  практически

отказались, особенно в 1992—1995 г., считая,  что  рынок  расставит  все  по

своим местам. Но планирование является  главной  функцией  управления  любым

предприятием.  Именно  с  планирования  начинается  как  создание,   так   и

функционирование хозяйствующего субъекта. Об  этом  свидетельствует  и  опыт

стран с развитой рыночной экономикой.  Недооценка  планирования  в  условиях

рынка,  сведение  его   к   минимуму,   игнорирование   или   некомпетентное

осуществление, как правило, приводят  к  большим  экономическим  потерям,  к

явлениям неплатежеспособности предприятий.

      Рынок   не  отрицает  плановость,  он   перемещает   ее   в   первичное

производственное звено  —  предприятие.  Да  и  в  масштабе  страны  в  целом

планирование  не  заменяется  полностью  регулирующей  функцией   рынка.   В

зарубежных странах, где развита рыночная  экономика,  государство формирует

стратегическое   направление   своего   экономического   развития,   крупные

социальные  и  научно-технические  программы,  бюджет  страны,  расходы   на

оборону и др.

      На уровне  хозяйствующего субъекта  осуществляется  как  стратегическое

(долгосрочное)   планирование,   так   и    текущее    технико-экономическое

планирование,   а   также   оперативно-производственное   планирование   как

детализация разработок текущих  планов  предприятия  в  целом,  его  крупных

цехов и малых производственных подразделений вплоть до рабочего места.

      В  текущих   технико-экономических   планах   (годовых,   квартальных,

месячных)   детально   конкретизируются   цели   и   задачи,    поставленные

перспективным планом. Текущие технико-экономические планы  (производственные

бизнес-планы) включают сведения о заказах, обеспеченности  их  материальными

ресурсами,  степени  загрузки  производственных  мощностей,   обеспеченности

промышленно-производственным персоналом.  В  них  также  содержатся  расчеты

затрат  на  производство,  расчеты  прибыли,  рентабельности,   расходы   на

реконструкцию производственно-технической  базы предприятия.

      План является  руководством к действию, к исполнению.  Он  используется

для  обоснования   предпринимательской   идеи,   ее   перспективности,   для

обоснования  финансового  оздоровления  предприятия  и  реальности  возврата

полученных кредитов  с  целью  пополнения  оборотных  средств.  Причем  план

необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

      Таким образом,  планирование —  это  процесс   обработки  информации  по

обоснованию предстоящих  действий, определение наилучших  способов  достижения

целей. Планировать свое предпринимательство  необходимо.  Часто  бывает,  что

технологически   предпринимательство   просчитывается   безупречно,   однако

экономические  расчеты  не  выполняются,  что  и  приводит  к   неудачам   в

предпринимательстве.  Необходимо  заранее   составить   план   экономической

деятельности  предприятия.  Важно  экономически  грамотно  разработать  план

закупки сырья, материалов, топлива, комплектующих деталей и  полуфабрикатов.

От этого зависят эффективность  производства, размер  налога  на  добавленную

стоимость, оборачиваемость  оборотных средств,  рентабельность  производства.

Непродуманная  политика  закупок  ведет  к  переплате  НДС,   неэффективному

использованию  оборотных  средств.   Неправильно   спланированные   реальные

затраты на  производство  и  реализацию  продукции  приводят  к  банкротству

хозяйствующего субъекта.

      Процесс  планирования  является  инструментом,  помогающим  в  принятии

управленческих  решений,  поэтому  и  в  рыночной  экономике  от   него   не

отказываются.

      Проводимая  в стране экономическая реформа   предоставила  экономическую

свободу предприятиям, и многие руководители  попытались  частично  или  даже

полностью (главным образом  это относится к  средним  и  малым  предприятиям)

освободится от планирования, считая его оковами для  себя.  Однако  принятие

решений  на  базе  интуиции,  импровизации,  как  правило,  не  приводит   к

оптимальным   результатам   и   в   условиях   нормальной,    некриминальной

экономической  деятельности.  Тем  более,  в  условиях   развития   рыночных

отношений, роста и усиления конкуренции возрастает роль планирования.

      Руководители  предприятия должны  учитывать,  что  планирование  —  это

экономический  метод   управления,   выступающий   как   основное   средство

использования экономических  законов в процессе хозяйствования.  Планирование

базируется на данных прошлого,  но  стремится  определить  и  контролировать

развитие предприятия  в перспективе.

      Планирование  можно классифицировать по различным  направлениям:

      1. По степени  охвата сфер деятельности:

      • общее   планирование,  т.  е.  планирование  всех  сфер  деятельности

предприятия;

      •частное  планирование,   т.   е.   планирование   определенных   сфер

деятельности.

      2.  По  содержанию (видам) планирования:

      •   технико-экономическое:   поиск   новых   возможностей,    создание

определенных предпосылок;

      • оперативно-производственное — реализация  возможностей  и контроль

текущего хода производства.

      3.  По  объектам функционирования:

      • планирование  производства;

      • планирование  сбыта;

      • планирование  финансов;

      • планирование  кадров.

      4.  По  периодам (охвату отрезка времени):

      • текущее   технико-экономическое  планирование,  охватывающее  отрезок

времени от месяца до 1 года работы предприятия;

      •  перспективное   технико-экономическое   планирование,   охватывающее

отрезок времени свыше  года (с разбивкой на среднесрочное  — на срок до 5  лет

и долгосрочное планирование — на срок более 5 лет).

      В качестве  оценки  эффективности  планирования  используют  несколько

критериев:

      • полнота   планирования,  т.  е.  степень   охвата  планированием  всех

подразделений предприятий;

      •  непрерывность  планирования;

      •   гибкость  планирования, т. е. возможность  оперативной корректировки

планов;

      •   возможность  контроля за выполнением плана.

      В странах  с  развитой  рыночной  экономикой  выделяют  следующие  фазы

планирования:

      •   выработка  глобальных целей (стратегий)  фирмы;

      •   выработка  локальных целей (стратегий) фирмы;

      •   анализ  внутренней и внешней среды  фирмы;

      •   поиск  альтернатив и оценка наилучшей  альтернативы;

      •   прогнозирование;

      •   принятие  решения, постановка планового  задания;

      •   разработка  производственного (внутреннего)  плана.

 

                 2 Стратегическое и оперативное  планирование

 

      Весь процесс  планирования в экономической  организации можно  разделить

на  две   основные   стадии:   разработка   стратегии   деятельности   фирмы

(стратегическое планирование) и определение тактики реализации  выработанной

стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).

      Стратегия  фирмы  —  это  совокупность  ее  главных  целей  и   основных

способов достижения данных целей.

      Другими  словами,  разрабатывать  стратегию   действия  фирмы  —  значит

определять общие направления  ее деятельности.

      Стратегией  не может быть простое определение  желаемых целей и  удобных

способов их претворения. Принять желаемое за действительное  —  это  еще  не

значит разработать стратегию.  Стратегия должна  исходить  не  из  приятных

мечтаний, а из реальных возможностей развития  фирмы.  Поэтому  стратегия  —

это прежде всего реакция организации на  объективные внешние и внутренние

обстоятельства ее деятельности.

      Обычно стратегическое  планирование  бывает  рассчитано  на  длительный

период, хотя во многих организациях стратегия основывается на  среднесрочном

планировании (второй способ более приемлем для российских фирм,  действующих

в условиях предельно высокой  неопределенности). Вместе с тем  стратегическое

и долгосрочное планирование, как  уже  отмечалось,  процессы  неоднозначные.

Стратегия — это не функция  времени, а функция  направления.  Она  не  просто

сосредоточена на данном периоде  времени,  а  включает  в  себя  совокупность

глобальных идей развития фирмы.

      Ответственность  за разработку стратегии несет прежде всего руководство

Информация о работе Планирование экономической деятельности общества в условиях рыночной эккономики