Основы конструирования деталей машин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание

Развитие современной науки и техники неразрывно связано с созданием новых машин, повышающих производительность и облегчающих труд людей, а также обеспечивающих средства исследования законов природы и жизни человека.

Работа состоит из  1 файл

!Пояснительная ОКиДМ.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Введение

 

Развитие современной науки  и техники неразрывно связано  с созданием новых машин, повышающих производительность и облегчающих труд людей, а также обеспечивающих средства исследования законов природы и жизни человека.

Целью создания машины является увеличение производительности и облегчения физического труда человека путем замены человека машиной. В некоторых случаях машина может заменять человека не только в его физическом, но и в умственном труде. Так, например, счетно-решающие машины заменяют человека или помогают ему в проведении необходимых математических операций, информационные машины обрабатывают большое количество заложенных в них человеком сведений и дают ему требуемую информацию и т.д. Созданные человеком машины могут управлять производственными и другими процессами по определенным, заранее составленным программам и в некоторых случаях автоматически обеспечивать процессы с оптимальными результатами.

Наконец, машины могут в некоторых  случаях заменять отдельные органы человека, такие, например, как конечности (механизмы манипуляторов, протезы), сердце (искусственное сердце) и т.д.

Курс по основам конструирования  машин является одним из первых расчетно-конструкторских курсов, в котором изучают основы проектирования машин и механизмов.

Задача курса «Основы конструирования и детали машин» как научной дисциплины состоит в освещении методов, правил и норм проектирования деталей исходя из заданных условий их работы в машине, обеспечивающих придания деталям наивыгоднейших форм, размеров, выбор необходимых материалов, степени точности, качества поверхностей и назначение технических условий изготовления деталей.

Дисциплина «Детали машин и основы конструирования» использует преимущественно законы и положения Теоретической механики, как основы общемеханической подготовки. В совокупности с дисциплинами «Сопротивление материалов», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Технология конструкционных материалов», «Детали машин и основы конструирования» является теоретическим фундаментом, на котором строится современное машиностроение.

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для подготовки высококвалифицированных специалистов.

 

1 Выбор электродвигателя. Кинематический расчет привода

 

Выбор электродвигателя

 

Определим коэффициент полезного действия (КПД) привода:

 

,    (1)

 

где - КПД подшипников качения;

- КПД открытой цепной передачи;

- КПД закрытой в корпусе зубчатой передачи;

- КПД муфты.

 

Значения коэффициентов приведены  в [1], табл. 1.1. Значения КПД механических передач:

 

.

 

Требуемая мощность электродвигателя определяется по формуле:

 

,      (2)

 

где - мощность на валу рабочей машины, кВт.

 

 кВт.

 

Согласно [1] мощность электродвигателя, подбираемого для проектируемого привода, должна быть не ниже той, которая определена по формуле (2). Из существующих типов двигателей выбираем асинхронный электродвигатель трехфазного тока единой серии 4А. Перечень электродвигателей приведен в [1], П1.

Ближайшие по мощности двигатели и  их характеристики занесем в таблицу 1. В соответствии с рекомендациями, при курсовом проектировании выбираем двигатель с синхронной частотой вращения от 1000 об/мин.

 

Таблица 1

 

Асинхронные электродвигатели серии 4А

 

 

Типоразмер

Мощность, кВт

Синхронная частота вращения

, об/мин

Скольжение s, %

132М6

7,5

1000

3,2

2,0


 

Определим номинальную частоту  вращения вала двигателя  для каждого двигателя:

 

.      (3)

 

Для двигателя 4A132M6:

 

 об/мин.

 

Определим общее передаточное число  привода  :

 

,      (4)

 

где - частота вращения вала рабочей машины, об/мин.

 

.

 

Принимая передаточное число зубчатой передачи = 4. Определим передаточное отношение цепной передачи:

 

;      (5)

 

.

 

Кинематический расчет привода

 

Уточним передаточное число цепной  передачи. Из ряда по ГОСТ 2185-66 принимаем ближайшее значение . Следовательно, общее передаточное отношение:

 

.

 

Тогда, погрешность общего передаточного  отношения привода  :

 

,

 

Что допустимо при проектировании.

Уточним частоту рабочей машины, преобразовав формулу (4):

 

 об/мин.

 

Определяем кинематические параметры

Определим частоты вращения валов  привода:

 

,       (6)

 

где - частота вращения предыдущего вала элемента привода, об/мин,

- передаточное число элемента, находящегося между предыдущим  валом и валом для которого ведется расчет.

 

 об/мин,

об/мин,

об/мин,

об/мин.

 

Определим угловую скорость валов  привода:

 

;      (7)

 

рад/с,

рад/с,

рад/с,

рад/с.

 

Определяем силовые параметры

Определим мощности на валах привода:

 

,           (8)

 

где - мощность на предыдущем элементе привода, кВт,

- КПД элемента, находящегося  между предыдущим валом и валом для которого ведется расчет.

 

кВт,

кВт,

кВт,

кВт.

 

 

Определим вращающие моменты на валах привода:

 

Нм,

Нм,

Нм,

Нм.

 

Значения кинематических и силовых  параметров приведены на рисунке 1.

 

 
2 Расчет закрытой передачи. Выбор  редуктора

 

Так как в задании на курсовой проект нет особых требований в отношении  габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками, [1], табл. 3.3:

– материал шестерни: сталь 45, термообработка  улучшение, НВ=230;

– материал колеса: сталь 4, термообработка  улучшение, НВ=200.

 

Определение допускаемых  контактных напряжений.

Допускаемые контактные напряжения определяются по формуле:

 

,                (9)

где  – предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов, определяется по формуле:

 

,     (10)

 

коэффициент долговечности; при  числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при  длительной эксплуатации редуктора, принимают  ;коэффициент безопасности .

Для прямозубых колёс расчётное допускаемое контактное напряжение определяется по формуле:     

 

;    (11)

 

– для шестерни:

;    (12)

МПа,

 

– для колеса:

Мпа

 

Тогда расчётное допускаемое контактное напряжение по(11):

 МПа

Требуемое условие  выполнено.

 

Коэффициент , в связи с несимметрическим расположением колёс относительно опор, принимаем .

Коэффициент ширины венца  для косозубых передач, принимаем  .

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:

;    (13)

мм,

где для прямозубых колёс , а передаточное число редуктора .

Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66  мм (в [1], с.36)

Модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:

мм;

принимаем по ГОСТ 9563-60* мм.

Определим числа зубьев шестерни и колеса:

 

;     (14)

,

;      (15)

.

 

Основные размеры шестерни и колеса.

Диаметры делительные:

 

      (16)

Проверка: мм.

 

Диаметры вершин зубьев:

 

      (17)

мм,

мм.

 

Ширина колеса: мм.

Ширина шестерни: мм.

 

Определяем коэффициент  ширины шестерни по диаметру:

 

;      (18)

.

Окружная скорость колёс  и степень точности передачи:

 

;      (19)

м/с.

При такой скорости для  прямозубых колёс следует принять 8-ю степень точности.

Коэффициент нагрузки:

 

.    (20)

 

Значение  при , твёрдости и несимметричном расположении колёс относительно опор с учётом изгиба ведомого вала от натяжения цепной передачи . При м/с и 8-й степени точности . А для прямозубых колёс при м/с имеем .

 

Проверка контактных напряжений:

 

;    (21)

Мпа
.

 

Силы, действующие в зацеплении:

– окружная  Н;

– радиальная  Н;

 

Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:

 

.       (22)

 

Здесь коэффициент нагрузки . При , твёрдости и несимметричном расположении зубчатых колёс относительно опор . для 8-й степени точности и пряиозубых колёс. Таким образом, коэффициент ; коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев :

 

;      (23)

– у  шестерни ;

– у   колеса .

 и  (в [1], с.42).

Допускаемое напряжение:

 

.     (23)

 

 Для стали 45 улучшенной при твёрдости :

– для  шестерни МПа;

– для  колеса МПа.

 

Коэффициент безопасности:

 

,     (24)

где (в [1],по табл. 3.9 );

      (для поковок и штамповок).

По формуле (24):

 

.

 

Допускаемые напряжения по (23):

 

– для  шестерни:

 

МПа,

– для  колеса:

 

МПа.

 

Находим отношение  :

– для  шестерни МПа;

– для  колеса МПа.

Дальнейший расчёт следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.

Определяем коэффициенты  и :

;

;

для средних значений коэффициента торцевого перекрытия и 8-й степени точности .

 

Проверяем прочность зуба колеса по формуле (22):

 

 МПа.

Условие прочности выполнено.

Подбор редуктор выполняем из каталога готовых изделий. Редуктор выбираем по следующим критериям: число ступеней передачи, форма зубчатых колес, характер исполнения зубьев зубчатых колес, межосевое расстояние, т.е. требуется редуктор с одной ступенью, для цилиндрических косозубых колес с межосевым расстоянием мм.

Все вышеперечисленные условия  удовлетворяют редукторы серии  ЦУ.

Редуктор 1ЦУ-160 – 4 – 21Ц. Одноступенчатый  прямозубый цилиндрический редуктор с  межосевым расстоянием 160 мм, номинальным  передаточным числом 4, вариантом сборки 21. Схема вариантов сборки приведена на рисунке 2.

 

 

 

Рисунок 2 – Варианты сборки одноступенчатых  цилиндрических редукторов типа 1ЦУ (утолщенной линией обозначен ведомый вал)

 

Технические характеристики редуктора  приведены в таблице 2

 

Таблица 2

 

Технические характеристики редуктора 1ЦУ-160-4-21Ц

 

Номинальный вращающий момент на выходном валу, Hм

Допускаемая радиальная нагрузка, Н

Объем заливаемого масла, л

Масса, кг

На входном валу

На выходном валу

1000

1000

4000

2

75

Информация о работе Основы конструирования деталей машин